Сергей Нефедов - История России. Факторный анализ. Том 1. С древнейших времен до Великой Смуты

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "История России. Факторный анализ. Том 1. С древнейших времен до Великой Смуты"
Описание и краткое содержание "История России. Факторный анализ. Том 1. С древнейших времен до Великой Смуты" читать бесплатно онлайн.
Монография посвящена анализу исторического процесса на территории Восточно-Европейской равнины в свете современных историко-социологических теорий. Конечная цель исследования – дать ответ на вопрос: можем ли мы на сегодняшнем уровне знаний объяснить российскую историю?
Книга адресована специалистам-историкам, аспирантам и студентам вузов, а также всем любителям истории.
В X–VIII веках до н. э. в донских степях происходил тот же процесс перехода к кочеванию, что и в степях за Волгой. Исчезли постоянные поселения, уменьшилось количество археологических находок не только в степи, но и в лесостепи Верхнего Дона.[215] Вместе с тем в культуре местных племен стали ощущаться новые веяния, появились новые формы удил, наконечников стрел, кинжалов, топоров.
Рис. 2.1. Схема распространения железа в Европе:
1 – во второй половине II тыс. до н. э., 2 – пути распространения железа в начале I тыс. до н. э., 3 – проникновение железа из Италии и Центральной Европы, 4 – направление финикийского влияния, 5 – распространение железа на север (V в. до н. э.), 6 – кавказское влияние.[216]
Помимо влияния всаднических культур Азии, специалисты объясняют эти инновации распространением новой диффузионной волны, связанной с освоением металлургии железа.[217]
Железо было еще одним фундаментальным открытием того времени. Считается, что первыми научились получать кричное железо кузнецы из области Хатти в Малой Азии: название железа на всех языках Малой Азии и прилегающих областей происходит из хаттского языка. В конце II тысячелетия до н. э. на Ближнем Востоке научились путем закалки или цементизации железа получать в небольших количествах твердую сталь. Стальные лезвия наваривали на железную основу мечей, кинжалов и топоров – в результате получалось оружие более твердое и острое, чем оружие из бронзы.[218] Поначалу сталь была дорогой, и из нее делали лишь клинки мечей, а ручки оставались бронзовыми. Тем не менее новое оружие быстро распространилось через Кавказ в степи Причерноморья – и вместе с ним пришли новые формы кинжалов, топоров, а также характерные двукольчатые удила.[219] Волна диффузии продвинулась и далее, в днепро-бугские лесостепи, где обитали земледельческие племена чернолесской культуры. Сражаясь с киммерийцами, земледельцы заимствовали их оружие и железную металлургию; они стали строить укрепленные городища и завели собственных – правда, немногочисленных – всадников.[220] Согласно одной из распространенных теорий, чернолесские племена относились к балто-славянской языковой семье,[221] и некоторые лингвисты объясняют происхождение славянского слова «железо» (и литовского «gelesis») из языка хаттов.[222]
В конце VIII века до н. э. освоение всадничества породило большую волну завоеваний. Геродот пишет, что вначале скифы обрушились на живших в Северном Причерноморье киммерийцев. Часть киммерийцев опрокинула заслоны чернолесских племен и прорвалась в Центральную Европу, другая часть ушла в Закавказье, и скифы, преследуя их, вторглись на Ближний Восток.[223] Вторая половина VII века прошла в долгих войнах, которые привели к разгрому Ассирии объединенными силами скифов, мидян и вавилонян. Однако в конечном счете мидянам и персам удалось нанести поражение скифам, и они отступили в Северное Причерноморье.
Завоевав степи между Дунаем и Доном, скифы подчинили живших по северной границе степи земледельцев и создали одну из первых в истории ксенократических империй. Поскольку кочевники не употребляли письменности, то облик этой империи предстает перед нами, в основном, в материалах археологических раскопок и в свидетельствах античных историков. Геродот пишет, что самое многочисленное и доблестное племя скифов называли «царскими скифами», и все другие племена были ему подвластными.[224] Как поясняет современный историк, слова Геродота о том, что скифский царь выбирает себе слуг, следует понимать в том смысле, что подвластные племена помимо уплаты дани должны были поставлять царским скифам рабов.[225] Эти рабы пасли скот кочевников, и их было так много, что похороны не только представителей знати, но и рядовых скифов иногда сопровождались принесением в жертву рабов – слуг или наложниц.[226] Все скифы-кочевники были воинами, и в их могилы всегда клали оружие – чаще всего это копье и колчан со стрелами; иногда стрелы обнаруживают и в женских захоронениях. Менее распространенным оружием воинов-мужчин был железный меч-акинак; мечи были найдены примерно в десятой части захоронений; что касается панцирей, то они были редкостью и исключительным достоянием знати.[227] Могилы знати – это были огромные курганы, наполненные принесенными в жертву рабами, конями, оружием и предметами роскоши. Предметы роскоши в то время впервые появились в степи: это были изделия греческих и восточных ремесленников, товары цивилизованных стран с давней ремесленной традицией. В могилы знати клали отделанное золотом оружие, серебряные ритоны и сосуды, драгоценные украшения, художественные краснофигурные амфоры, стеклянные чаши – диковинные вещи, созданные с помощью неизвестных в Скифии технологий. Некоторые более простые предметы, например, бронзовые зеркала, стеклянные бусы и изготовленная на гончарном круге столовая посуда, были доступны и простым кочевникам; греческая посуда постепенно вытесняла местную лепную керамику – хотя гончарный круг оставался неизвестным в степях.