Юрий Лощиц - Григорий Сковорода

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Григорий Сковорода"
Описание и краткое содержание "Григорий Сковорода" читать бесплатно онлайн.
Ю́рий Миха́йлович Ло́щиц (р. 1938) — русский поэт, прозаик, публицист, литературовед. Лощиц является одним из видных современных историков и биографов. Г. Сковорода — один из первых в истории Украинской мысли выступил против церковной схоластики и призвал к поискам человеческого счастья.
Эта дата является как бы порубежной: отныне наследие философа, не прекращая окончательно своего фольклорного бытования, перестает быть достоянием узкого круга библиофилов и любителей-коллекционеров и делается объектом пристального внимания со стороны писательской, культурной и научной общественности Украины и России.
Одним из первых на выход в свет юбилейного издания откликнулся Иван Франко, назвавший Сковороду самым крупным профессиональным поэтом в старорусской и украинской литературе на громадном историческом пространстве — от «Слова о полку Игореве» до Котляревского и Шевченко. В эти же годы высокую оценку творениям Сковороды дали Лев Толстой, Максим Горький и Михаил Коцюбинский.
Незадолго до революции изучением личности и творчества украинского мыслителя занялся В. Бонч-Бруевич, предпринявший новое, расширенное издание философских работ Сковороды (вышел только первый том).
В советский период на Украине началась широкая пропаганда творческого наследия мыслителя, вышло большое количество популярных статей и брошюр с подчеркнутым вниманием к народным истокам его мировоззрения. Одновременно продолжалась настойчивая работа по разысканию и публикации рукописей Сковороды и документов, содержащих новые биографические сведения о философе и его современниках. Эта исследовательская работа в 1961 году завершилась выходом в свет академического двухтомного собрания сочинений Г. С. Сковороды под редакцией А. Белецкого, Д. Острянина и Н. Попова. В двухтомнике впервые увидели свет все известные к тому времени произведения философа, издание отличалось не только полнотой охвата творческого наследия мыслителя, но и скрупулезной выверенностыо текстов, обилием справочно-вспомогательных материалов.
Однако и сегодня еще нельзя сказать, что работа над разысканием тех сочинений Сковороды, которые прежде считались утерянными, полностью завершена; в 1971 году в киевском журнале «Філософська думка» были опубликованы два новонайденных его диалога, обнародование которых стало не только крупным событием в научном мире, но и подтвердило необходимость дальнейших поисков, возможность новых интересных находок.
В целом же в деле разыскания и публикации сковородинских текстов последние десятилетия дали большие результаты, чего, к сожалению, нельзя сказать о работах, которые ведутся в биографическом плане. Уровень этих работ оставляет желать много лучшего: из книги в книгу, как правило, перекочевывают одни и те же фактические данные, многие из которых нуждаются в проверке и уточнении. Поражает обилие полулегендарных и полностью легендарных «данных», подчас достаточно примитивной выделки, которые, попадая в книги биографического плана, выдаются за вполне достоверные свидетельства о жизни и деятельности философа. Создание подлинно научного свода биографических материалов о нем все еще остается нерешенной проблемой.
О том, насколько плодотворным может быть дальнейшее детальное изучение эпохи, в которую жил и творил мыслитель, свидетельствует опубликованный в 1970 году труд харьковской исследовательницы А. М. Ниженец, открывающий многие малоизвестные страницы слобожанского периода деятельности Сковороды, хотя и не лишенный некоторых спорных утверждений.
В повести Тараса Шевченко «Близнецы» есть образ старого сотника Никифора Сокиры; в юности Сокира был близко знаком с Григорием Сковородой и с тех пор всю жизнь находился под обаянием личности странствующего философа: жил на хуторе в окружении природы, сам трудился как хлебороб и пасечник, а досуг посвящал чтению в подлинниках Гомера и Вергилия.
На Украине среди сельских жителей еще и сегодня можно услышать рассказы о людях, которые жили «як Грщько Сковорода», и образ старого Сокиры свидетельствует о пристальном внимании автора к тем живым следам, которые остались в народной памяти о философе-старчике. Но упоминание о Сковороде в повести имеет для Шевченко еще и другое значение: рядом со Сковородой— легендарным старчиком в «Близнецах» незримо присутствует и Сковорода — мыслитель, педагог. Его присутствие — на это уже было обращено внимание исследователей — обнаруживается во всей композиции повести, посвященной воспитанию и несходным судьбам двух братьев, один из которых жил, так сказать, по «закону сродности», а другой оказался уловлен «светом» и погиб в его сетях. «Сковородинский» мотив здесь достаточно очевиден, чтобы можно было говорить о Шевченко как о внимательном читателе «педагогических» диалогов философа «Благодарный Еродий» и «Убогий жайворонок».
