Роман Ключник - Причина преображения Ф.М.Достоевского...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Причина преображения Ф.М.Достоевского..."
Описание и краткое содержание "Причина преображения Ф.М.Достоевского..." читать бесплатно онлайн.
Объявленная в названии статьи тема является очень важной для понимания нашего великого русского мыслителя и эволюции русской мысли. Тема - не для спешащих, легковесных и глупых.
В этой теме попытки примирения и единения с либералами невозможно пройти мимо знаменитой речи Ф.М.Достоевского в конце его жизни 8 июня 1880 года в «Обществе любителей российской словесности» по поводу открытия памятника Пушкину в Москве. По поводу этой речи некоторые либералы лукаво утверждают, что она является доказательством того, что Ф.Достоевский был всё-таки больше либералом – чем славянофилом. Послушайте эту попытку примирения и судите сами, Достоевский (фрагмент речи):
«Мы не враждебно (как, казалось, должно бы было случиться), а дружественно, с полною любовию приняли в душу нашу гении чужих наций, всех вместе, не делая преимущественных племенных различий, умея инстинктом, почти с самого первого шагу различать, снимать противоречия, извинять и примирять различия, и тем уже выказали готовность и наклонность нашу, нам самим только что объявившуюся и сказавшуюся, ко всеобщему общечеловеческому воссоединению со всеми племенами великого арийского рода. …».
Да, назначение русского человека есть, бесспорно, всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только (в конце
концов, это подчеркните) стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите.
О, всё это славянофильство и западничество наше есть одно только великое у нас недоразумение, хотя исторически и необходимое. Для настоящего русского Европа и удел всего великого арийского племени так же дороги, как и сама Россия, как и удел своей родной земли, потому что наш удел и есть всемирность, и не мечом приобретенная, а силой братства и братского стремления нашего к воссоединению людей
Похоже, Достоевский надеялся, что в общем, дружественном, братском российском обществе, как в плавильном котле, всё смешается и нормально всё образуется - и евреи ассимилируются, в результате чего - их обособленность и агрессивность многих из них исчезнет…
Скорее всего, такую необычайно красивую примирительную речь от матерого воинствующего славянофила и убежденного русского националиста никто не ожидал услышать, поэтому слушатели испытали неожиданный приятный шок, переходящий в бурный всеобщий экзальтический восторг, -
«Когда же я провозгласил в конце о всемирном единении людей, то зала была как в истерике, - рассказывал о своём небывалом ораторском успехе Достоевский в письме жене, - когда я закончил – я не скажу тебе про рев, про вопль восторга: люди незнакомые между публикой плакали, рыдали, обнимали друг друга и клялись друг другу быть лучшими, не ненавидеть впредь друг друга, а любить. ».
Порядок заседания нарушился: все ринулись ко мне на эстраду… Вызовы продолжались полчаса, махали платками, вдруг, например, останавливают меня два незнакомых старика: “Мы были врагами друг друга 20 лет, не говорили друг с другом, а теперь мы обнялись и помирились. Это вы нас помирили, Вы наш святой, вы наш пророк!”. “Пророк, пророк!” - кричали в толпе. Тургенев, про которого я ввернул доброе слово в моей речи, бросился меня обнимать со слезами… Прибежали студенты. Один из них, в слезах, упал передо мною в истерике на пол и лишился чувств. Полная, полнейшая победа!
Чтобы не было сомнений, что эта знаменитая примирительная речь была инициативой убежденного славянофила Достоевский позже пояснил: «Я же заявляю теперь - да и заявил это в самой речи моей, - что честь этого нового шага (если только искреннейшее желание примирения составляет честь), что заслуга этого нового, если хотите, слова вовсе не мне одному принадлежит, а всему славянофильству, всему духу и направлению "партии" нашей, что это всегда было ясно для тех, которые беспристрастно вникали в славянофильство… Теперь вот заключение: если западники примут наш вывод и согласятся с ним, то и впрямь, конечно, уничтожатся все недоразумения между обеими партиями, так что "западникам и славянофилам не о чем будет и спорить…».
