Николай Ильюхов - Партизанское движение в Приморьи. 1918—1922 гг.

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Партизанское движение в Приморьи. 1918—1922 гг."
Описание и краткое содержание "Партизанское движение в Приморьи. 1918—1922 гг." читать бесплатно онлайн.
Если здесь, на Сучане, среди попов не было таких талантов по организации погромов и травли революционных сил деревни, как поп Юлий Писарев в Забайкальи, прославившийся своими «подвигами» в 1918 году, тем не менее, как правило, у любого попа приморской деревни всегда были широко раскрыты двери, всегда готов был стол и дом для наезжавших офицерских банд. Отсюда белогвардейцы черпали точную информацию о ходе повстанческого движения, о главарях, о сочувствующих и т. д. Нашему Ревтрибуналу пришлось судить и приговорить к расстрелу попа Романа Терновского, который, помимо открытой реакционной агитации и усердных молебнов за Колчака, «за покорение под нозе его всякого врага и супостата», иногда небезуспешно занимался и доносами белогвардейцам. Партизанами были перехвачены его письма к белым с предложением скорей приехать и накрыть в его деревне небольшой партизанский отряд. Другой поп был захвачен партизанами у себя в доме во время попойки с наехавшей бандой офицеров. Группа партизан во главе с учителем И. И. Глубоковым (он раньше учительствовал в этой деревне) окружила поповский дом и захватила всю компанию, несмотря на оказанное ею сопротивление и стрельбу из окон по партизанам, в которой принял усердное участие и сам поп. Сдавшись в плен, «батюшка» передал победителям револьвер «наган», в котором все патроны были расстреляны, и после этого, проклиная революцию, ушел в «лоно авраамово». Остальная компания тоже получила должное возмездие.
Мы не будем перечислять доблестей и заслуг других представителей этой реакционной касты; скажем лишь, что, как только роль попов была разгадана, песенка их была спета. Не знаем, хорошо это или плохо с точки зрения антирелигиозной пропаганды (мы тогда еще не читали «Безбожника» и книг Емельяна Ярославского), но с уверенностью можно сказать, что в приморских селах «батюшек» (если они вообще теперь там появились) со стажем с 1919 г. не найти и днем с огнем.
Описанный нами махровый букет деревенских контр-революционеров и реставраторов и интервенционных и русских золотопогонных палачей навалился на грудь рабочих и крестьян в период после нашего поражения. Одни выдавали партизан с головой, другие (пришельцы) оставляли их без головы. Все живое и революционное было загнано в подполье, в тайгу. Разгулу реакции, казалось, не будет конца. Семьи партизан каждый день и час находились под угрозой всяких ужасов со стороны врагов. Этот период знаменовал собою единый фронт всех элементов контр-революции. Кулак, поп, баптист и прочие приспешники ее теперь распоясались во-всю и открыто стали на стороне вооруженного врага. Это было для нас неопровержимым подтверждением того, что крестьянство в гражданской войне не являлось единым сплоченным фронтом революции. В такие периоды экономические грани, разделяющие деревню на бедняков и богатеев, вырисовывались с полной четкостью. И если в период великого подъема революционного движения эти грани как будто стирались (и то не везде) и крестьянство выступало, казалось, единым революционным потоком, то это было лишь кажущееся единство, свидетельствующее о силе и степени размаха революционного подъема, когда всё сопротивляющееся силам революции с корнем вырывается и сметается с лица земли. Но вот подъем борьбы пошел на убыль, и все реакционные гады вылезают наружу, становятся на сторону сильных, и от бывшего кажущегося единства крестьянских масс остаются рожки да ножки. Кулак уже против партизан, он с белыми, он перешел в стан контр-революции.
ГЛАВА XVIII.
Партизанский актив в таежных дебрях. — Вылазки партизан в деревни для агитации. — Облавы на «комиссаров».
Партизанские отряды ушли за Молчановку, и теперь беспокойно-злые взоры белогвардейцев были устремлены туда, в тайгу, где скрылись все ненавистные для белых комиссары. Деревня Молчановка не раз подвергалась внезапным облавам белых, наезжавших из Сергеевки. Наш госпиталь стал перед опасностью быть раскрытым и растерзанным. Белые рыщут по окрестным деревням и, терроризируя крестьян, наводят у них всякие справки, но пока тщетно. Добрались до Чортовой пади, куда их провела упомянутая уже Маркова Александра. Возвратились веселые: им удалось откопать в тайге спрятанный архив Ревштаба, пишущие машинки и еще кое-что. Но вот «комиссары» как сквозь землю провалились…
Чтобы смешать карты врага, Ильюхов, Корытько и Гоголев-Титов с небольшой группой партизан перевалили через крутые таежные кряжи к бровничанским и серебрянским партизанам. В Бровничах и Серебряной белые не стояли, но результаты посещения этих деревень интервенционными войсками были весьма ощутительны. Крестьяне упрашивали нас не задерживаться в деревне, боясь, что белые опять нагрянут и опять зададут им жару.
