Николай Шавыкин - Тайны пропавших экспедиций

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Тайны пропавших экспедиций"
Описание и краткое содержание "Тайны пропавших экспедиций" читать бесплатно онлайн.
Линкор — крупный боевой корабль с мощной артиллерией и броней; его предназначение — уничтожение кораблей всех классов в морском бою и нанесение артиллерийских ударов по береговым объектам. История линейных кораблей неразрывно связана с историей развития мирового военного флота. Первые линкоры были построены в XVII веке, а наиболее значительные сражения с их участием прошли в Первую и Вторую мировые войны. Книга Н. А. Шавыкина рассказывает не только об истории линейных кораблей, но и подробно описывает наиболее значительные морские сражения с участием линкоров.
Объединенный флот шел двумя отрядами: крейсера вдоль восточного берега, линкоры — вдоль западного, в 10 милях от итальянского побережья. Линкоры прикрывались эсминцами. 16 августа утром французские линкоры обнаружили австро–венгерский крейсер «Зента» и эсминец «Улан». «Улан», пользуясь большой скоростью, сумел оторваться от противника, а «Зента» была накрыта первыми же залпами и потоплена. После чего эскадра вышла из Адриатики и приступила к блокированию Отрантского пролива. Австрийцы форсировать пролив не пытались, так что французам сторожить вообще‑то было некого, и они ушли на Мальту, оставив в дозоре один крейсер.
17 сентября французский флот снова вошел в Адриатику. Он вез несколько орудий, которые предполагалось установить на горе Ловчен. Батарея была установлена, но огнем австрийского линкора «Радецкий» она была скоро подавлена, а укрепления получили значительные разрушения. В это время австрийцам представилась возможность нанести удар по блокирующему Отрантский пролив французскому флоту. Однако адмирал Гаусс не решился на активные действия и предпочел использовать подводные лодки. 21 декабря подводная лодка U-12 обнаружила французские линкоры. Они не имели при себе эсминцев охранения. Лодка сделала двухторпедный залп. Одна торпеда попала во флагманский линкор «Жан Бар» и серьезно повредила его. Вторая прошла мимо, в нескольких метрах от форштевня линкора «Дантон». «Жан Бар» принял около 1000 т воды и был отправлен на ремонт на Мальту. После этого события в блокадных операциях линкоры не использовались, и блокаду осуществляли только легкими силами. Впрочем, и крейсеры несли потери от австрийских подводных лодок.
27 апреля 1915 г. крейсер «Леон Гамбетта» под флагом контрадмирала Сене В. был атакован подводной лодкой U5 и получил две торпеды в левый борт. Через 20 минут крейсер перевернулся и затонул. Погибли 684 человека, вместе с адмиралом и всеми офицерами.
Наконец 23 мая Италия решилась и объявила войну Центральным государствам. Начало войны было неудачным для Италии: за первые 4 месяца войны она потеряла два броненосных крейсера и 6 единиц из состава легких сил. Оба крейсера были потоплены подводными лодками: «Амальфи» — U-4 7 августа 1915 г., «Гарибальди» — U-26 через 11 дней.
В целом австрийский флот был существенно активнее итальянского. Уже в первые дни войны они привлекли свои линкоры «Тегетгоф», «Вирибус Унитис и «Принц Ойген» для обстрела итальянских береговых батарей. В обстрелах принимали участие и старые линкоры типа «Эрцгерцог Франц Фердинанд». Несколько позже линкор «Радецкий» в сопровождении легких сил обстрелял ряд пунктов на итальянском побережье и разрушил железнодорожный мост в Потенце, кроме того, он уничтожил один из обнаруженных в заливе Манфредония итальянский эсминец. «Эрцгерцог Фердинанд Макс» обстрелял в Анконе нефтехранилище, а «Эрцгерцог Карл» — верфь и цитадель. В обстреле Анконы приняли участие также старые линкоры «Габсбург», «Арпад» и «Бабенберг».
Дня эсминца из прикрытия линкоров потопили в порту Анкона итальянский транспорт. Набег австрийцев произвел впечатление на итальянцев и их союзников. В результате англичане выделили 4 старых линкора из района Дарданелл и в сопровождении 4 легких крейсеров отправили на помощь союзнику. В дальнейшем в течение всего 1915 г. операции в Адриатике проходили, в основном, с использованием легких сил с обеих сторон. Итальянцы тщательно оберегали свои линейные силы и, даже когда имели возможность нанести удар по австрийцам, предпочитали оставаться в базах. Так, линкор «Конт ди Кавур» завею войну совершил 3 выхода в море, «Джулио Чезаре» — 2, а «Дуилио» и «Дориа» — вообще ни разу. Но тем не менее итальянцы несли потери — 27 сентября 1915 г. в результате взрыва погребов погиб линкор «Бенедетто Брин». Взрыв произошел в районе кормовой башни и был настолько силен, что сама башня взлетела в воздух. При этом погибли контр–адмирал де Нервен, 22 офицера и 473 нижних чина. Считается, что это была австрийская диверсия. Аналогичный взрыв произошел год спустя, 2 августа 1916 г., на линкоре «Леонардо да Винчи» в Таранто. Взрыв произошел также в районе погребов, и через 40 минут линкор опрокинулся и затонул. Причиной взрыва также считается диверсия. На нем погибли 249 человек. Корабль затонул на глубине всею 11 м, и его надстройки и трубы зарылись в ил на 9 м. Инженер Феррати предложил поднять линкор с помощью сжатого воздуха. Это был первый корабль, который был поднят таким способом. Вначале были загерметизированы все отверстия в корпусе, затем установлены внутренние перегородки. Эти работы начались в 1917 г. весной и к сентябрю 1919 г. были закончены. Корабль всплыл и, несмотря на некоторые трудности, поставлен в док, где были произведены дальнейшие работы по восстановлению корабля. Затем его в перевернутом состоянии, в каком он находился в доке, вывели в море и перевернули в нормальное положение. Корабль был восстановлен, но служил недолго. Позже подобную операцию, но уже в отношении целого флота, осуществил англичанин Э. Кокс. Завершающим этапом был подъем артиллерийских башен линкора. Их подняли с помощью кольцевого понтона. Подобный метод с успехом был применен ЭПРОНом на Черном море при подъеме башен линкора «Императрица Мария».
