» » » » Роберт Кондратенко - Морская политика России 80-х годов XIX века


Авторские права

Роберт Кондратенко - Морская политика России 80-х годов XIX века

Здесь можно скачать бесплатно "Роберт Кондратенко - Морская политика России 80-х годов XIX века" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Издательско-торговый дом «ЛеКо», год 2006. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Роберт Кондратенко - Морская политика России 80-х годов XIX века
Рейтинг:
Название:
Морская политика России 80-х годов XIX века
Издательство:
Издательско-торговый дом «ЛеКо»
Жанр:
Год:
2006
ISBN:
5-902236-32-0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Морская политика России 80-х годов XIX века"

Описание и краткое содержание "Морская политика России 80-х годов XIX века" читать бесплатно онлайн.



В монографии изучаются процессы и явления, характеризующие морскую политику России в один из самых сложных периодов истории отечественного флота — возрождения после поражения в Крымской войне и перехода от деревянных парусных к броненосным винтовым кораблям.

Предназначена для специалистов и широкого круга читателей, интересующихся военной историей.






11 января вышел высочайший приказ о назначении И.А. Шестакова, и 13 января он уже отстаивал в Государственном Совете кредиты на новый миноносец для Черноморского флота. На следующий день управляющего впервые принял император. «Государь, высказав свои виды, налегал на сокращение и регистрацию и коснулся прежних деятелей. Он не винил Попова в хищении с пая, но действия Пещурова находил ЛОВКИМИ и сомневался, будет ли он усердно помогать мне в возрождении Черноморского флота, что стало необходимостью безотложно. «Мы потеряли Балтику, — прибавил Государь, — и разве только в союзе с Даниею и Швециею остановим Германию». Государь пожалел, что я не был призван к этой должности несколько лет назад и от души пожелал мне успеха», — вспоминал И.А. Шестаков, добавляя, что при расставании он «получил приказание разграничить министра от Генерал-Адмирала»[236].

Часть II

МОРСКАЯ ПОЛИТИКА POCCИИ В ГОДЫ УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВОМ АДМИРАЛА И.А. ШЕСТАКОВА (1882–1888)



Броненосный корабль «Чесма»

Глава 1

Корректировка и утверждение судостроительной программы 1882 года

Хотя назначение Шестакова символизировало скорое и неизбежное реформирование всего ведомства, начинать ему пришлось с актуальных вопросов судостроения. После состоявшегося 13 января 1882 года доклада Государственному Совету о необходимости выделения кредита на задуманную еще великим князем Константином Николаевичем покупку нового миноносца для Черноморского флота, адмирал 16 января обратился с этим вопросом к министру финансов, но Н.Х. Бунге, сославшись на желание Александра III прекратить сверхсметные расходы, посоветовал взять средства из текущей сметы[237].

Разумеется, отыскать в смете лишнюю четверть миллиона рублей было крайне трудно. Тем не менее, 30 января И.А. Шестаков послал И.Ф. Лихачеву запрос: можно ли построить усовершенствованный миноносец типа «Батум» на английских или французских заводах до конца года, положив этим начало выполнению еще не утвержденной кораблестроительной программы.

Архивные источники не позволяют определить, была ли эта программа к тому времени окончена разработкой. Во всяком случае, слухи о ней проникли в близкие к Морскому министерству круги, и 4 января Г.К. Изенбек направил на имя И.А. Шестакова, тогда еще председательствовавшего в кораблестроительном отделении МТК, составленную по приказанию великого князя Алексея Александровича записку с предложением взять дело судостроения на себя, если ему позволят арендовать все казенные верфи[238].

Последовавшие события отвлекли адмирала, который только 29 января передал записку Н.Н. Мамантову в канцелярию, «для соображения». На следующий день Г.К. Изенбек подал И.А. Шестакову еще одну записку, предлагая дополнительно взяться и за руководство Адмиралтейскими Ижорскими заводами, преобразовав их «на частных основаниях». Ее отправили к Н.Н. Мамантову вслед за первой. Судя по всему, тогда же управляющий принял Г.К. Изенбека, выслушал, и даже высказал мысль о большом значении предложенного им способа организации судостроения применительно к условиям Черного моря. Ободренный предприниматель 9 февраля письмом напомнил адмиралу об этом и попросил разрешения осмотреть Николаевское адмиралтейство, чтобы составить проект и смету его реорганизации. Однако спустя десять дней Н.Н. Мамантов доложил И.А. Шестакову, что принять предложение Г.К. Изенбека невозможно, и дело было закрыто. Министерство предпочло существовавшую конкуренцию отдельных казенных и частных предприятий перспективе монополизации судостроения даже зависимым от него владельцем.



Миноносец Сухум», заказ которого для Черноморского флота состоялся еще до утверждения кораблестроительной программы

Надо сказать, что в Главном Адмиралтействе не видели необходимости в повышении производительности казенных заводов еще и потому, что состояние государственных финансов ставило под сомнение всякие сверхсметные ассигнования. В те дни И.А. Шестаков не был уверен и в том, сумеет ли добиться реализации самой кораблестроительной программы, о чем он писал в конце января А.В. Головнину[239].