[228] Скифы заимствовали у восточной цивилизации только связанное с военными нуждами железоделательное ремесло: посреди степи, на Днепре, они построили огромное Каменское городище – поселение, состоявшее сплошь из домов ремесленников, кузниц и литеен. Здесь ковали топоры, ножи, мечи со стальными лезвиями, отливали большие бронзовые котлы – производили то, что было необходимо для войны и кочевого хозяйства.[229]
Как свидетельствует Геродот, среди покоренных царскими скифами племен были жившие на среднем Днепре «скифы-пахари».[230] Археологические данные говорят о том, что население лесостепной полосы в своей массе принадлежало к чернолесским племенам. Другую часть населения составляли скифы-кочевники; символом их господства были огромные курганы скифской знати, наполненные предметами роскоши и ничем не отличавшиеся от курганов, возводимых в степях.[231] Об отношениях между скифами и покоренным населением свидетельствует греческий автор IV века до н. э. Клеарх Солийский. «…Устремившись первыми из людей к тому, чтобы жить роскошно, – пишет Клеарх о скифах, – они дошли до такой степени жестокости и высокомерия, что у людей, вступавших с ними в сношения, стали отрезать концы носов… Над всеми они господствуют так надменно, что рабское служение у них, ни для кого не бесслезное, перенесло и в последующие поколения выражение „от скифов“, показывающее, каково оно было».[232]
Определенный оттенок на эти взаимоотношения наложило влияние сформировавшегося в то время регионального торгового рынка: греческие города нуждались в привозном хлебе и предлагали за этот хлеб разнообразные предметы роскоши и вино. Соблазненная греческой роскошью скифская знать возлагала на покоренных земледельцев огромную дань зерном – обрезая в случае неповиновения концы носов. Таким образом, вся Греция питалась скифским хлебом, а Скифия была наполнена греческой роскошью, керамикой и вином.
Рис. 2.2. Распространение группы крови В.
Эта группа крови характерна для обитателей Великой Степи и ее распространение показывает на степень смешения различных завоевателей с туземцами (Грант В. Эволюция организмов. М., 1980).
Другим предметом греческого спроса были рабы. Скифы постоянно совершали набеги на живших севернее лесные племена и продавали пленников в рабство – так что в Греции было множество скифских рабов.[233]
Несмотря на жестокость скифов, время их владычества характеризуется огромным ростом численности населения лесостепи – это было следствие длительного мира и распространения облегчивших обработку земли железных орудий. Рост населения привел к тому, что уже в VI веке до н. э. на среднем Днепре стала ощущаться нехватка пашен, и земледельцы стали переселяться на восток – в бассейн Дона.[234] Другим признаком начинавшегося перенаселения был рост городов и развитие ремесел. В IV веке до н. э. в лесостепи появились настоящие города – Бельское городище на Ворксле имело площадь 4 тыс. га, и возможно, около 40–50 тыс. жителей. Это городище иногда отождествляется с упоминаемым Геродотом городом Гелоном в стране будинов. Археологи обнаружили здесь ремесленные кварталы с многочисленными мастерскими кузнецов и литейщиков – причем среди металлистов были и ювелиры, работавшие с золотом. В городе находилось большое святилище, а в окрестностях располагались богатейшие захоронения скифской знати.[235]
Таким образом, в Скифии существовали города и довольно развитые ремесла, торговый товарообмен и отчетливая сословная дифференциация. При царе Атее (в IV веке до н. э.) чеканилась монета, было налажено централизованное управление, чиновники иногда использовали греческую письменность. В сравнении с относительно цивилизованной Скифией располагавшаяся севернее лесная полоса по Припяти и Десне представляется другим миром. Население здесь было редким, и оно занималось, по-видимому, больше скотоводством, чем земледелием. Насельники юхновской культуры на Десне раньше жили в лесостепи и были вынуждены отступить в леса под напором кочевников. Чтобы защититься от скифских набегов, они строили маленькие городища-убежища (площадью 0,2–0,5 га). На этих городищах находят орудия из камня и кости, и лишь немногие изделия из железа – ножи, рабочие топоры, серпы тех же типов, что и в Скифии. Из оружия известны только наконечники стрел, копий и один скифский кинжал. Могильный инвентарь в лесных культурах очень беден, а из украшений известны лишь грубые бронзовые браслеты.[236]
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История России. Факторный анализ. Том 1. С древнейших времен до Великой Смуты"
Книги похожие на "История России. Факторный анализ. Том 1. С древнейших времен до Великой Смуты" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Нефедов - История России. Факторный анализ. Том 1. С древнейших времен до Великой Смуты"
Отзывы читателей о книге "История России. Факторный анализ. Том 1. С древнейших времен до Великой Смуты", комментарии и мнения людей о произведении.