Андрей Ранчин - Борис и Глеб

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Борис и Глеб"
Описание и краткое содержание "Борис и Глеб" читать бесплатно онлайн.
Первые русские святые, братья Борис и Глеб избрали для себя добровольную смерть, отказавшись от борьбы за власть над Киевом и всей Русской землей. Это случилось почти тысячу лет назад, летом и в начале осени 1015 года, после смерти их отца Владимира, Крестителя Руси. Но в последующей русской истории парадоксальным образом святые братья стали восприниматься как небесные заступники и воители за Русскую землю; их незримое присутствие на полях сражений с завоевателями, иноплеменниками русские люди ощущали постоянно и на протяжении многих веков — и на льду Чудского озера в 1242 году, и накануне и во время Куликовской битвы 1380 года, и при нашествии на Русь войск крымского хана Девлет-Гирея в XVI столетии… В наш век, культивирующий прагматизм и гедонизм и признающий лишь брутальных героев, братья Борис и Глеб, явившие миру подвиг непротивления злу, могут показаться теми, кого на убогом языке улицы называют «неудачниками», «лузерами». Но совершённое ими не имеет ничего общего ни с податливым и робким подчинением обстоятельствам, ни с трусостью и параличом воли. Об этом напоминает автор книги, доктор филологических наук, профессор Андрей Михайлович Ранчин.
Представленная вниманию читателей книга — по существу первый опыт именно биографического, а не житийного повествования о Борисе и Глебе. Автор тщательно разбирает все версии источников, все свидетельства, имеющие отношение к биографии братьев, пытаясь дать свой ответ на вопрос: почему именно Борису и Глебу, а не каким-то иным жертвам столь частых в Древней Руси внутридинастических конфликтов, довелось стать первыми русскими святыми?
534
Парамонова М.Ю. Святые правители Латинской Европы и Древней Руси. С. 227.
535
Повесть временных лет. С. 288—267, перевод Д.С. Лихачева. Об этом храме см.: Каргер М.К. К истории киевского зодчества XI в. Храм-мавзолей Бориса и Глеба в Вышгороде // Советская археология. М., 1952. Т. 16. С. 77—99; Андрусенко Г. Храм святих Бориса i Глiбa у Вишгородi // Пам'ятки архитектурi i монументального мистецства в свiтi нових дослiджень: Тези науковоï конференцiï Нац. заповiдника «Софiя Киiвська». Киïв, 1996. С. 41—42; Орлов Р., Козюба В. Дослiдження храму святих Бориса i Глiба у Вишгородi 1996 р. // Там же. С. 43—44;
536
Воронин Н. Н., Раппопорт П.А. Зодчество Смоленска XII—XIII вв. Л., 1979. С. 37.
537
Там же. С. 45.
538
См. об этом: Там же. С. 52—58.
539
Лосева О.В. Жития русских святых в составе древнерусских Прологов… С. 449—450.
540
См.: Воронин Н. Н., Раппопорт П.А. Зодчество Смоленска XII— XIII вв. С. 40.
541
ПСРЛ. Т. 24. С. 77.
542
См.: Воронин Н.Н. Владимир. Боголюбове Суздаль. Юрьев-Польской. М., 1967. С. 240; Майоров А.В. Русь, Византия и Западная Европа: Из истории внешнеполитических и культурных связей XII—XIII вв. СПб., 2011. С. 323-325.
543
ПСРЛ. Т. 1. Стб. 294.
544
См. летописные известия: Там же. Стб. 291; ПСРЛ. Т. 2. Стб. 285.
545
См.: Гиппиус А.А. «Летописные» паремийные чтения о Борисе и Глебе: история текста и исторический контекст // Факты и знаки. Исследования по семиотике истории. М., 2010. № 2. С. 64—65.
546
См.: Bosley R. D. The Changing Profile of the Liturgical Calendar in Muscovy's Formative Taers // Culture and Identity in Muscovy, 1459—1584 / Ed. by A. M. Kleimola, G. D. Lenhoff. Moscow, 1997 (UCLA Slavic Studies. New Series. \fol. 3). P. 29; Лосева О.В. Русские месяцесловы XI—XTV веков. С. 105.
547
Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской церкви. С. 48-49.
548
См.: Лосева О.В. Русские месяцесловы XI—XTV веков. С. 92—95, 105—106.
549
См.: Путешествие новгородского архиепископа Антония в Царьград в конце XII в. / С предисл. и прим. И. Савваитова. СПб., 1872. С. 79, 159.
550
Антонин (Капустин), архим. Заметки XII—XV века, относящиеся к крымскому городу Сугдее (Судаку), приписанные на греческом синаксаре // Записки Одесского общества истории и древностей. 1863. Т. 5. С. 620.
551
См. о нем: Бенешевич В.Н. Армянский пролог о свв. Борисе и Глебе // ИОРЯС. СПб., 1909. Т. 14. Кн. 1. С. 201-236; Абгарян Г.Н. К проблеме предполагаемой греческой версии «Сказания о Борисе и Глебе» // Русская и армянская средневековые литературы. Л., 1982. С. 235—254.
552
См.: Fontes rerum Bohemicarum / Ed. J. Elmer. V Praze, 1874. T. 2. P. 251.
553
См.: Реликвии в Византии и Древней Руси: Письменные источники / Ред.-сост. А.М. Лидов. М., 2006. С. 337.