Следы пристального внимания к идеям и образам Сковороды обнаруживаются и в произведениях многих других украинских и русских писателей прошлого века. Но дело не только в очевидных заимствованиях из его сочинений или в непосредственных откликах на них. Так, поиск «истинного» человека, составляющий одну из основных тем философа, явственно и сильно зазвучал в многоплановых и еще по достоинству не оцененных этических размышлениях позднего Гоголя, который иногда почти «цитирует» Сковороду, говоря о значении творческого самопознания.
Еще об одной внутренней перекличке подобного типа сообщает в своем недавнем исследовании о Достоевском В. Бурсов (речь идет о значении, которое и Сковорода и Достоевский придавали человеческому сердцу как средоточию нравственной жизни личности). К этому наблюдению можно добавить, что мыслителей сближала не только «сердечная» тема. Вполне очевидная близость обнаруживается, например, и в представлениях того и другого о свободной воле человека: вспомним образ «воли-бездны» у Сковороды и тему духовного подполья у Достоевского, выражающуюся в том, что человек хочет «по своей глупой воле пожить».
Тот факт, что призыв философа «глянь в сердечный пещеры!» так отчетливо зазвучал в творчестве мыслителей иной эпохи, есть не только свидетельство неотменяемой актуальности морально-этических проблем. Этот факт позволяет лучше разглядеть, какой именно тип мыслителя явлен нам в личности Сковороды. Проблемы этического порядка — вот что составляет неизменный пафос его творчества. Круг нравственных идей, в центре которых стоит человек, созидающий свое личностное отношение к миру, свое «сродное» жизненное дело, — вот в чем проявляет себя этот весьма распространенный в русской общественной мысли на разных этапах ее становления тип философской деятельности.
В то же время в творческом наследии мыслителя очень многое может не удовлетворить современного читателя, показаться ему историческим анахронизмом. Диалог современного читателя с философом XVIII века, действительно, весьма непрост, в ходе этого диалога может возникнуть масса претензий: того-то философ не выразил, о том-то умолчал, о том-то сказал совсем не так, как бы нам хотелось. Но в подобной ситуации нужно еще и еще раз вспомнить известные слова В. И. Ленина: «Исторические заслуги судятся не по тому, чего не дали исторические деятели сравнительно с современными требованиями, а по тому, что они дали нового сравнительно с своими предшественниками».
Поиски и открытия Сковороды время не сделало философским анахронизмом: он очень многое говорит и еще может сказать нашему современнику, творцу но только материальных благ, но и создателю духовных ценностей. Духовные ценности, так же как и материальные приобретения, не появляются из ничего, у них должна быть своя почва.
Философия Григория Сковороды апеллирует к идеальным возможностям человеческого существования. Это поистине «сердечная философия», раскрытая навстречу человеку, его судьбе. Вот почему в личности мыслителя мы узнаем и любим черты того народного мудреца-правдолюбца, о котором веками мечтал народ, как о своем советователе и помощнике, заступнике, но иногда и строгом судье, как о выразителе надежд и чаяний трудящегося человека.
Сковорода нес в народ Слово о счастье для каждого и для всех. Вот почему его творческое наследие было и остается великим национальным достоянием украинского и русского народов.
Основные даты жизни и творчества Г. С. Сковороды
1722, 3 декабря — Рождение Григория Саввича Сковороды в селе Чернухи Лубянской округи Киевского наместничества.
1738, сентябрь — Григорий Сковорода поступает на учение в Киево-Могилянскую академию.
1742 — В Малороссию для набора голосов послан придворный певчий Гаврила Матвеев. Сковорода принят в придворную капеллу.
1744, июль, август — В поезде Елизаветы Петровны, совершающей путешествие в Малороссию, Сковорода возвращается в Киев и продолжает учебу в Академии.
1745 — В ревизской книге (из архива Малороссийской коллегии) за этот год в селе Чернухи значится «двор Пелагеи Сковородихи, сын которой, Григорий, обретался в певчих». Следовательно, в 1745 году Саввы Сковороды, отца Григория, уже не было в живых.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Григорий Сковорода"
Книги похожие на "Григорий Сковорода" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Юрий Лощиц - Григорий Сковорода"
Отзывы читателей о книге "Григорий Сковорода", комментарии и мнения людей о произведении.