Артур Мортон - Английская Утопия

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Английская Утопия"
Описание и краткое содержание "Английская Утопия" читать бесплатно онлайн.
Эта книга — история двух островов: Утопии и Британии. У каждого из них своя история. Обе развиваются параллельно и помогают взаимно объяснить одна другую. Цель настоящей книги — способствовать этому объяснению. Люди думали, надеялись, а иногда и боялись, что Утопия есть тот самый остров, в который может вскоре превратиться современная им Британия. Их мысли и чаяния в этом направлении зависели не только от прочитанных ими книг и привычного круга идей, но и от событий, происходивших в реальном, окружающем их мире, от класса, к которому они принадлежали, и от роли, которую этот класс играл или хотел играть по отношению к другим классам.
(Оказывается — весьма интересно узнавать как зарождались идеи, которые с таким трудом наши деды претворяли в жизнь, а мы так легко и бездарно их про*рали — Гриня)
37
Тамбурлэн (искаженное от Тамерлан) — герой трагедии выдающегося английского драматурга-гуманиста Кристофера Марло (1564–1593) «Тамерлан Великий». — Прим. ред.
38
Джон Уэбстер (ок. 1580 — ок. 1625) — английский драматург, автор пессимистических трагедий «Белый дьявол или Виттория Корамбона», «Трагедия герцогини Мальфи» и др. — Прим. ред.
39
Уильям Гарви (1578–1657) — выдающийся английский врач-физиолог.
Уильям Гильберт (1540–1603) — известный английский физик. — Прим. ред.
40
Вспоминается отзыв Обри о самом Бэконе: «Ни один из его слуг не смел появиться перед ним без испанских кожаных сапог, так как его возмущал запах воловьей кожи».
41
Рассказывают, что когда появились книга «Novum Organum» Яков сказал про нее, что она, «как и божий мир, — превосходит всякое понимание».
42
Ян Амос Коменский (1592–1670) — знаменитый чешский ученый и просветитель, гуманист и демократ, основатель новой педагогики. — Прим. ред.
43
Люди Пятого царства — религиозная секта в Англии времен Республики, утверждавшая, что Пятое царство, во время которого Христос будет править на земле тысячу лет, наступит в ближайшее время и что она должна силой помочь его установлению. — Прим. ред.
44
Апокалипсис, XIV, 6.
45
Интересно проследить, как во многих религиях Иерусалим и Вавилон постепенно превращаются из символов религиозного порядка в политические и общественные. Роберт Бэртон («Анатомия меланхолии», 1621, часть III, раздел I) приводит слова Августа:
«Два города представляют две любви; это Иерусалим и Вавилон, — один любовь к Богу, другой — земную; мы все — граждане этих двух городов, и, вглядевшись в самих себя, мы можем скоро определить, кто из которого».
В армейском псалме периода гражданской войны имеются следующие строки:
Бог теперь нам воздал честь,
И святых нисходит сонм.
Меч остер, проворны стрелы,
Чтоб разрушить Вавилон.
Блейк значительно углубляет этот процесс, о чем см. ниже.
46
Можно возразить, что, наоборот, Кокейн содержит в себе многие черты библейского Эдема. Важно, однако, то обстоятельство, что и Эдем и Кокейн оба содержат ряд традиционных черт, присущих мифологиям в разных частях света. И объяснения требует вовсе не то, что эти мифы распространены вообще, но то, что они никогда не утрачивают своей популярности в сознании народа.
47
«Макария» означает «блаженная». Мор писал, что эта страна находится недалеко от его Утопии.
48
Мы цитируем по книге Смита «Гаррингтон и его Океания». Смит указывает на то, что Гаррингтон был знаком с произведениями и деятельностью Уинстенли и диггеров, которые также произвели перераспределение земли в соответствии с необходимостью установления подлинной Республики. Диггеры, бывшие в основном пролетариями, предложили гораздо более радикальный и коммунистический раздел, чем Гаррингтон. «Закон свободы» Уинстенли, хотя и представляет пропагандистское произведение и не имеет формы сказки, мог бы все же быть причислен к утопиям XVII века.
49
Недолговечный «Рота-клуб» был основан Гаррингтоном с целью содействовать осуществлению своих планов постоянного по очередного (путем ротации) изменения состава исполнительных и законодательных государственных органов. — Прим. ред.
50
Одно из старейших научных учреждений Англии, фактически выполняет роль Академии наук. Основано в 1662 году. — Прим. ред.