Тем не менее, управляющий энергично стимулировал ее доработку и занимался широким кругом других вопросов. 15 февраля адмирал «приготовил записку о реформах» в Морском ведомстве, предполагавших преобразование центрального и портовых управлений, с сокращением штатов и ужесточением контроля за расходованием средств, введением ценза и предельного возраста служащих; изменение положения Балтийского и Обуховского, а также реконструкцию Ижорских заводов. Он торопился, «боясь самого себя, чтоб не остановиться пенями Константина» и ввиду получаемых из Германии известий и возможных перемен в английском правительстве»[240].

Волнения по поводу смены терпимо относившегося к России либерального кабинета У. Гладстона оказались напрасными. Упомянутые же И.А. Шестаковым известия из Германии, поступавшие от произведенного в капитаны 1 ранга Н.А. Неваховича 4, 6 и 11 февраля 1882 года, сообщали о разработанных еще в октябре 1879 года планах мобилизации германского военного и коммерческого флота, позволявших в трехнедельный срок подготовить и отправить к российским берегам на Балтике десант численностью до двух дивизий (свыше 30 000 чел. при 228 орудиях)[241].

Н.А. Невахович считал, что «настали такие политические условия, при моих опасение рисковать своим положением было бы неуместным, в виду того громадного значения, которое может иметь для России германский десант»[242].

И ему действительно удалось существенно дополнить сведения о военных планах Берлина, однако вскоре работавшие на него агенты были арестованы, что заставило офицера бежать в Петербург. Один из агентов, студент, повесился в тюрьме, а другой, Мейлинг, был осужден. Надо полагать, он дал достаточно полные показания. Разразился скандал, усиливший возмущение, овладевшее немцами после известной парижской речи генерала М.Д. Скобелева, уже стоившей России 3,6 млн руб., потерянных при падении курса ценных бумаг на бирже. Между Берлином и Петербургом завязалась оживленная переписка, так что дело лишь с трудом удалось замять[243].



Император Александр III

Но дипломаты не могли устранить того обстоятельства, что сильная Россия неизбежно воспринималась Германией как потенциальная угроза, напоминавшая о временах Николая I, особенно в случае ее союза с Францией, и наоборот, до зубов вооруженная Германия вызывала тревогу у России. Доставленные Н.А. Неваховичем планы только подтвердили существовавшие и прежде подозрения. И.А. Шестаков отреагировал на них попыткой подтолкнуть как реформы в Морском министерстве, так и судостроение. 20 февраля он принялся убеждать великого князя Алексея Александровича в необходимости доложить императору «дело о флоте» минуя Государственный Совет, но не преуспел. Генерал-адмирал медлил, не дав себе труда даже прочесть соответствующую записку адмирала. «Ленив мой великий князь», — сетовал управляющий позднее[244].

Единственной мерой, которую И.А. Шестакову удалось провести в эти дни, стала ликвидация поста главного командира Петербургского порта. Несмотря на старинное приятельство, отношения между управляющим и Г.И. Бутаковым складывались трудно: последний, видимо, не мог примириться с тем, «что не ему досталось министерство», как считал И.А. Шестаков, отмечавший: «Предвижу, что не полажу с Григорием Бутаковым. Самовластен как Попов. Врывается в общий бюджет. По упрямству не хочет подписывать контракт»[245].

3 марта управляющий просил генерал-адмирала «развести» его с Г.И. Бутаковым, назначив того в Государственный Совет, а 25 марта состоялось упразднение должности главного командира. Тем самым И.А. Шестаков устранил промежуточную инстанцию, многими признававшуюся лишней, да к тому же мешавшую ему непосредственно руководить судостроением. Одновременно адмирал убрал и Н.В. Копытова, которого по ходатайству Г.И. Бутакова произвели в контр-адмиралы, с назначением командующим эскадрой в Тихом океане.

Тем временем канцелярия министерства завершила разработку кораблестроительной программы. 11 апреля И.А. Шестаков наконец уговорил Алексея Александровича представить ее императору, и на следующий день доклад «об увеличении флота» состоялся. Александр III «нашел, что это было бы желательно, новелел переговорить прежде с Бунге», что разочаровало управляющего, заметившего: «Не большая надежда, если царь не хочет сказать решительного слова»[246].

Тем не менее, 15 апреля адмирал подписал отношение к министру финансов, уведомлявшее его о повелении монарха[247]. К отношению были приложены «Общий план работ по постройке судов…», «Общий свод сумм…» и ряд других документов[248]. В плане впервые конкретизировалось водоизмещение будущих кораблей. Он предусматривал строительство для Балтики 16 броненосцев по 8400 т, причем четверть из них — за границей, двух крейсеров I («фрегатского») ранга по 5800 т и девяти II («корветского») по 2400 т; для Черного моря — восьми броненосцев по 8500 т, двух посыльных судов и 18 миноносцев типа «Батум», для Сибирской флотилии — двух транспортов. Канонерских лодок для Балтики и Тихого океана планировалось построить 19 единиц.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Морская политика России 80-х годов XIX века"

Книги похожие на "Морская политика России 80-х годов XIX века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Роберт Кондратенко

Роберт Кондратенко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Роберт Кондратенко - Морская политика России 80-х годов XIX века"

Отзывы читателей о книге "Морская политика России 80-х годов XIX века", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.