Людмила Правоверова - Павел Филонов: реальность и мифы

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Павел Филонов: реальность и мифы"
Описание и краткое содержание "Павел Филонов: реальность и мифы" читать бесплатно онлайн.
Повествуя о встречах с Филоновым, его друзья и недруги вольно или невольно творят мифы о человеке, художнике, учителе. А каков же был реальный Павел Николаевич Филонов?
В предлагаемый сборник включены как известные тексты, так и никогда не публиковавшиеся воспоминания людей, в разные годы встречавшихся с Филоновым. Они помогут воссоздать атмосферу споров, восхищения и непонимания, которые при жизни неизменно сопровождали его. Автобиография и письма художника позволят ознакомиться с его жизненной и творческой позициями, а отзывы в периодических изданиях включат творчество Филонова в общекультурный контекст.
Книга предназначена как для специалистов, так и для широкого круга читателей, интересующихся историей русского авангарда.
554
Существует гипотеза, будто картина И. А. Шванга «Плодовый сад» была послана художником А. Матиссу в 1936 году. Подробнее см.: Филонов П. Н. Указ. соч. С. 509.
555
П. Н. Филонов предполагал, что Н. В. Александровская стала причиной ухода И. А. Шванга из коллектива МАИ: «Я опять прямо спросил его, не является ли та женщина из Психо-Технического института, приходившая в Дом печати, причиною того, что он порвал со мною, с моею идеологией, уничтожил все свои работы, сделанные за его бытие с нами, и стал религиозным?
Он уклончиво, но коротко ответил, что женщина не может иметь на него влияния». См.: Филонов П. Н. Дневники. С. 152.
556
В конце 1920-х годов И. А. Шванг служил в Музее города в Ленинграде, но уже в первой половине 1930-х начал ездить в геологические экспедиции. Был арестован в Батуми, предположительно, за попытку перейти границу. Последние сведения о нем в дневниках Филонова датируются 5 сентября 1932 года: «…Шванг прислал своей матери письмо из батумской тюрьмы. Обращаются с ним хорошо, компанией доволен — народ интересный. Он просит выслать ему красок, кистей и бумаги. Обращаться плохо с ним не за что. Если бы не религия — его бы можно было поставить заведовать продовольствием Ленинграда». См.: Филонов П. Н. Указ. соч. С. 154. Расстрелян в сентябре 1937 года.
557
Авлас Владимир Дмитриевич (1904–1975), живописец, график. Художественное образование получил в Тенишевской гимназии (1917–1919) и в Академии художеств (1920–1926). Посещал мастерскую П. Н. Филонова в конце 1920-х годов.
558
Добычина Надежда Евсеевна (1884–1949), в 1911 году основала в Санкт-Петербурге Художественное бюро. Цель Бюро она видела в «живом посредничестве между художниками и публикой по сбыту произведений и исполнению всевозможных художественных забот». После революции научный сотрудник и заведующая отделением советского искусства художественного отдела ГРМ (1932–1934). Позднее работала в Государственном Музее революции. Коллекционировала произведения искусства.
559
Рахтанов И. А. Рассказы по памяти. М., 1966. С. 74.
560
Выставка открылась 17 апреля 1927 года, вечером того же дня состоялась и премьера спектакля «Ревизор». К выставке была издана афиша: «Дай дорогу аналитическому искусству. (Дом печати. Фонтанка. Д. № 21). С 17 апреля по 17 мая. Выставка работ мастеров аналитического искусства. Школа Филонова. Картины, раскрашенная скульптура и проекты постановки „Ревизора“. Издание Дома печати».
561
Для спектакля филоновцами были исполнены пять огромных задников. Они представляли собой иронически-гротескные коллажи, где в едином образном ряду соединялись разнородные и разнохарактерные элементы. Так, на эскизе дома городничего (автор Р. М. Левитон) были суммированы элементы интерьера, характеризующие вкусы владельцев, законодателей мод в российском захолустье: гардероб с зеркалом, где отразилась половина лица, бра с огромными свечами, птичья клетка, комнатные цветы и др. Еще более явственно дух глухой провинции ощутим в трактовке трактира. Здесь главной характеристикой быта стали висячая керосиновая лампа, зеркало, украшенное бумажными розами, лестница и окно с распахнутыми и покосившимися створками, за которыми можно было увидеть типичный провинциальный пейзаж с покосившимся фонарем, церковь, дощатое здание с множеством вывесок. Костюмы были выполнены из белой ткани, расписанной наподобие картин. Они представляли подробные изобразительные рассказы о персонажах, нанесенные на поверхности одеяния актеров. Так получил творческое развитие прием, найденный Филоновым при работе над постановкой трагедии «Владимир Маяковский» в театре «Луна-парка». См.: наст. изд., Мгебров А. А. Жизнь в театре; Томашевский К. Владимир Маяковский.
