Дмитрий Григорьев - Бизнес-тренинг: как это делается

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Бизнес-тренинг: как это делается"
Описание и краткое содержание "Бизнес-тренинг: как это делается" читать бесплатно онлайн.
В этой книге системно представлена методология разработки и проведения блестящего тренинга, основная цель которого – стать эффективным инструментом развития бизнеса. Автор подробно рассказывает о том, что для этого необходимо, и дает ценные рекомендации для того, чтобы тренинг произвел на слушателей самое благоприятное впечатление, гарантировал развитие их деятельности и достиг максимального практического результата.
Читатели найдут в книге ответы на все вопросы, связанные с бизнес-тренингом, начиная от общих технологических схем до детального рассмотрения методов обучения и примеров игр.
Давайте последовательно рассмотрим эти три вопроса.
Итак, на что необходимо мотивировать участников тренинга? Самый простой ответ – на активное участие в тренинге.
Однако этого недостаточно. Участники могут вовлечься, играть в ролевые игры, обсуждать и записывать обобщения тренера, высказать положительную обратную связь и даже высоко оценить тренинг в итоговой анкете. Но это вовсе не означает, что они изменят свое поведение и начнут по-другому осуществлять свою профессиональную деятельность.
Поэтому необходимо мотивировать не только к активному участию в тренинге, но и к изменениям, развитию своей деятельности.
Важность мотивации к развитию, изменению деятельности сложно переоценить. По сути, это одно из ключевых условий результативности тренинга: трудно себе представить, что человек поменяет свое организационное поведение, если сам не увидит в этом необходимости.
Мотивация к активному участию и развитию своей деятельности пронизывает весь процесс тренинга, начиная с установочной части и до самого конца, а зачастую, при наличии посттренингового сопровождения, продолжается и после окончания тренинга.
Создать единую технологию мотивации участников тренинга непросто. Далее рассмотрены две схемы, которые дают базовые представления о техниках управления процессом мотивации: «пирамида потребностей» А. Маслоу и разработанная мной процессная схема мотивации.
3.1.1. Схема мотивации на основе «пирамиды потребностей» А. Маслоу и ее использование в бизнес-тренинге
Содержательные теории мотивации (в том числе широко известная «пирамида потребностей» Абрахама Маслоу) описывают различные группы потребностей человека. Соответственно, их использование на практике подразумевает знание типовых потребностей и их учет при организации и проведении бизнес-тренинга.
Так, например, Маслоу в наиболее известной версии своей пирамиды выделял пять основных групп потребностей: физиологические, потребность в безопасности, общении (социальные), в признании и в самореализации.
Рассмотрим схему Маслоу применительно к бизнес-тренингу.
Учет базовых потребностей участников
Если вы когда-либо сидели на неудобном стуле в плохо отапливаемом помещении более двух часов, не имея возможности двигаться, то вы понимаете, о чем речь. Люди должны чувствовать себя комфортно, иметь возможность встать и выйти, если необходимо.
Для удовлетворения базовых потребностей тренеру важно обеспечить:
• достаточное пространство, позволяющее участникам комфортно расположиться в помещении, видеть друг друга, тренера и флипчарт, передвигаться и применять запланированные методы обучения;
• проветриваемость, отапливаемость помещения, отсутствие сквозняков;
• удобные стулья;
• освещенность;
• организацию обедов и/или кофе-брейков;
• наличие ручек, блокнотов, качественных и информативных раздаточных материалов;
• возможности учета специфических потребностей отдельных участников. Например, курильщик хочет курить, очень полному человеку может быть неудобно на стандартном стуле, кто-то может болезненно реагировать на скрип маркера и т. д.
Учет потребности в безопасности участников бизнес-тренинга
На тренинге речь может идти не о физической безопасности, а о психологической, безопасности в общении и взаимодействии с другими участниками и группой в целом.
Если человек не может свободно подавать реплики и задавать вопросы, если создалась атмосфера, в которой участники могут неуважительно относиться друг к другу, а тренер дает понять отдельным слушателям, что их вопросы глупы и точка зрения далека от истины, то о безопасности речи нет. Только доверие и взаимное уважение дадут возможность каждому быть открытым, свободно высказывать свои мысли.
Для создания безопасной атмосферы тренеру важно:
• личным примером демонстрировать конструктивность в коммуникации, уважение к любым мыслям участников;
• установить и поддерживать правила общения, уметь перевести любую дискуссию в конструктивное русло, выделить из любых высказываний материал для обсуждения и проработки;
• мягко, но уверенно пресекать попытки проявлять агрессию, неконструктивную критику и переходы на личности;
• учитывать индивидуальные особенности слушателей: кто-то сразу готов активно участвовать в упражнениях, игровых ситуациях, а кому-то необходимо время и специально созданные условия даже для того, чтобы просто принять участие в обсуждении.
