Людмила Правоверова - Павел Филонов: реальность и мифы

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Павел Филонов: реальность и мифы"
Описание и краткое содержание "Павел Филонов: реальность и мифы" читать бесплатно онлайн.
Повествуя о встречах с Филоновым, его друзья и недруги вольно или невольно творят мифы о человеке, художнике, учителе. А каков же был реальный Павел Николаевич Филонов?
В предлагаемый сборник включены как известные тексты, так и никогда не публиковавшиеся воспоминания людей, в разные годы встречавшихся с Филоновым. Они помогут воссоздать атмосферу споров, восхищения и непонимания, которые при жизни неизменно сопровождали его. Автобиография и письма художника позволят ознакомиться с его жизненной и творческой позициями, а отзывы в периодических изданиях включат творчество Филонова в общекультурный контекст.
Книга предназначена как для специалистов, так и для широкого круга читателей, интересующихся историей русского авангарда.
984
П. Н. Филонов. «Шкеты». 1925–1926. бумага, тушь, перо, карандаш. 29 × 22; «Петроградская ночь (Налетчики)». 1922. Бумага, тушь, перо, акварель, карандаш. 25,2 × 24,1; «Ломовые». Бумага, акварель, чернила коричневые, тушь, перо, кисть, карандаш. 43,5 × 63; «Рабочие». 1915. Бумага, акварель, чернила коричневые, тушь, перо. 28 × 26. Все ГРМ.
985
П. Н. Филонов. «Улица». 1925. Бумага, карандаш, тушь, перо. 8,6 × 7. ГРМ.
986
О рисунке П. Н. Филонова «Кабачок» см.: наст. изд.: Покровский О. В. Тревогой и пламенем.
987
П. Н. Филонов. «Перерождение человека». 1914–1915. Холст, масло. 116,5 × 154.
988
Автор цитирует фрагмент сверхповести В. Хлебникова «Ка» с неточностями. См.: наст. изд., Покровский О. В.
989
П. Н. Филонов. «Формула мирового расцвета». 1915–1924. Бумага, акварель. 17,3 × 21,7; «Формула Вселенной». Бумага, акварель. 35,6 × 22,5; «Формула Космоса». Холст, масло. 71 × 98; «Формула современной педагогики ИЗО». 1925. Бумага, акварель. 17,5 × 20,5. Все ГРМ.
990
П. Н. Филонов. «Формула городового». 1912–1913. Бумага, акварель, тушь, перо. 19,2 × 25,3; «Формула комсомольца». 1924. Бумага, тушь, перо, акварель. 20 × 15,4. ГРМ.
991
Филонов П. Н. …Я буду говорить. 1923–1924// РГАЛИ. Ф. 2348. Оп. 1. Ед. хр. 5. Л. 15.
992
П. Н. Филонов. «Понятие „смотреть и видеть“». 1922–1928. Бумага, чернила. 15 × 10,3; «Понятие „смотреть и видеть“». 1922–1928. Бумага, чернила. 34 × 29,5; «Понятие „смотреть и видеть“». 1923–1924. Бумага, чернила. 26 × 21,5.
993
П. Н. Филонов. «Пропагандист». 1924–1925. Бумага, тушь, перо, кисть. 11 × 14,2.
994
П. Н. Филонов. «Семейный портрет». 1924. Бумага, акварель. 30,5 × 51,6. ГРМ.
995
П. Н. Филонов. «Коровницы». 1914. Холст, масло. 117 × 152. ГРМ.
996
П. Н. Филонов. «Трое за столом». 1914–1915. Холст, масло. 98 × 101. ГРМ.
997
П. Н. Филонов. «Крестьяне». 1912. Бумага, акварель. 22,1 × 24,3.
998
П. Н. Филонов. «Крестьянская семья (Святое семейство)». 1914. Холст, масло. 159 × 126. ГРМ.
999
П. Н. Филонов. «Мать». 1916. Бумага, акварель, чернила, тушь, перо, кисть. 50,7 × 52. ГРМ.
1000
Оригинал: ОР ГТГ. Ф. 25. Ед. хр. 11. Опубликовано Е. Ф. Ковтуном: Павел Филонов и его школа. Каталог выставки. Дюссельдорф. 1990. С. 72–74.
1001
В 1915 году М. В. Матюшин всерьез увлекся идеями Мирового расцвета, о чем неодобрительно отзывался К. С. Малевич. «В последний год жизни Матюшин рассказывал своей ученице М. Эндер, которая систематически записывала его воспоминания: „Помню, как под влиянием Филонова я начал композицию „Жизнь“, Малевич мне сказал: „Зачем ты это делаешь, это сделаем мы, делай свое“. Но мне надо было нащупать новое, чтобы делать свое“». См.: Матюшин М. В. Дневники, тетрадь № 15. Цит. по публ. А. А. Повелихиной и Е. Ф. Ковтуна // Наше наследие. 1989. № 2. С. 135.
1002
Бурлюки: Давид Давидович (1882–1967), живописец, поэт, мемуарист; Владимир Давидович (1887–1917), живописец и рисовальщик; Николай Давидович (1890–1920), поэт.
1003
Возможно, Филонов имеет в виду чрезвычайно активную деятельность Д. Бурлюка и его братьев по пропаганде нового искусства: многочисленные лекции и доклады в городах России в период «бури и натиска» авангарда.
