Александр Ефимьев - Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945"
Описание и краткое содержание "Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945" читать бесплатно онлайн.
Книга посвящена тесному сотрудничеству воинов Красной, Армии и советских железнодорожников в годы Великой Отечественной войны. Рассказано о строительстве броневых поездов на прифронтовых железнодорожных узлах, в цехах заводов Наркомата путей сообщения. Приводятся многочисленные примеры мужества и героизма добровольцев-железнодорожников, сражавшихся на бронепоездах в дни обороны Ленинграда, Одессы, Киева, Севастополя, в битвах под Москвой, Сталинградом, при освобождении стран Восточной Европы.
Бронепоезда защищают столицу
Фашистская Германия потерпела под Москвой первое крупное поражение в ходе второй мировой войны. Упорно сражаясь, наши войска обескровили противника и перешли в решительное наступление. Свой вклад в разгром немецко-фашистских войск под Москвой внесли и экипажи бронепоездов.
Первые особые бронепоезда были созданы осенью 1941 года. Один из таких поездов был изготовлен на Коломенском паровозостроительном заводе имени В. В. Куйбышева и получил наименование особый бронепоезд № 1 «За Сталина!». Если у брянских машиностроителей имелся уже достаточный опыт по сооружению сухопутных броненосцев, то для коломенцев это дело было в новинку.
На беду случилось непредвиденное. Мартеновская печь, где варилась сталь для бронепоезда, вышла из строя. К ремонтникам обратился секретарь парткома завода В. И. Максимов:
— Ждать, пока остынет печь, нельзя. Нужна сталь для бронепоезда! Но ремонт горячей печи опасен для жизни. Прошу только добровольцев…
Печь ввели в строй за сутки.
Инженеры и техники выезжали в Подольск для знакомства с технологией сборки бронепоездов. У подольчан имелся опыт: несколько ранее они построили бронепоезд «Подольский рабочий».
Пока шло строительство, формировался экипаж бронепоезда. Отбирали самых достойных. Прибыли из Москвы командир бронепоезда майор Алыбин и комиссар Кузьмин.
Бронеплощадка особого бронепоезда № 1 «За Сталина!».
Весь завод провожал на фронт свое боевое детище. Бронепаровоз, бронеплощадки, орудия, пулеметы — все это выглядело достаточно грозно. На митинге выступили секретарь Московского комитета партии Б. Н. Черноусов, дважды Герой Советского Союза И. Д. Папанин. Народный поэт Белоруссии Янко Купала, проживавший в то время в Коломне, прочитал стихи, посвященные бронепоезду. Коломенский «особый» отправился в Москву.
9 октября начальник московского депо имени Ильича вызвал машиниста-инструктора М. Т. Фокина:
— Вот что, Михаил Тимофеевич. Из Коломны пришел бронепоезд. Его надо доставить на передовую. Сделаешь?
Конечно, машиниста можно было и не спрашивать, поведет ли он бронепоезд на линию фронта. Время военное, враг рвется к столице. Машинист выполнит любое задание. Но Фокина ценили в депо. Он — потомственный железнодорожник. За новаторские идеи награжден орденом Ленина. Руководству депо не хотелось отпускать такого опытного работника.
И Фокин повел бронепоезд как машинист-инструктор. К вечеру 9 октября прибыли в Можайск и без промедления отправились в разведку в сторону Гжатска. Но за станцией Уваровка колея оказалась разрушенной. Отремонтировали ее, и в Можайск вернулись заполночь. А в три часа ночи был получен новый приказ: враг занял Гжатск, фашистские танки движутся к Москве, их надо остановить любой ценой.
…Раннее осеннее утро, еще темно. Проследовали станцию Колесники, последнюю перед Гжатском. Готовились и все-таки как-то неожиданно для себя увидели с левой стороны пути скопление немецких танков. Стояли, вероятно, на отдыхе. Немедленно открыли по ним огонь прямой наводкой. Запылали машины, заметались в растерянности гитлеровцы. Нанеся удар, бронепоезд решил отойти. Все равно со всеми танками одному не справиться, вон их сколько, не сосчитать. Следовало привести экипаж и вооружение в порядок и вновь вернуться. Бронепоезд, набирая скорость, отходил, но артиллеристы продолжали вести огонь.
Один из вражеских снарядов попал в будку управления паровозом. Погибли члены паровозной бригады, водившей в этот день бронепоезд. Старшего машиниста М. Т. Фокина взрывной волной отбросило в кювет. Поздней ночью тяжело раненого машиниста подобрала бригада путейцев, прибывших для восстановления железнодорожного участка.
М. Т. Фокин, машинист-инструктор паровозного депо имени Ильича.
Целый год провел Михаил Трофимович в госпиталях Егорьевска, Горького, Омска. Перенес много сложнейших операций. Сейчас ветерану давно за восемьдесят, но он частый гость на железнодорожных предприятиях и в учебных заведениях.
