Людмила Правоверова - Павел Филонов: реальность и мифы

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Павел Филонов: реальность и мифы"
Описание и краткое содержание "Павел Филонов: реальность и мифы" читать бесплатно онлайн.
Повествуя о встречах с Филоновым, его друзья и недруги вольно или невольно творят мифы о человеке, художнике, учителе. А каков же был реальный Павел Николаевич Филонов?
В предлагаемый сборник включены как известные тексты, так и никогда не публиковавшиеся воспоминания людей, в разные годы встречавшихся с Филоновым. Они помогут воссоздать атмосферу споров, восхищения и непонимания, которые при жизни неизменно сопровождали его. Автобиография и письма художника позволят ознакомиться с его жизненной и творческой позициями, а отзывы в периодических изданиях включат творчество Филонова в общекультурный контекст.
Книга предназначена как для специалистов, так и для широкого круга читателей, интересующихся историей русского авангарда.
863
К закрытию выставки во Дворце искусств//Жизнь искусства. 1921. 15 ноября. № 817. С. 5. Аннотация к картине П. Н. Филонова «Крестьянская семья» из цикла «Ввод в мировой расцвет», воспроизведенной в рубрике «К закрытию выставки во дворце искусств». Название картины неоднократно менялось. А. Е. Крученых упоминает о ней как о «Семействе плотника». Известна она и как «Святое семейство». В первые послереволюционные годы Дворцом искусств называли Зимний дворец.
864
В. Б. У художников (на Петроградской стороне). (Третья выставка «Общины художников») //Жизнь искусства. 1921, 15 ноября. № 817. С. 5.
865
Объединение «Община художников» существовало в С.-Петербурге с 1908 по 1930 год. Основано выпускниками ВХУ при ИАХ при близком участии И. Е. Репина. В 1920-е годы Община располагалась в особняке на Большой Пушкарской (дом 48). Здесь были организованы: студия для художников, библиотека, музей, концертный зал и несколько гостиных, выставочные залы. В 1921–1928 годы Община провела семь периодических выставок. Третья выставка художников состоялась в 1921 году.
866
П. Н. Филонов. «Портрет Евдокии Николаевны Глебовой». 1915. Холст, масло. 97 × 77,5, ГРМ.
867
См.: наст. изд., Глебова Е. Н. Воспоминание о брате.
868
Возможно, автор уподобляет живописную манеру Филонова «заумному языку» участников группы «Гилея» (заумный, то есть лежащий за пределами обыденного разума). Согласно А. Е. Крученых, «заумь — первоначальная (исторически и индивидуально) форма поэзии. Сперва — ритмически-музыкальное волнение, пра-звук <…> Заумная речь рождает заумный пра-образ». См.: Крученых А. Е. Декларация заумного языка // Крученых А. Е. К истории русского футуризма: Воспоминания и документы. М., 2006. С. 296. Крученых также указал на единство методов живописцев и поэтов: если первые «любят пользоваться частями тел, разрезами», то «будетляне речетворцы разрубленными словами, полусловами и их причудливыми хитрыми сочетаниями». См.: Крученых А. Е., Хлебников В. В. Слово как таковое. Там же. С. 146.
869
Воинов В. В. 5-я выставка Общины художников // Среди коллекционеров. 1922. № 9. С. 60–63. Печатается с сокращениями.
Исторически сложилось так, что под порядковым номером пять значатся две выставки «Общины художников»: 1922 и 1924 годов. Возможно, причиной путаницы, существующей и до сих пор, стало проведение «Общиной» в июле 1922 года выставки в саду Народного дома. Иногда выставку 1922 года называют четвертой. См.: Мислер Н., Боулт Д. Э. Филонов: Аналитическое искусство. М., 1990. С. 235.
870
Френц Рудольф Рудольфович (1888–1956), живописец, педагог. Автор батальных и жанровых картин. Ученик В. Е. Савинского и Н. С. Самокиша. Преподаватель Вхутеина-ЛИНЖСА-ИЖСА (1929–1956). В 1910–1920-е годы для живописи Френца были характерны примитивизация пластического языка и насыщенность колорита. Впоследствии он перешел к вполне традиционной (академической) живописной манере.
871
Глебов-Путиловский Николай Николаевич. Подробнее см.: наст. изд., Глебова Е. Н. Воспоминания о брате.
872
Отрывок из статьи: Глебов-Путиловский Н. Н. «Масляная выставка. (На 5-й выставке Общины художников)» // Красная газета, веч. вып. 1922. 15 авг.
873
Булла Карл Карлович (1853–1929), родоначальник отечественной фотожурналистики.
874
В 1918 году в честь годовщины революции Невский проспект был переименован в проспект 25-го Октября. Старое название было возвращено проспекту в 1944 году.
875
Анатема — герой одноименной философской драмы Л. Н. Андреева.
876
Ростовцев Н. М. Выставка «Общины художников» // Последние новости. 1922, 20 августа. № 4. С. 3. Публикуется с купюрами.
