Авторские права

Елена Никулина - Агиология

Здесь можно купить и скачать "Елена Никулина - Агиология" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религиоведение, издательство Литагент «ПСТГУ»050b4b88-f623-11e3-871d-0025905a0812, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Никулина - Агиология
Рейтинг:
Название:
Агиология
Издательство:
неизвестно
Год:
2012
ISBN:
978-5-7429-0345-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Агиология"

Описание и краткое содержание "Агиология" читать бесплатно онлайн.



Курс лекций подготовлен на Факультете дополнительного образования ПСТГУ, где агиология преподается с 2005 года в рамках программы профессиональной переподготовки «Теология» и в качестве отдельного краткосрочного курса повышения квалификации.

Агиология – относительно новая теологическая дисциплина, возникшая на пересечении нескольких богословских наук. Основной предмет ее изучения – духовное совершенство, святость. Лекции представляют собой один из возможных вариантов ознакомительного учебного курса по данной дисциплине. В курсе осмысляются различные пути к святости и выявляются характерные особенности подвига святых каждого чина; дается обзор истории святости в разных странах христианского мира, показывается духовная преемственность и взаимовлияние подвигов святых; раскрываются принципы написания житий, разъясняются подходы к канонизации святых в Православии и католичестве. Выводы курса базируются на Священном Писании, материалах житий святых, литургических текстах, святоотеческих рассуждениях о святости.

Лекции предназначены для слушателей Факультета дополнительного образования ПСТГУ, а также для всех интересующихся агиологией. Материалы лекций могут послужить дополнительным источником сведений при изучении истории Церкви и истории Русской Православной Церкви, использоваться в проповедях и миссионерской работе.






Особую роль в жизни христианской Церкви сыграли свв. равноапостольные император Константин Великий и царица Елена[209] (память 3 июня н. ст., IV век).

Основной заслугой императора Константина были труды по утверждению христианства в Римской империи: Миланский эдикт о веротерпимости (313 г.), основание христианской столицы империи – Константинополя, строительство храмов, созыв Первого Вселенского Собора в городе Никее (325). По предложению Константина в Символ веры внесен термин «Единосущный», навсегда закрепивший в сознании православных христиан истину о Божественном достоинстве Иисуса Христа.

Царица Елена прославлена в лике равноапостольных за труды по обретению Животворящего Креста Господня (326 г.). Подробности о жизни святых Константина и Елены приводятся в Приложении к теме 2.

В V веке трудился свт. Патрик, апостол Ирландии (389–493), основатель Ирландской Церкви и первый ее епископ. В «Исповеди» св. Патрика, древнейшем памятнике ирландской письменности, можно найти поразительные параллели с апостольскими посланиями. Причем, это совпадения не формальные, а «по духу», помогающие увидеть апостольский подвиг как бы изнутри, почувствовать внутреннее единство святых разных веков. Подробности приводятся в Приложении к теме 2.

В IX веке свет христианства языческим народам несли равноапостольный святитель Ансгарий, просветитель Скандинавии (память 16 февраля н. ст.)[210], а также просветители славян: святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, свв. Климент, Наум, Савва, Горазд и Ангеляр, св. князь Ростислав Моравский и св. царь Борис (Михаил) Болгарский.

Святые равноапостольные первоучители и просветители славянские, братья Кирилл и Мефодий[211] (память 24 мая н. ст.) происходили из знатной семьи, которая жила в Солуни. Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (в монашестве Кирилл) – самым младшим. Святой Мефодий правил одним из подчиненных Византийской империи славянских княжеств (возможно, Болгарским), что дало ему возможность научиться славянскому языку. Пробыв там около 10 лет, святой Мефодий принял монашество в одном из монастырей на горе Олимп (Малая Азия). Святой Константин получил блестящее образование, изучил многие языки, за свой ум и знания он был прозван Философом (Любомудром). По окончании учения святой Константин принял сан иерея и удалился к Мефодию на Олимп.

Когда к императору пришли послы от моравского князя Ростислава, притесняемого немецкими епископами, с просьбой прислать в Моравию учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке, император поручил это дело Константину. С помощью своего брата Мефодия и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра он составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык книги, без которых не могло совершаться богослужение: Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы. Это было в 863 году.

После завершения перевода книг святые братья отправились в Моравию, и там, благодаря их трудам, богослужение стало совершаться на славянском языке. После смерти св. Константина (в схиме Кирилл) св. Мефодий в 869 г. был поставлен во архиепископа Моравии и Паннонии. Вместе со своими учениками он способствовал распространению книг на славянском языке и практике использования этого языка в богослужении. В последние годы своей жизни святитель Мефодий с помощью двух учеников-священников перевел на славянский язык весь Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг, а также Номоканон (Правила святых отцов).

Святые равноапостольные свт. Климент, Наум, Савва, свт. Горазд и Ангеляр[212] (9 августа н. ст.), славяне по происхождению, были учениками святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, и помогали святым братьям в деле просвещения славянского народа и в их борьбе против латинских проповедников за утверждение Православия в Моравии. После кончины святителя Мефодия (6 апреля 885), по его благословению, преемником на Моравской кафедре стал святой Горазд, уроженец Моравии и наиболее опытный из учеников святителя, прекрасно владевший греческим и латинским языками. Во время гонения на православных при Святополке святые бежали в Болгарию, где были приняты болгарским царем Борисом (852–888, в крещении Михаил), утвердившим христианство в Болгарии и собиравшим при своем дворе людей благочестивых и просвещенных. Святой Савва трудился вместе со свт.

