Елена Никулина - Агиология

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Агиология"
Описание и краткое содержание "Агиология" читать бесплатно онлайн.
Курс лекций подготовлен на Факультете дополнительного образования ПСТГУ, где агиология преподается с 2005 года в рамках программы профессиональной переподготовки «Теология» и в качестве отдельного краткосрочного курса повышения квалификации.
Агиология – относительно новая теологическая дисциплина, возникшая на пересечении нескольких богословских наук. Основной предмет ее изучения – духовное совершенство, святость. Лекции представляют собой один из возможных вариантов ознакомительного учебного курса по данной дисциплине. В курсе осмысляются различные пути к святости и выявляются характерные особенности подвига святых каждого чина; дается обзор истории святости в разных странах христианского мира, показывается духовная преемственность и взаимовлияние подвигов святых; раскрываются принципы написания житий, разъясняются подходы к канонизации святых в Православии и католичестве. Выводы курса базируются на Священном Писании, материалах житий святых, литургических текстах, святоотеческих рассуждениях о святости.
Лекции предназначены для слушателей Факультета дополнительного образования ПСТГУ, а также для всех интересующихся агиологией. Материалы лекций могут послужить дополнительным источником сведений при изучении истории Церкви и истории Русской Православной Церкви, использоваться в проповедях и миссионерской работе.
Вместе со своим зятем Ликинием в 313 г. он издал в Милане эдикт о веротерпимости ко всем религиям, а также о возращении христианам мест богослужебных собраний и всего недвижимого имущества, отнятого во время гонений.
Между тем дружеские отношения императоров Константина и Ликиния мало-помалу расстраивались и перешли в открытую борьбу. Эта борьба должна была решить судьбу христианства в Римской империи, потому что Ликиний, подозревая восточных христиан в большей привязанности к Константину, стал сначала притеснять их, а потом перешел к открытому гонению на них; Константин же явно покровительствовал христианам. Оба императора готовились к решительной борьбе, каждый сообразно со своей верой. Оракулы предвещали победу Ликинию, а христиане молились за Константина. В 324 г. в битве на Босфоре Константин победил. Ликиний лишился престола и жизни, а Константин сделался единодержавным правителем империи, и христианство восторжествовало.
Император Константин всю свою жизнь посвятил благу Церкви и сделал ей столько добра, что заслужил наименование равноапостольного. С его времени государственные учреждения, законы, военная служба стали ориентироваться на требования, которые заключаются в христианстве.
Император Константин прекратил языческие игры (314 г.), освободил духовенство от гражданских повинностей и церковные земли от общих налогов (313–315 гг.); отменил казнь через распятие и издал строгий закон против иудеев, восстававших на Церковь (315 г.); дозволил освобождать рабов при церквах без особых формальностей, которые были очень затруднительны в гражданских судах (316 г.); запретил частным лицам приносить жертвы идолам и обращаться к гаданиям у себя на дому, оставив это правило только обществу (319 г.); повелел по всей империи праздновать воскресный день (321 г.); в ограждение христианских девственниц отменил бывшие у римлян законы против безбрачия; предоставил Церкви право получать имущества по завещаниям; допустил христиан к занятию высших государственных должностей; приказал строить христианские храмы и запретил вносить в них, по обычаю языческих капищ, императорские статуи и изображения (325 г.).
Более всего император Константин встречал противодействие в Риме, где сильна была языческая партия. Это противодействие язычников обнаружилось в особенности во время празднования Константином 20-летия царствования и охладило его к прежней столице государства. Наконец он совершенно оставил Рим, основал новую христианскую столицу на берегах Босфора и пригласил христианских епископов торжественно освятить ее, назвав Константинополем. Строительство началось в 325 г., а в 330-м город был торжественно освящен. В городе были выстроены два величественных храма: Святых Апостолов и Агия Ирини, посвященный Христу миру Божию[218].
Константин строил храмы и в других городах империи. В Риме были сооружены базилики свв. Петра и Павла, в Палестине храмы в Вифлееме и у Гроба Господня. Римским папам был отдан Латеранский дворец, который почти тысячу лет был резиденцией пап (до переезда их в Ватикан в 1308 г.). Там была построена базилика св. Иоанна в Латеране, ставшая кафедральным собором Рима.
Император Константин с живым вниманием относился к волнениям, которые возбуждали в Церкви раскол донатистов и особенно ересь Ария, и всячески старался примирить разделенных. Одна из величайших заслуг Константина – созыв I Вселенского Собора в Никее в 325 году. На нем было осуждено арианстство и составлен Символ веры, в который, по предложению императора, был внесен термин «Единосущный Отцу», навсегда закрепивший в сознании православных христиан истину о Божественности Второго Лица Пресвятой Троицы. Можно удивляться глубокому церковному сознанию и чувству святого Константина, предложившему внести в Символ веры это определение.
