Дмитрий Григорьев - Бизнес-тренинг: как это делается

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Бизнес-тренинг: как это делается"
Описание и краткое содержание "Бизнес-тренинг: как это делается" читать бесплатно онлайн.
В этой книге системно представлена методология разработки и проведения блестящего тренинга, основная цель которого – стать эффективным инструментом развития бизнеса. Автор подробно рассказывает о том, что для этого необходимо, и дает ценные рекомендации для того, чтобы тренинг произвел на слушателей самое благоприятное впечатление, гарантировал развитие их деятельности и достиг максимального практического результата.
Читатели найдут в книге ответы на все вопросы, связанные с бизнес-тренингом, начиная от общих технологических схем до детального рассмотрения методов обучения и примеров игр.
Общая характеристика
Любимый вопрос – «Что?»
Воспринимает информацию абстрактно и размышляет над ней. Создает теорию и строит концепции. Ищет целостность. Интегрирует опыт, полученный в ходе тренинга, в собственные представления. Обучается, обдумывая разные идеи. Критически относится к информации и собирает данные, интересуется мнением экспертов. Предпочитает традиционные методы обучения. Ему более интересны идеи, чем люди. Верит в то, что в процессе обучения необходимо получать важную информацию. Рассматривает знание как углубление понимания предмета. Любит факты, детали, структурированное и последовательное мышление.
Сильные стороны
• Логичность, рационализм, систематичность.
• Умение задавать уточняющие вопросы.
Слабые стороны
• Низкая терпимость к неопределенности, субъективности, беспорядку.
• Сравнительно низкая гибкость, ситуативность, способность быстро менять способы действия.
Благоприятные условия обучения для «теоретика»
• Обучение структурировано, имеет четко сформулированные цели, последовательно и логично.
• Есть возможность поставить под сомнение и проверить методологию, логику, например, задавая вопросы или находя противоречия.
• Содержание обучения дается в рамках систем, концепций, теорий. В представлении теорий и моделей акцент делается на рациональность, логику, четкую аргументацию.
• Достаточно времени для методичного исследования связей между идеями, ситуациями, фактами.
• Обучение бросает интеллектуальный вызов: анализ сложных ситуаций, тестирование, общение с экспертами.
• Можно анализировать причины удач/неудач и делать общие выводы.
Неблагоприятные условия обучения для «теоретика»
• Необходимо что-либо делать без понятной цели и ясного контекста.
• Нужно действовать в ситуациях, где основной акцент делается на чувства и эмоции.
• Необходимо действовать или принимать решения без опоры на принципы и концепции.
• Предлагается ознакомиться с широким разнообразием различных и противоречивых методик без возможности глубокого их изучения.
• Есть сомнения в методологической обоснованности изучаемого предмета.
• Изучаемый предмет представляется банальным, поверхностным.
Как использовать представления о четырех стилях обучения
Поскольку в аудитории, скорее всего, окажутся участники с разными ведущими стилями обучения, важно построить тренинг так, чтобы он в целом удовлетворил все запросы.
Поэтому, во-первых, проработка всех важных тем на тренинге должна включать:
• возможность в игровой форме или в виде упражнения получить непосредственный опыт действий в рамках данной темы;
• обсуждение полученного опыта;
• резюме тренера, включая обобщение, структурирование материала, связь с теорией и практикой, примеры;
• обсуждение и проработку конкретных форм и способов применения полученного в ходе тренинга опыта на практике.
Во-вторых, зная особенности четырех стилей обучения, тренер будет понимать, что участники разные и не всем комфортно обучаться так, как ему (у тренера ведь тоже есть свой ведущий стиль обучения!). Это поможет быть более гибким и учитывать описанные в этой главе особенности обучения.
Например, тренер может заранее готовить обобщающие схемы для «теоретиков», примеры для «прагматиков», продумывать создание динамичных ситуаций для «деятелей» и логику обсуждения причинно-следственных связей для «рефлексирующих».
В-третьих, в своих презентациях, мини-лекциях, ответах на вопросы, управляемых дискуссиях для разных типов участников тренер может использовать разные типы и формы аргументации.
Наконец, он может определить свой ведущий стиль обучения и усвоения информации и, соответственно, те стили, которые для него некомфортны. Это позволит выявить зону своего собственного развития. Так, в начале своей тренерской деятельности мне было особенно сложно с участниками, которых можно отнести к «прагматикам». Я начал заранее готовить примеры по всем темам и использовать их, больше времени уделять разбору конкретных ситуаций из опыта участников, и для «прагматиков» тренинги стали более эффективными.