На одной из встреч с М. Т. Фокиным пожилая женщина дополнила его рассказ о сражениях под Москвой и о трагической истории особого бронепоезда № 1 «За Сталина!». Она, оказывается, была обходчицей на участке и видела, как долго и самоотверженно сопротивлялись врагу бойцы бронепоезда. Огонь прекратили после того, как кончились боеприпасы. Оставшихся в живых бойцов гитлеровцы отвели в лес и там расстреляли. У станции Колесники поставлена мемориальная доска в честь героического экипажа особого бронепоезда № 1 «За Сталина!». Ухаживают за мемориалом школьники города Гагарина (бывшего Гжатска).
В октябре 1941 года паровозная бригада во главе со старшим машинистом Павлом Марковичем Вовком доставила из Донбасса в Москву бронепоезд. В городе Ясиноватая, где П. М. Вовк жил и работал, были подобраны паровоз Ов-4967 и платформы для бронеплощадок, а металлурги из Сталино (ныне Донецк) одели их броней. Решение строителей оказалось единодушным: направить бронепоезд на защиту Москвы. Состав до столицы вели одни железнодорожники. Воинской команды еще не было. Она прибыла в Москву через два дня из Тамбова. Это были воины-бронепоездники бывшего 12-го ОДБП. Их материальная часть осталась в окружении. Команда сумела разорвать вражеское кольцо и возвратиться в Брянск, где в самом начале войны формировался 12-й дивизион. Затем направились в Тамбов. К донбасскому бронепоезду в Москве добавили бронеплощадку ПВО с полуавтоматическими пушками. Паровозная бригада — П. М. Вовк, И. С. Охрименко, С. А. Юников, — прибыв в обороняющуюся Москву, добровольно пошли в один из ближайших военкоматов, оформились военнослужащими и остались на бронепаровозе. Так сформировался экипаж бронепоезда № 48.
П. М. Вовк, машинист 21-го дивизиона бронепоездов.
Бронепоезд № 48 отбыл на Можайское направление 21 октября. Первые огневые налеты на врага с большими для гитлеровцев потерями произвели в районах станций Тучково и Дорохово. По пути сбили один самолет, но и сами получили серьезные повреждения.
После короткого ремонта в депо имени Ильича в Москве бронепоезд № 48 снова отправился в бой на Волоколамское направление. Сюда же был прислан и бронепоезд № 49 довоенной постройки. Из этих двух машин и их экипажей родился 21-й отдельный дивизион. Его командиром стал майор В. К. Немазанников, комиссаром — старший политрук Д. Д. Цилицкий. Старший лейтенант Н. Г. Простаков был назначен командиром бронепоезда № 48, капитан Коркин принял под свое начало бронепоезд № 49.
Майор Д. Д. Цилицкий, комиссар 21-го отдельного дивизиона бронепоездов (слева), и майор В. К. Немазанников, командир этого дивизиона (справа).
Бронедивизион патрулировал участок до станции Волоколамск, взаимодействовал с танкистами генерала М. Е. Катукова и с 8-й дивизией генерала И. В. Панфилова.
Из штаба генерала М. Е. Катукова 17 ноября сообщили, что в деревне Лысцово сосредоточивается большая колонна гитлеровцев. Возможно, утром они начнут наступление. Бронепоезда затемно вышли на огневые позиции, дали колонне продвинуться на открытое место и накрыли ее уничтожающим артиллерийским огнем. В штабе М. Е. Катукова действиями экипажей бронепоездов остались довольны, поблагодарили по рации.
Когда дивизион стал отходить, чтобы пополнить боеприпасы, внезапно появилась группа вражеских самолетов. Снаряды к зениткам еще оставались. И в завязавшейся схватке один из немецких бомбардировщиков вскоре рухнул на землю. К бронепоездам подбежал пехотный офицер и попросил поддержать артогнем оборону, которую занимало его подразделение. Сама цель — фашистские танки и автоматчики — не просматривалась, но после пристрелки и корректировки огня атаку все же отбили.
В этих боях бронепоезд № 48 лишился одной бронеплощадки, по всей защитной броне имелись пробоины различной величины. Требовался срочный ремонт.
После ремонта бронепоезда 21-го ОДБП, находясь в распоряжении командующего 30-й армией генерала Д. Д. Лелюшенко, сражались в районе Крюково.
После сражений под Москвой боевой путь 21-го ОДБП пролегал через станции Шаховская, Сухиничи, Брянск, Унеча, Тернополь, Львов, по территории Польши. Расформирован он был в сентябре 1945 года во Львове.
При обороне столицы самоотверженно действовал 53-й отдельный бронепоезд. Его сформировали в Грузии. Старший машинист бронепоезда М. Д. Алапов вспоминает:
— На станции Навтлуги, в пригороде Тбилиси, находился сборный учебный пункт бронепоездов. Почти все машины, поступившие сюда, были построены в Брянске. Я сам дважды приводил оттуда крепости на колесах. Когда началась война, на четвертый день мы с 53-м бронепоездом ушли на Западный фронт. Путь лежал через Брянск. Там на заводе «Красный Профинтерн» бронепоезд подправили и довооружили. Экипаж сложился дружный. Почти за пять месяцев схваток с фашистскими войсками приобрел солидный боевой опыт…
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945"
Книги похожие на "Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Ефимьев - Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945"
Отзывы читателей о книге "Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945", комментарии и мнения людей о произведении.