877
Н.Р. (Ростовцев Н. М.). Выставка общины художников // Последние новости. 1922, 4 сентября. С. 3. Фрагмент.
878
Гордин Владимир Николаевич (1882 - после 1926), прозаик, журналист. Сотрудничал со многими периодическими изданиями, в том числе «Речь», «Весь мир», «Нива», «Лукоморье», «Огонек» и др.
879
Гордин В. Н. Заметки. Нечто о художниках (К закрытию выставки) // Жизнь искусства. 1922, 19 сентября. № 37 (860).
880
Согласно каталогу несостоявшейся выставки П. Н. Филонова в ГРМ (1930) на 5-й выставке Общины художников в 1922 году, кроме «Портрета народоволки Екатерины Александровны Серебряковой», экспонировались также «Формула Космоса». 1918–1919; «Формула петроградского пролетариата», 1920–1921; «Формула периода 1904–1922 года», 1920–1922.
881
Б. Э. О выставке Общины художников (в Народном доме) // Петроградская правда. 1922, 17 ноября. № 259. Публикуется в сокращении. Народный дом — см.: наст. изд., Томашевский К. Владимир Маяковский. Прим. № 9.
882
П. Н. Филонов. «Перерождение человека». 1914–1915. Холст, масло. 105,5 × 153. ГРМ.
883
Янов А. Выставка Народного Дома // Жизнь искусства. 1922. № 47 (870). С. 6. Публикуется с купюрами.
884
Чернышев Тихон Павлович (1882–1942), живописец, график, общественный деятель. Окончил ВХУ при ИАХ (1914) по мастерской Д. Н. Кардовского. Организатор «Общины художников», после революции ее староста.
885
Наумов Павел Семенович (1884–1942), живописец, профессор Академии художеств. С 1932 заведующий живописным факультетом, с 1934 — кафедрой живописи
886
БЭК. Театр и искусство. Среди картин о революции // Петроградская правда. 1923, 29 июня. № 143. Речь в статье идет о «Выставки картин художников Петрограда всех направлений за 5-летний период деятельности. 1918–1923».
887
Статья из цикла, посвященного «Государственной выставке художников Петрограда всех направлений. 1918–1923» // Жизнь искусства. 1923. № 21,22, 24.
888
Речь идет о журнале «Жизнь искусства», 1923, 22 мая. № 20 (895), где были опубликованы манифесты П. Н. Филонова, М. В. Матюшина, К. С. Малевича и П. А. Мансурова, предварявшие открытие «Выставки картин художников Петрограда всех направлений за 5-летний период деятельности. 1918–1923», проходившей в мае 1923 года в залах Академии художеств.
889
Н. Н. Пунин цитирует завершающие фразы из манифеста П. А. Мансурова. Полностью цитата звучит так: «Я не перестану утверждать, что эстетика (искусство) принадлежность дикаря. Через строгую систему кубо-супрематизма мы имеем выход (из абстракции) в Технику. Только Техника (Утилитаризм — Экономия) является двигателем жизни. Ее победы — наша Свобода — Свобода Животных». См.: Мансуров П. А. 1) От Кубизма к Беспредметности. 2) Через Беспредметность (как Экономия) — к Утилитаризму. (К порядку) // Жизнь искусства. 1923. № 21. С. 7.
890
Матюшин М. В. Не искусство, а жизнь // Жизнь искусства. 1923. № 20. С. 15. Фрагмент текста см.: наст. изд., Покровский О. В. Тревогой и пламенем.
891
Текст «Супрематического зеркала» почти полностью воспроизведен в воспоминаниях О. В. Покровского. См.: наст. изд., Покровский О. В. Указ. соч.
892
Марксист. Государственная выставка. В порядке дискуссии // Жизнь искусства. 1923. № 24. С. 16. В статье речь идет о «Выставке картин петроградских художников всех направлений. 1918–1923». Печатается с сокращениями.
893
Николаев-Бергин Николай Мартынович (1892–1955), художественный критик, библиограф-коллекционер, педагог. Автор многочисленных литературно-критических статей. Профессионально литературной деятельностью занимался с 1925 года, публикуясь в газетах и журналах.
894
Николаев-Бергин Н. М. Борьба за новую метафизику (К оценке деклараций художников Филонова и друг.) // Жизнь искусства 1923. № 23.
895
См.: прим. № 886.
896
На выставке экспонировались следующие картины П. Н. Филонова: «Формула Космоса». 1918–1919; «Формула Петроградского пролетариата». 1920–1921; «Формула периода 1904–1922 года». 1920–1922; «Живая голова». 1922.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Павел Филонов: реальность и мифы"
Книги похожие на "Павел Филонов: реальность и мифы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Людмила Правоверова - Павел Филонов: реальность и мифы"
Отзывы читателей о книге "Павел Филонов: реальность и мифы", комментарии и мнения людей о произведении.