В Бровничах мы встретили тт. Сосиновича В. П., бывшего командира отряда Петровской долины, Лесового, сотрудника Ревштаба, Орлика Гришу, фельдшера сучанского отряда, и других партизан. В деревнях жить нельзя: будут налеты. Мы в числе 15 человек удалились вглубь тайги, к истокам горной реки Даубихе, которая при слиянии с рекой Лифу образует реку Уссури, и здесь, на расстоянии двух дней пути от ближайшей деревни Серебряной, устроили из корья деревьев балаганы. Надо было всем отдохнуть от пережитой встряски и освободить деревни от нашего присутствия, так как бесконечные облавы и обыски не давали покоя крестьянам. Здесь была девственная тайга, знавшая разве только редкого гостя — охотника. Тигры, медведи и прочие звери здесь изобилуют. В речушке по колена глубины весело, не боясь человека, плещутся хариусы и форельки.
Наша коммуна строится на принципе: «не трудящийся не ест», и каждый по его способностям выполняет труд: кто плетет лапти, кто ведает топливом, иные готовят обед, следующие ловят рыбу. Ганя Лесовой пек нам пампушки (китайские лепешки, испеченные на пару). Жили здесь в условиях, если не первобытного, то средневекового человека. Руками ловили рыбу, без сетей, крючьев и иных приспособлений, ходили на медведей, изюбрей и кабанов. Все чувствовали себя в родной стихии, и лишения переживались легко и даже с каким-то удовольствием. Отдохнули нервы! Это лучший санаторий.
Через 2—3 недели жажда работы гонит нас из тайги в деревню. Выходим. Крестьяне, взятые «на мушку», ноют, ропщут: «все ушли, не знаем, что творится, что делать»… Белые остались на железнодорожных станциях вместе с интервентами, да в Казанке стоят две роты. Добыли газеты. Есть добрые вести из Европы. Американское «Ай доблью доблью»[13] будит рабочие массы. Даже в Японии бузят рабочие под музыку опустевшего желудка (рисовые беспорядки). Успехи Красной армии. Горизонт проясняется.
Прежде всего мы решили обойти деревни, не занятые врагом. Ильюхов и Гоголев направились с группой бойцов в окрестные села. Здесь созываем митинги. Крестьяне идут, хотя с оглядкой. Дали там информацию, приободрили; население повеселело. Белые быстро узнали, что «эти два бандита» опять начинают мутить только что «успокоенное» крестьянство. Только что мы кончили митинг в Бархатной, как кавалеристы оцепили деревню. Сломя голову мчатся по деревне с криком, бранью. Шныряют по домам, подпольям, амбарам. Тщетно… Как под шапкой-невидимкой или на ковре-самолете мы скрылись и через пару часов устраиваем летучку в школе в Хмельницкой, в полутора верстах от Бархатной. Крестьяне просят беречься: «а то вас хуже, чем Попова, будут мучить». Опять у всех готовность бороться. Партизаны работают на покосе, на поле, в деревню заглядывают редко. Косит, а винтовка и патроны тут же под скошенной травой: попробуй, возьми… «Собачий ящик» (так прозвали белые Серебряную и Бровничи, где мы обретались по выходе из тайги) не дает нашим врагам покоя. Рыщут, норовят поймать нас. Но все тщетно.
В конце августа пришел к нам в Серебряную т. Лазо. Он все бродил из района в район, один по тайге. Заплечный брезентовый ранец, длинная выделанная под вид трости палка. Ноги и лицо опухли от болезни почек, но это не удерживает Сергея; он только 3 дня пробыл у Сенкевича в госпитале. Рассказывает, что больных уже немного, выздоравливают. Ранец у Сергея — это походная канцелярия и обоз главкома. Тут объемистая тетрадь-дневник с подробной записью событий. Груда карт-двухверсток Приморской области. Красным пунктиром нанесены тропы, зимовьюшки; по ним он и колесит по тайге. Бинокль, компас, часы, планы. Поройтесь еще в ранце — и вы найдете топорик, нож, неприкосновенный запас сухарей «на всякий случай», изолированные от сырости спички, свечку, бересто и прочие необходимейшие для таежного странника вещи. У предусмотрительного Лазо все есть. Пробыл с нами 2—3 дня. О многом говорили: о состоянии партизанских групп, о настроении крестьян, о безобразиях кулаков, о притеснениях. Ругнул нас за излишний риск своими головами. Требовал, чтобы мы не торчали под носом у белых, и партизанам дал наказ гнать нас вечером из деревни, не давать ночевать. Вскоре приехала учительствовать в Гордеевку жена Лазо Ольга. Жила впроголодь. Никто не знает, что это его жена. Встречи за деревней в лесу. Узнают белые — значит не сносить ей головы.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Партизанское движение в Приморьи. 1918—1922 гг."
Книги похожие на "Партизанское движение в Приморьи. 1918—1922 гг." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николай Ильюхов - Партизанское движение в Приморьи. 1918—1922 гг."
Отзывы читателей о книге "Партизанское движение в Приморьи. 1918—1922 гг.", комментарии и мнения людей о произведении.