Андрей Ранчин - Борис и Глеб

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Борис и Глеб"
Описание и краткое содержание "Борис и Глеб" читать бесплатно онлайн.
Первые русские святые, братья Борис и Глеб избрали для себя добровольную смерть, отказавшись от борьбы за власть над Киевом и всей Русской землей. Это случилось почти тысячу лет назад, летом и в начале осени 1015 года, после смерти их отца Владимира, Крестителя Руси. Но в последующей русской истории парадоксальным образом святые братья стали восприниматься как небесные заступники и воители за Русскую землю; их незримое присутствие на полях сражений с завоевателями, иноплеменниками русские люди ощущали постоянно и на протяжении многих веков — и на льду Чудского озера в 1242 году, и накануне и во время Куликовской битвы 1380 года, и при нашествии на Русь войск крымского хана Девлет-Гирея в XVI столетии… В наш век, культивирующий прагматизм и гедонизм и признающий лишь брутальных героев, братья Борис и Глеб, явившие миру подвиг непротивления злу, могут показаться теми, кого на убогом языке улицы называют «неудачниками», «лузерами». Но совершённое ими не имеет ничего общего ни с податливым и робким подчинением обстоятельствам, ни с трусостью и параличом воли. Об этом напоминает автор книги, доктор филологических наук, профессор Андрей Михайлович Ранчин.
Представленная вниманию читателей книга — по существу первый опыт именно биографического, а не житийного повествования о Борисе и Глебе. Автор тщательно разбирает все версии источников, все свидетельства, имеющие отношение к биографии братьев, пытаясь дать свой ответ на вопрос: почему именно Борису и Глебу, а не каким-то иным жертвам столь частых в Древней Руси внутридинастических конфликтов, довелось стать первыми русскими святыми?
121
См.: Карпов Л.Ю. Владимир Святой. С. 117; он же. Ярослав Мудрый. С. 15—16.
122
См.: Карпов А.Ю. Владимир Святой. С. 306.
123
Там же. С. 414, прим. 50.
124
Снорри Стурлусон. Круг Земной. С. 646, прим. 95; ср.: Джаксон Т. Н. Исландские королевские саги о Восточной Европе (с древнейших времен до 1000 г.). Тексты, пер., коммент. М, 1993. С. 210—211.
125
Древнерусские патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик / Изд. подг. Л.А. Ольшевская, С.Н. Травников. М., 1999. (Серия «Литературные памятники».) С. 48—49 (оригинал), 152 (пер. Л.А. Ольшевской).
126
Титмар Мерзебургский. Хроника. С. 165, 177.
127
Флоря Б.Н. Христианство в Древнепольском и Древнечешском государстве во 2-й половине X— 1-й половине XI в. // Христианство в странах Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы на пороге второго тысячелетия / Отв. ред. Б.Н. Флоря. М., 2002. С. 248—249, со ссылкой на разыскания польского историка Г. Лябуды.
128
Повесть временных лет. С. 60 (оригинал), 197 (пер. Д.С. Лихачева).
129
См.: Шахматов А.А. История русского летописания. Т. 1. Кн. 1. С. 70-72.
130
Древнерусские патерики. С. 48 (оригинал), 152 (пер. Л.А. Ольшевской).
131
Щавелева Н.И. Древняя Русь в «Польской хронике» Яна Длугоша (книги I—VI). С. 253.
132
Поппэ А. Феофана Новгородская // Новгородский исторический сборник. Вып. 6 (16). СПб., 1997. С. 102-120.
133
Васильев А.А. История Византийской империи. Время до Крестовых походов (до 1081 г.) / Вступ. ст., прим. науч. ред., пер. с англ. яз. и имен ной указ А.Г. Грушевого. 2-е изд., испр. СПб., 2000. С. 426. О договоре Владимира с византийскими василевсами и о его крещении см. также, например: Поппэ А. Политический фон крещения Руси (русско-византийские отношения в 986—989 годах) // Как была крещена Русь. 2-е изд. М., 1989. С. 202—240: Сюзюмов М. Я., Иванов С А. Комментарии // Лев Диакон. История / Пер. М.М. Копыленко; статья М.Я. Сюзюмова; коммент. М.Я. Сюзюмова, С.А. Иванова; отв. ред. Г.Г. Литаврин. М., 1988. (Серия «Памятники исторической мысли».) С. 222, прим. 69, 70 (со ссылкой на работы О.М. Рапова и Н.М. Богдановой); Богданова Н.М. О времени взятия Херсона князем Владимиром // Византийский временник. 1986. Т. 47. С. 39-46; Карпов А.Ю. Владимир Святой. С. 174—212; Петрухин В.Я. Христианство на Руси во второй половине X — первой поло вине XI в. С. 79—80.
134
Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия. Т. 2. Византийские источники / Сост. М.В. Бибиков. М., 2010. С. 236, пер. Я.Н. Любарского.
135
См. работы, в которых обосновывается эта версия крещения Владимира и Руси: Пресняков А.Е. Княжое право в Древней Руси… С. 346—347; Карпов А.Ю. Владимир Святой. С. 174—250; Свердлов М.Б. Домонгольская Русь. С. 277—279. В последних двух работах приведена литература вопроса и содержится обстоятельный обзор разных версий крещения Владимира.