После Никейского Собора равноапостольный Константин продолжал активную деятельность в пользу Церкви. В конце жизни он принял святое Крещение, приготовившись к нему всей своей жизнью[219]. Скончался святой Константин в день Пятидесятницы 21 мая 337 года и был погребен в церкви Святых Апостолов, в заранее приготовленной им гробнице. История присвоила ему имя Великого. Православная Церковь за великие заслуги именует его равноапостольным.
Вместе со св. Константином к лику святых причислена его мать, царица Елена (память 6 марта и 21 мая н. ст., † 327), которая также именуется равноапостольной за свои заслуги в деле распространения и укрепления христианства.
Святой Константин был единственным сыном св. Елены. Когда ему было 17 лет, Диоклетиан приказал Констанцию Хлору развестись с Еленой и жениться на родственнице императора Феодоре.
О времени принятия св. Еленой христианства существуют разные сведения. Одни пишут, что она была тайной христианской еще до развода с Констанцием. Другие – что она приняла Крещение по обращении св. Константина.
Главной ее заслугой перед Святой Церковью, как известно, является обретение Животворящего Креста Господня.
Глубоко почитая Крест Господень, император Константин желал найти и подлинный Крест Христов. Для этой цели он направил в Иерусалим[220] святую царицу Елену (которая была уже в весьма преклонном возрасте), дав ей большие полномочия и материальные средства. Вместе с Иерусалимским Патриархом Макарием святая Елена приступила к поискам[221]. В Святом граде наглядно проявилось величие смиренной души царственной старицы. Святая Елена не облачалась в свойственные ее сану одеяния, но в самой скромной одежде вращалась среди народной толпы, стараясь быть неузнанной, раздавала щедрую милостыню. Подражая Спасителю, свое самоуничижение она простирала до того, что в своем доме собирала девственниц, угощала их, и сама служила за столом в виде простой рабыни.
Житие рассказывает нам, что долгое время поиски оставались безуспешными, пока один престарелый иудей не сообщил, что Крест находится под языческим храмом богини Венеры, воздвигнутым на холме над пещерой Гроба Господня.
До наших дней в храме Воздвижения Животворящего Креста Господня сохранилось место, которое и сегодня показывают паломникам, где и днем, и ночью пребывала царица Елена и оттуда, из своего окошечка (оно сейчас так и именуется Еленинским окошечком), бросала золотые монетки рабочим, чтобы воодушевить их на труд.
После многодневных раскопок пещера Гроба Господня была найдена и очищена; близ нее, на восточной стороне, обретены были три креста и подле них доска с надписью и честные гвозди. Это было 6 марта 326 года. Узнать, на каком из крестов был распят Спаситель, помогло чудо. По дороге в это время двигалась похоронная процессия. Патриарх Макарий поочередно стал возлагать кресты на умершего. Когда Крест Господень коснулся мертвого, тот воскрес. Макарий, желая прославить великую радость – обретение Животворящего Креста Господня, стал воздвигать его высоко над толпой собравшегося народа, восклицавшего: «Господи, помилуй!». Это было первое Воздвижение Честного и Животворящего Креста. Православная Церковь празднует это событие ежегодно 14/27 сентября.
Многие из язычников и иудеев тогда обратились ко Христу; в числе обратившихся был и тот Иуда, который указал место, где хранился Святой Крест[222]. На месте обретения Животворящего Креста стараниями св. Константина и св. Елены был воздвигнут величественный храм в честь Воскресения Христова. Этот храм строился почти 10 лет. Евсевий в «Жизни Константина» рассказывает, сколько забот и трудов было положено св. Константином для успешного завершения постройки. В 335 году 13 сентября было совершено освящение храма, а на следующий день, 14 сентября, в него был торжественно внесен Животворящий Крест Господень.
Святая Елена построила еще несколько храмов в Святой Земле: на Елеонской горе (на месте Вознесения), в Вифлееме и в Хевроне у Мамврийского дуба (где Бог явился Аврааму).
Святая Елена скончалась на руках своего сына в возрасте 80 лет (327 год). Тело ее первоначально было положено в Константинополе, в храме Двенадцати Апостолов. В средние века ее св. мощи были обретены в Овилье и прославлены многочисленными чудесами. Ныне мощи святой царицы Елены покоятся в парижской церкви Сен-Ле-Сен-Жиль.
Приложение 2
Святитель Патрик Ирландский (память 17 марта н. ст., 389–493[223])
Святитель Патрик – самый известный ирландский святой. День его памяти (17 марта) уже давно перерос национальные границы и стал своего рода международным днем Ирландии. В день св. Патрика принято носить зеленое (национальный цвет острова). Это день отмечают в Нью-Йорке, Буэнос-Айресе, Мельбурне. К сожалению, религиозная основа праздника давно ушла на второй план. В самой Ирландии в этот день устраивается парад в честь святого Патрика с песнями, плясками и пивом… Традиция праздновать память св. Патрика в форме пивного фестиваля пришла из ирландской диаспоры в Америке. Существует даже выражение «похмелье св. Патрика», оскорбляющее религиозные чувства христиан.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Агиология"
Книги похожие на "Агиология" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Елена Никулина - Агиология"
Отзывы читателей о книге "Агиология", комментарии и мнения людей о произведении.