562
М. А. Волошин приезжал в Ленинград на открытие своей персональной выставки, состоявшееся 14 апреля 1927 года. Жил в Ленинграде с 31 марта по 19 апреля.
563
Бродянский Борис Львович, театральный критик. Фрейдист, автор «очерков-характеристик» актеров.
564
В апреле 1927 года в Доме печати состоялся литературный вечер, на котором с чтением поэмы «Хорошо» выступил В. В. Маяковский. Он «читал поэму „Хорошо“ с огромным вдохновением, потом как обычно отвечал на записки и, отвечая на одну из них, после острого ответа, он указал на стены — эти картины — живопись настоящего и будущего! — громко сказал В.В.». См. Дмитроченко И. Т. Воспоминания // ОР ГРМ. Ф. 156. Ед. хр. 84. Л. 6.
565
Неменова Герта Михайловна (1905–1986), живописец, литограф. Мастер театральных зарисовок. Училась во Вхутеине (Ленинград, 2 пол. 1920-х), считала себя ученицей К. С. Петрова-Водкина и Н. И. Альтмана. Занималась в Academie Moderne Ф. Леже в Париже (1929).
566
Н. П. Баскаков был арестован в 1928 году по обвинению в троцкизме и сослан в лагерь.
567
Коллектив мастеров аналитического искусства был официально зарегистрирован в ноябре 1927 года. В уставе объединения было записано: «В члены коллектива могут быть приняты исключительно только лица, поставленные на принцип аналит[ического] иск[усства] старшим мастером, исследователем-организатором Филоновым, или же лица, поставленные на сделанность кем-либо из мастеров коллектива, уже поставленных на принцип анал[итического] иск[усства] Филоновым». См.: Материалы для устава и программы коллектива Мастеров аналитического искусства // РГАЛИ. Ф. 2348. Оп. 1. Ед. хр. 13. Л. 2.
568
Подробнее см.: наст. изд., Филонов П. Н. Автобиография.
569
Капитанова (Арапова) Юлия Григорьевна (1889–1976), живописец, график, художник театра. См.: наст. изд., Капитанова Ю. Г. Портрет художника Филонова.
570
Асеев Н. Н. Маяковский начинается. См.: наст. изд. Глебова Е. Н. Воспоминания о брате.
571
См.: наст. изд., Кетлинская В. К. Вот что это такое.
572
См.: наст. изд., Критика. Кибрик Е. А. Творческие пути ИЗОРАМа.
573
В «Дневниках» П. Н. Филонова сохранилась хроника событий, приведших к разрыву с Ю. Г. Капитановой. «21 янв[аря 1932 года]. <…> Капитанова принесла очень крепкую иллюстрацию, но ведет себя на собраниях настолько двусмысленно, если не провокационно, что я решил не иметь с нею никаких отношений в дальнейшем. <…> 24 января. Утром был Вахрамеев. <…>Он сказал, что она [Капитанова. —Л.П.] и Береснев пытались склонить его работать вместе с целью перехватить, если удастся, от нас иллюстрацию „Калевалы“, а затем добиться, чтобы следующая работа — предполагаемое издание „Академией“ полного собрания сочинений Бальзака — тоже попала в их руки». См.: Филонов П. Н. Указ соч. С. 126–127.
574
Т. Н. Глебова вспоминает: «Зимой 1931 г. <…> художник Дмитриев предложил мне участвовать вместе с ним в оформлении Р. Вагнера „Мейстерзингеры“ в Малом оперном театре. Я согласилась при условии, что декорации будут представлять собой живописное полотно, выполненное по принципу аналитического искусства. <…> Дмитриев согласился, хотя к этому методу отношения не имел». Цит. по ст.: Перц В. Г. Зримая музыка//Творчество. 1983. № 8. С. 18.
575
В этой работе Т. Н. Глебовой удалось высказаться как автору декораций, а устремления сценографов не вошли в противоречие с идеями и замыслами режиссера и балетмейстера. Художница сумела найти очень точную конструктивную деталь — трехгранные портальные башни, расписанными таким образом, что, поворачиваясь различными гранями к зрителям, они становились единой сценической композицией с задниками, представлявшими тщательно исполненные панно, наподобие оформления постановки «Владимира Маяковского» в театре футуристов.
576
Вознесенский А. А. Художник Филонов // Вознесенский А. А. Собр. соч. в 5 т. М.,2000. Т.1.С. 267.
577
Скорее всего, Глебова присутствовала на втором общественном просмотре выставки работ П. Н. Филонова, состоявшемся 26 декабря 1930 года.
578
Гастроли театра «Кабуки» с огромным успехом проходили в Ленинграде и Москве в августе 1928 года.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Павел Филонов: реальность и мифы"
Книги похожие на "Павел Филонов: реальность и мифы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Людмила Правоверова - Павел Филонов: реальность и мифы"
Отзывы читателей о книге "Павел Филонов: реальность и мифы", комментарии и мнения людей о произведении.