Людмила Правоверова - Павел Филонов: реальность и мифы

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Павел Филонов: реальность и мифы"
Описание и краткое содержание "Павел Филонов: реальность и мифы" читать бесплатно онлайн.
Повествуя о встречах с Филоновым, его друзья и недруги вольно или невольно творят мифы о человеке, художнике, учителе. А каков же был реальный Павел Николаевич Филонов?
В предлагаемый сборник включены как известные тексты, так и никогда не публиковавшиеся воспоминания людей, в разные годы встречавшихся с Филоновым. Они помогут воссоздать атмосферу споров, восхищения и непонимания, которые при жизни неизменно сопровождали его. Автобиография и письма художника позволят ознакомиться с его жизненной и творческой позициями, а отзывы в периодических изданиях включат творчество Филонова в общекультурный контекст.
Книга предназначена как для специалистов, так и для широкого круга читателей, интересующихся историей русского авангарда.
576
Вознесенский А. А. Художник Филонов // Вознесенский А. А. Собр. соч. в 5 т. М.,2000. Т.1.С. 267.
577
Скорее всего, Глебова присутствовала на втором общественном просмотре выставки работ П. Н. Филонова, состоявшемся 26 декабря 1930 года.
578
Гастроли театра «Кабуки» с огромным успехом проходили в Ленинграде и Москве в августе 1928 года.
579
См.: прим. № 543.
580
Глебова Людмила Николаевна (1917–1990), художница, младшая сестра Татьяны Николаевны. В «Дневнике» П. Н. Филонова есть запись от 30 января 1930 года: «Видел вещи Порет и Глебовой. В этот же день сестра Глебовой купила краски и решила начать работу». См.: Филонов П. Н. Указ соч. С. 99. Там же, в записи от 7 декабря 1934 года, он пишет: «По предложению т. Глебовой ходил смотреть ее работы. Работы очень хороши, но не совсем доведены. <…> Ее сестра <…> показала мне свою скульптуру из какой-то замечательно крепкой, без обжига, серо-желтой глины. Она хочет идти в Академию учится скульптуре. Я отсоветовал ей и сказал, чтобы она работала дома, а время, что намерена потратить на Академию, пусть употребит на общее образование. <…> Люся, показывая мне свои рисунки акварелью лет пять тому назад, была девчонка — теперь она уже девушка». Там же. С. 293.
581
Речь идет о Хелен Хантингтон-Хукер, художнице из Нью-Йорка. См.: наст. изд.: Глебова Е. Н. Воспоминания о брате.
582
См.: наст. изд., Покаржевский П. Д.
583
Подробнее см.: наст. изд., Глебова Е. Н. Воспоминания о брате.
584
Филонов П. Н. «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков „Сделанные картины“». Первая печатная декларация аналитического искусства, см.: Павел Филонов и его школа. Дюссельдорф, Кёльн, 1990.
585
Персональная выставка П. А. Мансурова состоялась в 1960 году в Брунсвике. Был издан каталог на немецком языке.
586
См.: Иоффе И. П. Синтетическая история искусств: Введение в историю художественного мышления. Л., 1933. С. 482–485.
587
Фрагмент машинописного экземпляра рукописи воспоминаний Т. Н. Глебовой, датируемых 1973 годом// РГАЛИ. Ф. 2348. Оп. 1. Ед. хр. 6. Л. 34.
588
Воспоминания записаны Е. Спицыной 4 февраля 1975 года. Рукопись в частном собрании, Санкт-Петербург. Опубликованы: Театр. 1991. № 11. С. 127–128.
589
Обэриу (Обериу, Объединение реального искусства), литературная группа, существовавшая в Ленинграде (1927— нач. 1930-х). В него входили К. К. Вагинов, Н. А. Заболоцкий, А. И. Введенский, Д. И. Хармс и др. Они провозглашали себя «создателями нового ощущения жизни и ее предметов». Искусству обэриутов были присущи алогизм, абсурд, гротеск, которые должны были выражать конфликтность мироуклада. Официально Объединение реального искусства было организовано при Доме печати. Здесь же 24 января 1928 года состоялся театрализованный вечер «Три левых часа», в программе которого впервые была поставлена абсурдистская пьеса Д. И. Хармса «Елизавета Бам», костюмы И. В. Бехтерева.
590
Стерлигов Владимир Васильевич (1904–1973), живописец, теоретик искусства. Ученик К. С. Малевича. Создал новую пластическую форму окружающего пространства, названную им «чашно-купольной» и задуманную как развитие идей супрематизма. В противоположность прямым линиям метода Малевича, основными элементами своей системы он сделал кривую, чашу и купол. Был окружен многочисленными учениками («Школа Стерлигова»). Муж Т. Н. Глебовой.
591
И. Г. Терентьев решил ставить «Ревизора» как «пьесу, рисующую прежде всего провинциализм, который в свете нашего сегодняшнего отношения к нему равен „обывательщине“». Он намеревался поставить не просто комедию, но фарс, как и положено фарсу, грубоватый, а то и по-настоящему грубый.
Инициатива приглашения Филонова в качестве художника спектакля принадлежала Баскакову. Филонов же решил хотя бы отчасти повторить свой давний театральный эксперимент, полагая, что и «в театре можно проявить действие изобразительной силой и сделанностью, как в картине». Цит. по изд.: Рудницкий К. Л. Вдогонку за Терентьевым //Театр. 1987. № 5. С. 69–70.