Глава 2
Основные технологические схемы бизнес-тренинга
2.1. Трехсферная модель бизнес-тренинга
Для гарантии эффективности бизнес-тренинга важно решить три основные задачи:
1. Обеспечить активное вовлечение участников, мотивировать их к развитию своих компетенций и изменению способов деятельности.
2. Организовать целесообразный, четкий, динамичный, ясный и понятный для участников рабочий процесс.
3. И, наконец, добиться изменения организационного поведения участников и способов их действий в профессиональной деятельности. Это всегда связано с решением содержательных задач тренинга: изменением представлений участников, овладением ими новыми техниками и технологиями, развитием их компетенций.
Тренер может рассматривать бизнес-тренинг через призму трех основных составляющих эффективности, которые он должен постоянно отслеживать и обеспечивать.
Эти составляющие взаимосвязаны. Если участники не вовлечены, образовательный эффект будет слабым. Если содержание тренинга неинтересно и не связано с их деятельностью – падает мотивация. Нет четкого и динамичного процесса тренинга, он зануден и затянут – снижаются интерес и вовлеченность.
Разные тренеры, в зависимости от своих целей и ценностей, делают акцент на один из трех этих аспектов: кто-то сильнее увлечен содержанием, кто-то работает на вовлеченность участников, кто-то больше внимания уделяет отлаживанию четкого процесса тренинга. Это вполне допустимо. Но важно, чтобы в конечном итоге соблюдался баланс этих трех ключевых составляющих.
Таким образом, практический смысл схемы в том, что она дает тренеру три фокуса внимания, которые он должен постоянно удерживать в процессе разработки и проведения бизнес-тренинга. В каждый момент времени он должен анализировать ситуацию через призму трех групп вопросов:
• Вовлечены ли участники в тренинг, мотивированы ли к решению его задач, ставят ли они свои задачи? Созданы ли условия для вовлечения каждого в процесс тренинга? Если участники недостаточно вовлечены, в чем причина?
• Продвигаемся ли мы в ходе тренинга к решению поставленных задач? Если нет, почему?
• Достаточно ли четко, прозрачно, понятно, динамично проходит тренинг? Что можно сделать, чтобы повысить его эффективность?
Если что-то идет не так, как хотелось бы, нужно вносить соответствующие коррективы в свои действия, содержание и методы тренинга.
2.2. Как происходит развитие участников в рамках бизнес-тренинга
Совершая те или иные действия, человек, как правило, исходит из своих представлений о ситуации и способах действия в ней. При этом он всегда опирается на два типа схем:
• онтологические (отвечающие на вопрос «что»), которые содержат представления о данном объекте, ситуации и т. д.;
• организационно-деятельностные (отвечающие на вопрос «как»), которые содержат представления о способах действия в этой ситуации, с данными объектами.
Причем схемы определяют его действия независимо от степени осознанности. Например, когда менеджер ведет переговоры, у него есть два типа схем: о том, что такое переговоры, каковы ключевые факторы успеха и т. д., и о том, как их проводить: каковы этапы, последовательность действий, приемы, техники. Такие же схемы различной степени осознанности есть у каждого профессионала – тренера, продавца, менеджера, кондитера, врача. Даже домохозяйка, варящая борщ, осознанно или неосознанно следует двум типам схем: что такое борщ и как его варить. Если действие простое, то и схемы несложные. В более сложных видах деятельности (например, продажи, управление, переговоры, проведение тренингов и т. д.) существует целая система схем, выстроенных иерархично.
Процесс изменения способов действия связан с изменением схем (иными словами, представлений).
Поскольку целью тренинга является изменение поведения и действий участников, то тренинг прежде всего направлен на развитие организационно-деятельностных схем участников.
Однако чаще всего при этом необходимо также поменять представления онтологического характера. Например, если менеджеры по продажам не понимают сути и значимости установления контакта клиентом, бесполезно отрабатывать конкретные техники. Они будут реализованы на практике, только если у менеджеров изменятся представления о продажах и они осознают значимость установления контакта.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Бизнес-тренинг: как это делается"
Книги похожие на "Бизнес-тренинг: как это делается" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Дмитрий Григорьев - Бизнес-тренинг: как это делается"
Отзывы читателей о книге "Бизнес-тренинг: как это делается", комментарии и мнения людей о произведении.