1004
На последней выставке «Союза молодежи», проходившей с 10 ноября 1913 по 10 января 1914 года на Невском пр. д. 73, К. С. Малевич экспонировал свои произведения под рубрикой «заумный реализм» (1912) и «кубо-футуристический реализм». В первом разделе были представлены: «Крестьянка с ведрами»; «Лицо крестьянской девушки»; «Крестьяне на улице»; «Утро после вьюги в деревне»; «Усовершенствованный портрет Ивана Васильевича Клюнкова». Название метода, очевидно, восходит к понятию «Заумь». Ко второму разделу были отнесены «Жница», «Керосинка», «Стенные часы», «Лампа», «Самовар», «Портрет помещицы».
1005
В противоположность П. Н. Филонову, высоко ценившему эксперименты К. С. Малевича, последний не без иронии воспринимал идеи Павла Николаевича и его резкие высказывания в адрес современных художников: «Грех Филонову, питающемуся корнями кубизма и футуризма, лаять на него; Гри, Пикассо, Брак, Леже, итальянец Боччони — вот расцветшие цветы кубофутуризма.
И если Филонов хочет быть мировым расцветителем, то какого толка цветок будет, если останется то же течение, тот же сдвиг, то же выявление пространства.
Да, мы тоже расцвели, но расцвели футуризмом. И мы выдвигаем новое, может быть, обратное». См.: Малевич К. С. Письмо М. В. Матюшину. Москва. 1915//Органика. Беспредметный мир природы в русском авангарде XX века. М., 2000. С. 105 (датировано 1918 г.).
1006
Речь идет об Интимной мастерской живописцев и рисовальщиков «Сделанные картины», основанной в 1914 году.
1007
«Всероссийское филаретовское общество народного образования» было основано в 1914 году В. М. Пуришкевичем (1870–1920), одним из лидеров крайне правых во Второй — Четвертой Государственных думах. Названо в честь митрополита Московского (с 1826) Филарета (в миру: Дроздов Василий Михайлович, 1782–1867), проповедника и идеолога православия.
1008
Палата архангела Михаила, точнее «Союз Михаила Архангела» (с 1908), монархическая организация, которую возглавлял В. М. Пуришкевич.
1009
Бурцев Александр Евгеньевич (1863–1937), библиофил и публицист, издавал «Мой журнал для немногих» (СПб., 1912–1914).
1010
Розанова Ольга Владимировна (1886–1918), художница, поэт, член «Союза молодежи».
1011
См.: наст. изд., Аникиева В. Н.
1012
В упомянутом письме К. С. Малевича к Матюшину (май 1915) есть такие строки: «…мне нужен человек, с которым я мог бы откровенно говорить и который бы совместно со мною помог мне изложить теорию на основании живописных возникновений. Думаю, что таким человеком можете быть только Вы, несмотря на то, что Вы связаны идеей „Мировый Расцвет“ (курсив мой. — Л.П.), с которой я как честный человек могу сказать, не согласен…». (РО ИРЛИ. Ф. 656).
1013
Об отношениях К. С. Петрова-Водкина и П. Н. Филонова см.: наст. изд., Курдов В. И. Памятные дни и годы. Вхутеин (1920-е).
1014
Любавина Надежда Ивановна, художница, участник выставок «Союза молодежи», друг Е. Г. Гуро.
1015
Возможно, что П. Н. Филонов напоминает об истории довольно сложных отношений М. В. Матюшина с Н. И. Кульбиным и его последователями. В ноябре 1909 года Матюшин, Е. Г. Гуро и бывшие члены группы Н. И. Кульбина «Треугольник» (И. С. Школьник, С. Я. Шлейфер и Э. К. Спандиков) выступили с инициативой создания «Союза молодежи». Незадолго до официального утверждения устава (16 февраля 1910) Матюшин и Гуро вышли из общества из-за эстетических разногласий с «кульбинистами». В ноябре 1912 года Матюшин вернулся в общество.
1016
Речь идет о художниках, входивших в московские объединения «Бубновый валет» и «Ослиный хвост».
1017
Нерадовский Петр Иванович (1875–1962), живописец, график, музейный деятель. Хранитель (1909–1912), заведующий художественным отделом ГРМ (1912–1929), действительный член ГРМ.
1018
Оригинал: ОР ГТГ. 31/1639. Опубликовано впервые: Experiment/Эксперимент. Том 11 (2005). Лос-Анджелес. 2006. С. 10–11.
1019
Предположительно, речь идет о Выставке новейших течений в искусстве, проходившей в Ленинграде в ГРМ с 1 ноября 1927 года. См.: наст. изд., Воинов В. В. Юбилейные выставки в октябрьские дни в Ленинграде и Москве. В Русском музее.
1020
Григорий Степанович — Ятманов Григорий Степанович (1878–1949), заведующий музейным отделом Наркомпроса.
1021
Шолпо Вера Александровна (1902–1970), живописец и театральный художник. Летом 1928 года проходила практику в Алма-Ата и обратилась к Филонову с просьбой объяснить ей принципы аналитического искусства. Филонов ответил подробным письмом. Позднее его многократно переписывали ученики и последователи мастера, поэтому в нем с неизбежностью появились ошибки, пропуски, что привело к тому, что отдельные его фрагменты можно понять с трудом. Опубликовано Е. Ф. Ковтуном // Ежегодник Пушкинского дома 1977. Л., 1979. С. 226–232. Оригинал в частном собрании. Фотокопия письма хранится в ОР ИРЛИ (Р. 1. Оп. 31. № 210). Письмо сопровождалось рисунками.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Павел Филонов: реальность и мифы"
Книги похожие на "Павел Филонов: реальность и мифы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Людмила Правоверова - Павел Филонов: реальность и мифы"
Отзывы читателей о книге "Павел Филонов: реальность и мифы", комментарии и мнения людей о произведении.