Но вернемся на Адриатику и, чтобы закончить краткий анализ действий легких сил в период 1915—1918 гг, ограничимся перечислением рейдов австрийцев. В 1915 г. было совершено 4 рейда, в результате французы потеряли 1 подводную лодку, а австрийцы — 2 эсминца (оба на минах); в 1916 г. — 9 рейдов (потоплено 2 дрифтера); в 1917 г. — 10 рейдов (потоплены 1 пароход и 14 дрифтеров); в 1918 г. — 1 безрезультатный рейд. Не желая рисковать своими линейными силами, итальянцы решили использовать штурмовые средства — торпедные катера и человекоуправляемые мины. Такие мины были разработаны инженер–майором Росетти Р. и лейтенантом медицинской службы Паолуччи Р.
В конце 1917 г. австрийские броненосцы береговой обороны «Будапешт» и «Вин» обстреляли позиции итальянцев в районе Картелацио, после чего они ушли в Триест. В ночь на 10 декабря два торпедных катера, MAS-9 и MAS-13, на буксире миноносцев подошли на 10 миль к Триесту. Командовали ими Риццо и Феррарини. Сделав проход вручную в боновом заграждении, они проникли в гавань и атаковали австрийские корабли. В результате «Вин» получил попадание торпеды, перевернулся и затонул. Вторая торпеда прошла мимо. Катера благополучно выбрались из гавани 1 марта командующим австро–венгерским флотом был назначен энергичный контр–адмирал. М Хорти, и 8 июня 1918 г. он решил нанести удар по Отрантскому барражу силами 4 линейных кораблей типа «Тегеттоф». Операция кончилась неудачей. У далматинского побережья патрулировали итальянские торпедные катера MAS-15 под командой капитана 3–го ранга Л. Риццо и MAS-21 — командир гардемарин А. Гори. Они предназначались для атаки австрийских транспортов, и встреча с австро–венгерскими линкорами произошла случайна. На рассвете они обнаружили два больших корабля и атаковали их. MAS-21 выпустил торпеды в «Тегеттоф», но промахнулся, зато MAS-15 не упустил своего шанса. Обе его торпеды достигли цели, и «Сент–Иштван» получил тяжелые повреждения. Торпеды попали в районе миделя, и оба котельных отделения правого борта оказались затопленными. Затопление отсеков противоположного борта, хотя и позволило уменьшить крен, не дало окончательных результатов. Корабль продолжал заполняться водой — сказались некоторые конструктивные ошибки и слабость переборок. Попытки завести пластырь не удались, и вскоре «Сент–Иштван» перевернулся и затонул. На нем погибли 94 человека. После гибели линкора Хорти отменил операцию.
Последней жертвой войны на Адриатике стал австрийский линкор «Вирибус Унитис». 3 октября 1918 г. Австро–Венгерская империя прекратила свое существование, и флот был передан Национальному совету южных славян. На кораблях были подняты хорватские флаги, и часть команд, состоящая из немцев, чехов и венгров, покинула корабли. Считалось, что война закончилась, и порт никто не охранял.
Итальянцы, не зная истинного положения дел, решили предпринять нападение на корабли. 31 октября Росетти и Паолуччи погрузили человекоуправляемую мину на миноносец и отправились к гавани Пола. Мину перегрузили на катер, который доставил ее к порту. Затем итальянцы «оседлали» свою машину и направились к стоянке линкоров. Обнаружив «Вирибус Унитис», они установили под корпусом свою мину. Успеху операции способствовало то, что маскировка кораблей отсутствовала и линкор был ярко освещен. Однако диверсанты были обнаружены, взяты в плен и подняты на борт линкора. Здесь итальянцы узнали, что линкор уже не принадлежит Австрии и даже имеет новое название — «Югославия». Разумеется, они тут же сообщили о том, что линкор заминирован и вот–вот взорвется. Команда линкора покинула корабль, и он после взрыва, разорвавшего днище, опрокинулся и затонул. Был еще один любопытный эпизод, связанный с судьбой австрийских линкоров. Офицеры и команда линкоров «Радецкий» и «Зриньи» не хотели сдавать свои корабли итальянцам. Они подняли американские флаги и вышли на поиски хоть какого‑нибудь катера — охотника за подводными лодками. Спустя некоторое время оба корабля были официально переданы США, но, будучи окончательно устаревшими, отправлены на слом.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Тайны пропавших экспедиций"
Книги похожие на "Тайны пропавших экспедиций" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николай Шавыкин - Тайны пропавших экспедиций"
Отзывы читателей о книге "Тайны пропавших экспедиций", комментарии и мнения людей о произведении.