554
Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской церкви. С. 51, прим.
555
См.: Моршакова Е.А. Складень-мощевик Семена Трусова // Христианские реликвии в Московском Кремле / Ред.-сост. А.М. Лидов. М., 2000. С. 123-125.
556
Алешковский М. X. Русские глебоборисовские энколпионы 1072— 1150 гг. С. 116—119; Биленкин В. «Чтение» преп. Нестора как памятник «глебоборисовского культа». С. 54—64. Об энколпионах см. также: Лесючевский В.И. Вышгородский культ Бориса и Глеба в памятниках искусства. С. 225-247.
557
Fontes rerum Bohemicarum. Т. 2. P. 251.
558
Парамонова М.Ю. Святые правители Латинской Европы и Древней Руси. С. 225, прим. 23.
559
Поппэ А.В. О зарождении культа свв. Бориса и Глеба и о посвященных им произведениях. Р. 30—31, прим. 11; Карпов А.Ю. Ярослав Мудрый. С. 537, прим. 9.
560
Свердлов М.Б. Домонгольская Русь. С. 457.
561
См.: Карпов А.Ю. Ярослав Мудрый. С. 537, прим. 9; Лосева О. В. Русские месяцесловы XI—XIV веков. С. 94—95.
562
Живов В.М. Святость: Краткий словарь агиографических терминов. М., 1994. С. 105.
563
См.: Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам / Труд И. Срезневского. СПб., 1912. Т. 3. С. 542; Успенский Б. А. Борис и Глеб. Восприятие истории в Древней Руси. С. 12—13; Поппэ А. В. Земная гибель и небесное торжество Бориса и Глеба. С. 335, прим. 63; см. также примеры из историографического памятника середины XVI века — «Степенной книги»: Каравашкин А.В. Литературный обычай Древней Руси (XI-XVI вв.). С. 493-495.
564
См.: Успенский Б.А. Борис и Глеб. С. 22—23, 26—27 и др.
565
Иванов С.А. Несколько замечаний о византийском контексте Борисоглебского культа // Борисо-глебский сборник. С. 353—363.
566
Ср.: Раннин А.М. Почитание святых Бориса и Глеба: к вопросу об образцах//Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2013. № 3.
567
Квиливидзе Н.В. Авель // Православная энциклопедия. М., 2003. Т. 1. А — Алексий Студит. С. 124—125; электронная версия: http://www. pravenc.ru/text/71275.html.
568
См.: Успенский Б.А. Борис и Глеб. С. 23, 119.
569
Там же. С. 47. Ср.: Панченко А.А. Иван и Яков — необычные святые из болотистой местности. С. 191.
570
Лотман Ю.М. «Звонячи в прадеднюю славу» // он же. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн, 1993. Т. 3. С. 107—110.
571
См.: Смирнова Э.С. Борис и Глеб. Иконография // Православная энциклопедия. Т. 6; электронная версия: http://www.pravenc.ru/text/ 153171.html.
572
См. об этом: Чекова И. Св. Георгий Победоносец и св. Димитрий Солунский в культурной традиции Киевской Руси // In stolis repromissionis: Светци и святост в централна и източна Европа / Съст. и ред. А. Ангушева-Тиханова, М. Димитрова, Р. Костова, Р. Малчев. София, 2012. С. 215—219.
573
См. о них, например: Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов. С. 96, 87—88.
574
См. об этих святых и о сходстве между посвященными им сочинениями и Борисоглебскими памятниками: Ingham N. W. The Sovereign as Martyr, East and West // Slavic and East European Journal. 1973. \bl. 17. P. 1— 17; Святые князья-мученики Борис и Глеб. С. 15—34; Ратин А.М. Вертоград златословный. С. 98—127; Панченко А.А. Иван и Яков — необычные святые из болотистой местности. С. 189—191.
575
См.: Сендерович С.Я. Англо-саксонские параллели к агиографии Бориса и Глеба // О древней и новой литературе: Сборник статей в честь Н.С. Демковой / Отв. ред. М.В. Рождественская; сост. А.Г. Бобров, Т.Ф. Волкова, И.А. Лобакова, М.В. Рождественская. СПб., 2005. С. 18— 26; ср.: Панченко А.А. Иван и Яков — необычные святые из болотистой местности. С. 191.
576
См.: Назаренко А.В. О династических связях сыновей Ярослава Мудрого // Отечественная история. 1994. № 4—5. С. 187—188.
577
Парамонова М.Ю. Святые правители Латинской Европы и Древ ней Руси. С. 315—316 и прим. 306 нас. 316.
578
Цит по статье: Темчин С.А. «Се несть убийство, но сырорезание». С. 224.
579
См. об этом мотиве и о родстве между ним и темой Борисоглебских житий: Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности // он же. Другой Рим: Избранные статьи. СПб., 2005. С. 349.
580
Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности. С. 348—349.
581
Там же. С. 348.
582
Федотов Г.П. Святые Древней Руси. С. 90—91.
583
См. о них, например, в кн.: Дмитриев Л. А. Житийные повести русского Севера как памятники литературы XIII—XVII вв. Л., 1973.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Борис и Глеб"
Книги похожие на "Борис и Глеб" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Андрей Ранчин - Борис и Глеб"
Отзывы читателей о книге "Борис и Глеб", комментарии и мнения людей о произведении.