51
Здесь в 1685 году королевскими войсками Якова I, возглавлявшимися генералом Джоном Черчиллем, была разбита повстанческая армия Монмаута, основную часть которой составляли крестьянские массы, городские ремесленники и рабочие. — Прим. ред.
52
Он же Вильгельм Оранский, ставший в 1688 году королем Англии после низложения Якова II Стюарта. — Прим. ред.
53
Уильям Лод (1573–1645) — архиепископ Кентерберийский, ярый поборник абсолютизма.
Уильям Сашеверелл (1638–1691) — английский политический деятель; принимал активное участие в разработке Билля о правах.
Роберт Уолпол (1676–1745) — английский государственный деятель, виг, премьер-министр в 1715–1717 и в 1721–1742 гг.
Джон Лилберн (ок. 1614–1657) — руководитель и идеолог мелкобуржуазного движения левеллеров во время английской революции.
Джон Уилкс (1727–1797) — английский политический реформатор, выразитель интересов лондонского купечества и мелкой буржуазии. — Прим. ред.
54
Уильям Темпл (1628–1699) — английский государственный деятель и писатель. — Прим. ред.
55
Известный консервативный клуб в Лондоне. — Прим. ред.
56
Ричард Хэклут (1552–1616) — английский историк и географ. — Прим. ред.
57
Галеон — испанское парусное судно XVI века. — Прим. ред.
58
Савиньен Сирано де-Бержерак (1619–1655) — французский драматург и поэт. — Прим. ред.
59
Антони Вуд пишет: «Эта книга… была осуждена как столь же праздная, как и взгляды Коперника или странные рассуждения об антиподах, когда впервые о них услышали. Однако в дальнейшем, при более упорных попытках разобраться во всех этих хитросплетениях, люди более трезвого ума нашли дорогу, по которой следовало идти, чтобы увеличить объем знаний для пользы потомства. Среди них доктор Уилкинс, бывший некоторое время епископом Честерским, составил по разным отрывочным данным того времени (как предполагают) научный труд, названный «Открытие нового мира на луне» (Athenae Oxonienses, 1691).
60
См. «Остров Пайна» Невиля, стр.84.
61
Болингброк, Генри (1678–1751) — английский государственный деятель и писатель-публицист, крайний тори. — Прим. ред.
62
Блейк Уильям (1757–1827) — английский художник и поэт. — Прим. ред.
63
Уильям Годвин (1756–1836) — мелкобуржуазный историк, проповедник анархизма. — Прим. ред.
64
Манихейская философия — философско-религиозное учение, возникшее в III веке на Ближнем Востоке. Представляет собой смесь зороастризма с его представлениями о борьбе двух начал — добра и зла — и христианского учения о спасении души. — Прим. ред.
65
Сэмюэль Колридж (1772–1834) и Роберт Соути (1774–1843) — английские поэты-романтики так называемой «озерной школы». Под влиянием французской революции одно время увлекались идеями утопического социализма, но уже с 1794 года их произведения стали носить религиозно-мистический и по существу реакционный характер. — Прим. ред.
66
Уильям Коббет (1762–1835) — английский политический деятель и публицист, мелкобуржуазный радикал.
Томас Пейн (1737–1809) — американский политический деятель и публицист, революционный демократ и просветитель. — Прим. ред.
67
Сравните у Морриса: «Помните всегда, форма впереди цвета и контура, силуэт впереди лепки не потому, что вторые имеют меньше значения, но потому, что они не могут быть правильными, если первые неверны».
68
Laissez faire, laissez passer (франц.) — «Предоставьте свободу действий» — лозунг, сформулированный (как принято считать) французским экономистом XVIII века Жаном Гурнэ; в Англии в первой половине XIX века стал лозунгом фритредеров. — Прим. ред.
69
Читатели «Алтона Локка» вспомнят страстное желание чартистского героя книги поселиться где-нибудь в тропической стране и как он выполнил свое намерение после крушения чартизма.
70
Это возбуждение воображения, свойственное чартизму и принимающее форму утопии, наглядно отразилось в поэме Эрнеста Джонса, написанной им во время двухлетнего пребывания в тюрьме, с июля 1848 года по июль 1850 года. Его «Новый мир: демократическая поэма», написанная языком Бармби, но с большей точностью и зрелостью мысли, дает картину бесклассового мира, в котором природа изменена наукой и человек изменяется сам:
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Английская Утопия"
Книги похожие на "Английская Утопия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Артур Мортон - Английская Утопия"
Отзывы читателей о книге "Английская Утопия", комментарии и мнения людей о произведении.