Учет потребностей в общении
Тренинг включает как минимум два компонента: содержание и взаимодействие (отношения) между участниками. Взрослые люди имеют потребность в разных уровнях общения, и тренер обязан обеспечить условия для ее удовлетворения. Одним нужно общение с другими участниками, другим – с тренером, а третьим – изучение материала.
Для удовлетворения данных потребностей важно:
• управлять процессом формирования группы;
• управлять созданием позитивной рабочей атмосферы на тренинге;
• обеспечить возможности неформального общения и поддерживать его (прежде всего в перерывах).
Учет потребностей участников в уважении и признании
У всех людей есть естественная потребность в признании и уважении. Тренер должен создать условия, в которых люди не унижают друг друга, а выслушивают, принимают чужой опыт, тем самым отдавая дань уважения заслугам других. Важный момент – баланс корректирующей и позитивной обратной связи, в том числе от тренера участникам. Чем больше будет доля позитивной обратной связи, тем лучше. Вместе с тем обратная связь должна быть конкретной и предметной. Следует избегать общих фраз вроде «отлично сделано», поскольку они могут существенно навредить и процессу обучения, и даже формированию позитивной рабочей атмосферы на тренинге.
Учет потребности участников в самореализации
По мнению Маслоу, у людей есть естественная потребность делать что-то и достигать каждый раз лучших результатов, чем ранее. Поэтому во время тренинга участники хотят видеть собственный прогресс, получать лучшие результаты в каждом конкретном задании. Они также желают знать, как тренинг поможет им стать более успешными в их деятельности. Поэтому тренер должен связать личные цели участников и тренинг как инструмент их достижения.
3.1.2. Процессная схема мотивации участников бизнес-тренинга
Любое саморазвитие требует изменений. А люди обычно не любят меняться, поскольку для этого нужны напряжение и усилия, не говоря уже о признании того, что сейчас они действуют не так эффективно, как в принципе могли бы.
Рассматривая мотивацию как процесс, можно сделать вывод, что участники будут мотивированы, если удастся сформировать у них три основные уверенности.
Во-первых, участник должен быть уверен в том, что тренинг даст необходимые ему знания, навыки, техники и технологии. Соответствуют ли содержание, процесс, атмосфера тренинга ожиданиям участников? Практичен ли он для них, связан ли с ситуацией их профессиональной деятельности, дает ли ответы на вопросы, возникающие в их практике?
Во-вторых, участник должен быть уверен в том, что знания и навыки, техники и технологии, полученные на тренинге, позволят ему повысить эффективность своей деятельности. Участники могут считать, что они действуют максимально эффективно в сложившихся обстоятельствах, и не видеть острой потребности в развитии своих навыков и овладении технологиями. Пока участники не поймут, что их знания, навыки, технологии недостаточно эффективны, они не будут активно учиться.
Наконец, в-третьих, участник должен быть уверен в том, что повышение эффективности его деятельности ему выгодно, а значит, принесет материальную, эмоциональную или иную пользу, в зависимости от того, что важно для конкретного участника бизнес-тренинга.
Людей, для которых развитие собственной профессиональной деятельности и себя как профессионала самоценно, не так много. Если участники не видят, в чем для них смысл повышения эффективности своей деятельности, то зачем им новые знания, навыки, технологии? Пример такой демотивации: тренинг по продажам для продавцов компании, которые считают, что их усилия достойно не вознаграждаются (повышение эффективности приводит к повышению не их заработка, а плана продаж) и стараются работать по минимуму.
Соответственно, при любом разрыве в данной цепочке участники демотивируются. Роль тренера в процессе формирования заказа, проектирования тренинга и его проведения состоит в том, чтобы максимально учесть возможные разрывы в мотивации и применить соответствующие техники.
Важно отметить, что за формирование первых двух уверенностей полностью отвечает тренер, и он обладает достаточным набором инструментов для этого. Однако ответственность за уверенность сотрудников в том, что повышение эффективности принесет им личную выгоду, во многом лежит на менеджерах компаний-заказчиков, и у тренера достаточно ограниченный набор возможностей и техник влияния на ее формирование.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Бизнес-тренинг: как это делается"
Книги похожие на "Бизнес-тренинг: как это делается" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Дмитрий Григорьев - Бизнес-тренинг: как это делается"
Отзывы читателей о книге "Бизнес-тренинг: как это делается", комментарии и мнения людей о произведении.