136
Константин Багрянородный. Об управлении империей: Текст, пер., коммент. / Под ред. Г.Г. Литаврина, А.П. Новосельцева. 2-е изд., испр. М., 1991. С. 59, пер. Г Г. Литаврина.
137
Там же. С. 343 (комментарии 41 и 44).
138
См.: Бибиков М.В. Byzantinorossica: Свод византийских свидетельств о Руси. М., 2004. [Вып.] I. С. 66.
139
Повесть временных лет. С. 58.
140
См. подробнее: Карпов А.Ю. Анна, жена киевского князя Владимира Святого // Слово: Православный образовательный портал (http://www. portal-slovo.ru/history/35775.php).
141
Щавелева Н.И. Древняя Русь в «Польской хронике» Яна Длугоша (книги I—VI). С. 233.
142
Там же. С. 378—379, прим. 95, со ссылкой на исследование А.В. Назаренко, предположившего существование такой древней традиции: Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях. С. 437—445, 449.
143
Йахйа Антиохийский. История // Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия. Т. 3. М., 2009. Восточные источники / Сост. Т.М. Калинина, И.Г. Коновалова, В.Я. Петрухин. С. 106 (пер. В.Г. Розена).
144
См.: Лосева О.В. Русские месяцесловы XI—XIV веков. М., 2001. С. 88-91.
145
См.: Константин Багрянородный. Об управлении империей. С. 344, прим. 51.
146
История Российская с самых древнейших времен… Кн. 2. С. 399, прим. 163, с. 409, прим. 184.
147
Там же. С. 409, прим. 184.
148
Толочко А. «История Российская» Василия Татищева. С. 445—458; Михеев С.М. «Святополкъ седе въ Киеве по отци». С. 73.
149
См. его текст: Милютенко Н.И. Святой равноапостольный князь Владимир и крещение Руси: Древнейшие письменные источники: Научное издание / Отв. ред. Г.М. Прохоров. С. 476.
150
Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. 1. С. 204— 205; ср.: он же. История отношений между русскими князьями Рюрикова дома. М., 2003. С. 34—35..
151
Гедеонов С.А. Варяги и Русь: Историческое исследование. М., 2004. С. 190 и прим. 118 на с. 411.
152
Костомаров И.И. Русская история в описаниях ее главнейших деятелей. М., 1995. Кн. 1.С. 14.
153
См., например: Поппэ А.В. Земная гибель и небесное торжество Бориса и Глеба. С. 308—312; эту идею разделяет В.Я. Петрухин: Петрухин В.Я. Христианство на Руси во второй половине X — первой полови не XI в. С. 106—107 (с признанием гипотетичности аргументов А. Поппэ и спорности одного из них). В. Волков оценивает гипотезу о рождении Бориса и Глеба от христианского брака Владимира с Анной (Volkov V. Vladimir the Russian Viking. 3rd print. Woodstock; N. Y, 1998. P. 367, note 187) как обоснованную.
154
Поппэ А. В Земная гибель и небесное торжество Бориса и Глеба. С. 312.
155
Там же. С. 309.
156
Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им. С. 136—137.
157
Поппэ А.В. Земная гибель и небесное торжество Бориса и Глеба. С. 309.
158
Там же. С. 311. Об этих монетах см.: Сотникова М. П., Спасский И. Г. Тысячелетие древнейших монет России. С. 115—200.
159
БЛД Р.Т. 1. С. 349, пер. Л.А. Дмитриева.
160
Там же. С. 351,350.
161
См. раздел коллективной статьи «Борис и Глеб», написанный А.В. Назаренко. — Православная энциклопедия. М., 2003. Т. 6. Бондаренко—Варфоломей Эдесский; цитируется по электронной версии: http://www.pravenc.ru/text/153171.html.
162
См. об этом прежде всего: Водов В. Замечания о значении титула 'царь' применительно к русским князьям в эпоху до середины XV века (пер. с фр. Е. Бабаевой) // Из истории русской культуры. М., 2002. Т. 2. Кн. 1 / Сост. А.Ф. Литвина, Ф.Б. Успенский. С. 506—542.
163
Мавродин В.В. Образование Древнерусского государства // Мавродин В.В. Древняя и средневековая Русь. СПб., 2009. С. 366.
164
См., например: Титмар Мерзебургский. Хроника. С. 67.
165
Святые князья-мученики Борис и Глеб / Исследование и подг. текстов Н.И. Милютенко / Отв. ред. Г.М. Прохоров. СПб., 2006. С. 75.
166
Повесть временных лет. С. 174, пер. Д.С. Лихачева.
167
Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия. Т. 4. С. 73.
168
Свердлов М.Б. Домонгольская Русь. С. 300.
169
Карпов А.Ю. Владимир Святой. С. 119.
170
Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия. Т. 3. С. 76—77, пер. А.П. Ковалевского.
171
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Борис и Глеб"
Книги похожие на "Борис и Глеб" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Андрей Ранчин - Борис и Глеб"
Отзывы читателей о книге "Борис и Глеб", комментарии и мнения людей о произведении.