В масштабе одного вечера и одного зала «Обществе любителей российской словесности» - это была победа, но не более того…. Под знакомым нам из мультика лозунгом: «Давайте все жить дружно!» Достоевский пытался утопически призвать к объединению и служению родине западников, либералов, евреев, террористов… Но что получится, если смешать в этом мире черный цвет с белым, смешать воедино добро и зло, мы это и так всё имеем по замыслу либералов: всё в одном сером флаконе - чтобы не могли различить: что добро, а что зло, где - добро и где - зло…
Идея Достоевского «о всемирном единении людей» - это красивая ошибка, полнейшая утопия на уровне абсурда: не было этого «всемирном единении людей» в течение нескольких тысяч лет до Достоевского и мы не наблюдали это «всемирное единении людей» в течение более ста лет после его речи, потому что так устроен Мир, в котором есть противостояние и смысл диалектики…
Когда после речи «атмосфера» и эмоции остыли Достоевский в «Дневнике писателя» писал более реалистично: «Рядом со славянофилами, обнимавшими меня и жавшими мне руку, тут же на эстраде, едва лишь я сошел с кафедры, подошли ко мне пожать мою руку и западники, и не какие-нибудь из них, а передовые представители западничества, занимающие в нем первую роль, особенно теперь. Они жали мне руку с таким же горячим и искренним увлечением, как славянофилы, и называли мою речь гениальною, и несколько раз, напирая на слово это, произнесли, что она гениальна. Но боюсь, боюсь искренно: не в первых ли "попыхах" увлечения произнесено было это!».
Чем ответили западники, либералы на примирительно протянутую руку Достоевского? Кроме язвительной критики на страницах «Московских ведомостей» они ответили кровавым делом, убийством - 1 марта1881 года террористы с седьмой попытки всё-таки разорвали бомбой самого либерального до сих пор в России императора-реформатора Александра II; Мордыхай (Марк) Натансон, его русские единомышленники и обманутые им некоторые русские студенты торжествовали… Фёдор Михайлович этого ответа ему уже не видел по причине смерти 28 января 1881 года.
Конечно, позитивного в достижениях нашего великого мыслителя, просветителя и общественного деятеля было гораздо больше его заблуждений. И об этом будет последняя часть моей статьи.
О позитивном, о надеждах и заповедях Ф.М. Достоевского
Стоит отметить одно точное, верное замечание Ф.М.Достоевского о русском народе:
«Да, народ наш груб, хотя и далеко не весь, о, не весь, в этом я клянусь уже как свидетель, потому что я видел народ наш и знаю его, жил с ним довольно лет, ел с ним, спал с ним и сам к "злодеям причтен был", работал с ним настоящей мозольной работой, в то время когда другие, "умывавшие руки в крови", либеральничая и подхихикивая над народом, решали на лекциях и в отделении журнальных фельетонов, что народ наш "образа звериного и печати его". Не говорите же мне, что я не знаю народа! …».
Любовь ли, вино ли, разгул, самолюбие, зависть - тут иной русский человек отдается почти беззаветно, готов порвать все, отречься от всего, от семьи, обычая, бога.
Иной добрейший человек как-то вдруг может сделаться омерзительным безобразником
и преступником, - стоит только попасть ему в этот вихрь, роковой для нас круговорот судорожного и моментального самоотрицания и саморазрушения, так свойственный русскому народному характеру в иные роковые минуты его жизни.
Но зато с такою же силою, с такою же стремительностью, с такою же жаждою самосохранения и покаяния русский человек, равно как и весь народ, и спасает себя сам, и обыкновенно, когда дойдет до последней черты, то есть когда уже идти больше некуда.
Но особенно характерно то, что обратный толчок, толчок восстановления и самоспасения, всегда бывает серьезнее прежнего порыва - порыва отрицания и саморазрушения. То есть, то бывает всегда на счету как бы мелкого малодушия; тогда как в восстановление свое русский человек уходит с самым огромным и серьезным усилием, а на отрицательное прежнее движение свое смотрит с презрением к самому себе
Да, - так бывало в жизни многих русских людей и в истории русского народа, и очень надеюсь – подобное произойдёт и в ближайшем будущем.
Сегодня много говорят о миссии какой-либо корпорации или даже о мисси небольшой фирмы, а у государства Россия и русского народа есть какая-либо миссия? - Да, и она озвучена Ф.М. Достоевским. В истории человечества Россия и русский народ уже не раз эту свою глобальную миссию подтверждали. Сегодня, в условиях кризиса и сильного упадка, деградации всей нашей цивилизации особенно актуально звучат слова надежды выдающегося славянофила и русского националиста Ф.М.Достоевского к своим сородичам:
«Идею мы несём вовсе не ту, чем они, в человечество - вот причина. Наши “русские европейцы” изо всех сил уверяют Европу, что у нас нет никакой идеи, да и впредь быть не может, что Россия и не способна иметь идею, а способна лишь подражать, и что мы вовсе не азиаты… Мы убедились, наконец, что мы тоже отдельная национальность, в высшей степени самобытная и что наша задача - создать свою новую форму, нашу собственную, родную, взятую из почвы нашей, взятую из народного духа и из народных начал… …».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Причина преображения Ф.М.Достоевского..."
Книги похожие на "Причина преображения Ф.М.Достоевского..." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Роман Ключник - Причина преображения Ф.М.Достоевского..."
Отзывы читателей о книге "Причина преображения Ф.М.Достоевского...", комментарии и мнения людей о произведении.