592
Луппиан Мария Сысоевна (1897–1983), жена В. К. Луппиана, на самом деле была не «портнихой», а актрисой. Е. А. Серебрякова записывала в своих дневниках: «Луппиан их шьет прекрасно, и раскрашены они великолепно, только страшно, какая судьба их ждет с анилиновыми красками, так как неизвестно, как их закрепить». См.: Серебрякова Е. А. Дневники. Рукопись// ОР ГРМ. Ф. 156. Ед. хр. 37. Л. 31 (об).
593
Фрагменты блокадного дневника Т. Н. Глебовой. См.: Глебова Т. Н. Рисовать как летописец (Страницы блокадного дневника) // Искусство Ленинграда. 1990. № 1. С. 39. № 2. С. 15–17.
594
Серов Владимир Александрович (1910–1968), живописец. Автор картин, посвященных в основном событиям октябрьской революции и первых лет советской власти, интерпретированным в духе официальной историографии 1930–1950-х годов. С 1962 года был президентом Академии художеств СССР.
595
Андреев Александр Александрович (1887–1941), живописец, театральный художник.
596
Успенский Алексей Александрович (1892–1941), живописец, пейзажист.
597
Речь идет о Евдокии Николаевне Глебовой.
598
Кибрик Евгений Адольфович (1906–1978), живописец, график. Учился в Одесском художественном институте (1922–1925), во Вхутеине в Ленинграде (1925–1927). Познакомившись с Филоновым, увлекся его идеями и вступил в коллектив МАИ, став в нем одним из лидеров. Принимал участие в выставках филоновской группы. После раскола МАИ покинул объединение.
599
Главы книги воспоминаний: Кибрик Е. А. Работа и мысли художника. М., 1984. С. 32–47.
600
Митя — Крапивный Дмитрий Павлович (1904–1940), живописец. Учился в Вхутеине (1922–1926). Член коллектива МАИ (с 1926). Вместе с Кибриком покинул П. Н. Филонова в 1930 году.
601
Рылов Александр Аркадьевич (1870–1939), живописец и педагог. Ученик А. И. Куинджи. Автор книги мемуаров, значительная часть которой посвящена истории Академии художеств в начале XX столетия. См.: Рылов А. А. Воспоминания. М., 1954.
602
А. И. Савинов. «Купание лошадей на Волге». 1908. Холст, масло. 250 × 600. ГРМ.
603
К. С. Петров-Водкин жил во Франции (Париж, Версаль) с августа 1924 по июль 1925 года.
604
«Община художников» была основана в Петербурге в 1908 году выпускниками ВХУ при ИАХ при близком участии И. Е. Репина, который в 1915 стал его почетным председателем. Первоначально (1908–1910) носила название — Новый союз передвижных выставок. Устав Общины был утвержден лишь в 1910 году. По преимуществу «Община» стояла на позиции сохранения реалистических традиций. В предреволюционные годы организовывала выставки в основном за рубежом (Лондон, Гаага, Амстердам и др.). В 1920-е годы Община располагалась в особняке на Большой Пушкарской (дом 48). Здесь были организованы: студия для художников, библиотека, музей, концертный зал и несколько гостиных, выставочные залы. В 1921–1928 общество провело семь периодических выставок, в которых участвовало более двухсот художников всех направлений (в том числе и Филонов). Просуществовала до 1930 года.
605
Общество им. А. И. Куинджи было основано в 1909 году в Петербурге по инициативе и на средства Куинджи, который хотел, чтобы объединение стало профессиональным союзом художников разных школ и направлений, независимым от власти рынка и официальных учреждений. Учредителями общества стали художники и архитекторы В. А. Беклемишев, К. Я. Крыжицкий, В. Е. Маковский, Н. К. Рерих, А. А. Рылов, Н. П. Химона и др. Общество просуществовало с перерывом (1919–1922) до 1930 года. Летом 1930 года левое крыло куинджистов вместе с «Общиной художников» и «Обществом художников-индивидуалистов» образовали новое общество «Цех художников».
606
Ассоциация художников революционной России (АХРР; с 1928 — Ассоциация художников революции, АХР) была основана в Москве по инициативе П. А. Радимова, А. В. Григорьева, Е. А. Кацмана и других участников ТПХВ и СРХ. Толчком к созданию АХРР послужил диспут о реалистическом искусстве, состоявшийся 1 марта 1922 года накануне открытия 47-й выставки ТПХВ. В конце марта 1922 года родилась Ассоциация художников, изучающих революционный быт. В мае 1923 года на ее основе было создано новое объединение, получившее название АХРР. Опираясь на традиции передвижников, стремилась к созданию произведений, отражающих современную действительность. Боролась с установкой ЛЕФ на отмирание станковой живописи и с лозунгом «искусство для искусства». К лету 1923 года АХРР насчитывала до 300 членов. Основным направлением работы АХРР стала выставочная деятельность. Ассоциация ввела тематический принцип выставок, придав им характер творческих отчетов. Выставки АХРР организовывались с большим размахом, чему во многом способствовала поддержка Реввоенсовета, ВЦСПС и других общественных организаций. В 1932 году АХР была ликвидирована в связи с постановлением ЦК ВКП (б) от 23 апреля 1932 о создании единого Союза художников. Филонов был страстным и последовательным критиком АХРР. См .: Филонов П. Н. Выступление на диспуте в АХРР. ОРГТГ. Ф. 151. Ед. хр. 8.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Павел Филонов: реальность и мифы"
Книги похожие на "Павел Филонов: реальность и мифы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Людмила Правоверова - Павел Филонов: реальность и мифы"
Отзывы читателей о книге "Павел Филонов: реальность и мифы", комментарии и мнения людей о произведении.