Гораздом в западной Болгарии, а святые Климент, Наум и Ангеляр некоторое время жили при дворе царя Бориса.

После смерти св. Ангеляра св. Климент был отправлен царем просвещать болгар в Кутмичивице (область в Македонии). В каждом округе он оставлял учеников, подготовив их для дальнейшей проповеди Святого Евангелия, организовывал школы для детей и взрослых, сам учил детей грамоте, писал книги. В Охриде святой Климент основал монастырь во имя великомученика Пантелеймона. Около 896 года (возможно, в 893) при болгарском царе Симеоне (888–927) святой Климент был поставлен первым епископом-болгарином Белицы, где христианство существовало с VII века. Святитель Климент заботился о просвещении своей паствы, вводил стройный порядок в богослужение. На болгарском языке не было поучений на великие церковные праздники, и клирики, не знавшие греческий язык, зачастую не могли объяснить верующим их значение. Святитель Климент, по слову его жития, «сочинил слова, простые и понятные, на все праздники и стал для болгар вторым Павлом». Незадолго до кончины, уже в глубокой старости, святитель Климент перевел на болгарский язык Триодь Цветную. Умер он 27 июля 916 г.

Святой Наум был усердным помощником святителя Климента. На юго-восточной стороне Охридского озера он вместе со святителем Климентом основал монастырь на средства царя Бориса. В этой обители святой Наум и был погребен.

Святой равноапостольный Ростислав (память 24 мая н. ст.) был князем Моравии, жил в IX веке. Способствовал распространению христианства среди славян свв. Кириллом и Мефодием.

Святой благоверный и равноапостольный царь Борис Болгарский[213] (память 15 мая н. ст., † 907). Борис с семьей и придворными был крещен св. равноапостольным Мефодием. Болгары-язычники, узнав об этом, хотели умертвить царя Бориса, но их заговор был разрушен, после чего болгарский народ добровольно принял Крещение.

С 867 г. в стране шла борьба между римскими и восточными проповедниками, а после Константинопольского Собора 869 г. Болгария окончательно присоединилась к Восточной Церкви с 3 марта 870 года.

Святой Борис украшал страну храмами, способствовал распространению благочестия, впоследствии в Болгарии была учреждена патриаршая кафедра. На склоне лет Борис удалился в монастырь, оставив престол сыновьям Владимиру и Симеону.

Утверждение христианства на Руси произошло благодаря трудам свв. равноапостольных великой княгини Российской Ольги и великого князя Владимира (память соответственно 24 июля и 28 июля н. ст.). Русский народ чтит святую равноапостольную Ольгу как основоположницу христианства на Руси, а св. князя Владимира – как просветителя Руси.

В XVIII веке огромное влияние на православных христиан Греции оказал равноапостольный сщмч. Косма Этолийский, один из величайших святых нового времени. Он сыграл выдающуюся роль в духовном и национальном возрождении Балкан, находившихся под властью турок. Апостольский подвиг св. Космы, под влиянием которого находилась практически вся территория Константинопольского Патриархата, послужил духовной основой успеха восстания 1821 года, принесшего греческому народу освобождение от многовекового турецкого господства. Подробности приводятся в Приложении к теме 2.

В XIX веке своим равноапостольным подвигом прославились два выдающихся русских подвижника: свт. Иннокентий (Вениаминов) и свт. Николай Японский.

Святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский и Коломенский, просветитель Сибири и Америки[214] (память 13 апреля и 6 октября по н. ст., 1797–1879) в сане священника пятнадцать лет (1825–1840) провел на Алеутских островах и на острове Ситхе, изучил алеутский язык и различные наречия местных племен, составил азбуку алеутского языка, перевел на алеутский язык Евангелие, катехизис и некоторые богослужебные книги, крестил тысячи людей. В этот период он написал на алеутском языке одно из лучших творений православного миссионерства – «Указание пути в Царствие Небесное».

В течение 28 лет (1840–1868) уже в сане епископа Камчатского и Алеутского святитель Иннокентий трудился на Камчатке, в Восточной Сибири, Амурском и Уссурийском крае, просвещая светом веры Христовой коряков и чукчей, тунгусов и якутов, ламут и юкагир, а также другие народности, неприобщенные к христианской культуре и цивилизации. Под непосредственным руководством и при ближайшем участии святителя Иннокентия были осуществлены переводы Евангелия и некоторых других Священных книг на якутский и тунгусский языки, составлены соответствующие словари и грамматика. В 1852 году Якутская область была отчислена к Камчатской епархии и г. Якутск стал резиденцией святителя Иннокентия. В 1857 году переводческий комитет под руководством святителя Иннокентия в Якутске закончил переводы на якутский язык всех книг Нового Завета (кроме Апокалипсиса); из Ветхого Завета были переведены книга Бытия и Псалтирь; из богослужебных книг – Служебник, Требник, Каноник, Часослов. 19 июля 1859 года святитель Иннокентий совершил первое богослужение на якутском языке.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Агиология"

Книги похожие на "Агиология" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Никулина

Елена Никулина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Никулина - Агиология"

Отзывы читателей о книге "Агиология", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.