» » » » Наталья Александрова - Древний Восток


Авторские права

Наталья Александрова - Древний Восток

Здесь можно скачать бесплатно "Наталья Александрова - Древний Восток" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство АСТ, Астрель, год 2008. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Наталья Александрова - Древний Восток
Рейтинг:
Название:
Древний Восток
Издательство:
АСТ, Астрель
Жанр:
Год:
2008
ISBN:
978-5-17-045827-1, ISBN 978-5-271-17872-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Древний Восток"

Описание и краткое содержание "Древний Восток" читать бесплатно онлайн.



Учебное пособие «Древний Восток» посвящено становлению, развитию и особенностям первых в мире цивилизаций, история которых начинается с IV тысячелетия до нашей эры.

Пособие состоит из 7 глав: «Древний Египет», «Древняя Месопотамия», «Малая Азия и Закавказье в древности», «Восточное Средиземноморье и Аравия», «Древний Иран», «Древняя Индия» и «Древний Китай».

Каждая глава имеет четкую структуру, облегчающую поиск нужного материала. Приводятся объяснения основных исторических терминов и понятий изучаемого периода.

Авторы книги — ведущие специалисты Института всеобщей истории РАН, Института востоковедения РАН, преподаватели Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Российского государственного гуманитарного университета.

Для студентов высших учебных заведений, преподавателей и всех, интересующихся историей.






У-ван, Чжоу-гун и Чэн-ван распределили не менее семидесяти владений между ближайшими родственниками и сородичами. Установление власти правящего рода на всей территории страны, зависимость надельной системы землевладения от этой линии родства способствовали образованию централизованного унитарного государства и подчинению экономических отношений политическим интересам. Вместе с тем было ослаблено значение и влияние родовой знати, получили приоритет функциональные принципы государственного и хозяйственного управления.

После смерти У-вана, по причине несовершеннолетия посаженного на престол старшего его сына Суна (Чэн-вана), Чжоу-гун, опасаясь бунта «чжухоу», взял бразды правления в свои руки. Боясь узурпации власти, младшие братья У-вана подняли против Чжоу мятеж, в который вовлекли царства Янь и Пугу и племена «сюйи» и «хуайи». Заручившись поддержкой Чжао-гуна и глав других крупных владений, Чжоу-гун разбил армию восставших. Их вождь У-гэн был казнен, один из мятежных братьев У-вана Гуань-шу — убит. Большую часть жителей коренных земель Инь Чжао-гун пожаловал сводному брату Чжоу-синя Вэйцзы Ци, дав ему во владение вновь образованное княжество Сун и наказав ему приносить жертвы предкам дома Инь; другую часть он выделил Кан-шу, поставив последнего правителем в Вэй. Поскольку побежденные проявляли непокорность, их называли «иньскими упрямцами» и держали в повиновении с помощью значительной военной силы.

Ко времени воцарения дома Чжоу и в период его правления его на территории Китая существовали царства Цинь, Цзинь, Цзяо, собственно удел Чжоу, княжества и царства Вэй, Сун, Ци, Цзи, Лy, Лай, Чжу, У, а также Чу, Пу, Юэ. Племена, с которыми Чжоу приходилось соприкасаться или сталкиваться, были «жуны», «ди», «сюньюй», «сюньюйские жуны», «цзин-мань», «ли-жун», «ю-сюн», «цюань жун», упоминаемые выше «сюйи», «хуайи» и «сишэнь».

Титулы ван и хуанди

Ван («царь») было титулом правителя в Китае времени династии Шан и Чжоу. В периоды эпох Чуньцю (770–481 гг. до н. э.) и Чжаньго (480–221 гг. до н. э.) титул вана принимали также территориальные правители, бывшие прежде подданными чжоуских ванов.

Первый правитель династии Цинь — Цинь Шихуанди (247–210 гг. до н. э.) принял поэтому титул «хуанди» (собств. «верховный владыка», «верховное божество»), переводимый обычно как «император», и предпослал ему слово ши — «начальный», «первый», желая подчеркнуть свое высшее в сравнении с ванами прежних времен положение. С тех пор титул «хуанди» относят к верховному правителю Китая, а ванами величают членов императорской фамилии и представителей знати.

Вэнь-ван

Выходцы из дома Чжоу сумели усилиться и основать династию благодаря Вэнь-вану, отцу первого правителя этой династии — У-вана. Он создал предпосылки для свержения дома Шан-Инь. Вэнь-ван привлекал на свою сторону наиболее дальновидных и деятельных людей и опирался на них. Две трети прежде верных Шан племен перешли на сторону Вэнь-вана.

Память о нем сохранилась в одах и гимнах чжоуского времени, где говорится:

Кто совершенствует доблесть духовную, тот Вечно пребудет достоин и воли небес,

Много получит от неба и сам он щедрот.

(пер. A. A. Штукина)

По конфуцианским представлениям, Вэнь-ван считается воплощением совершенного правителя. В конфуцианской традиции он выступает как образец основателя династии, удостоившегося мандата Неба благодаря нравственным качествам.

Система фэнцзянъ

Сложившаяся в конце эпохи Шан либо в начале эпохи Чжоу система фэнцзянь (доел, «пожалований и возведений») представляла собой способ раздачи земельных владений родственникам и союзникам правящей династии. Она была тесно связана с родоплеменной организацией чжоуского общества и подразумевала как право семей владетелей территориальных доменов на их долю земельной собственности в государстве (даже на передачу ее части в управление своим подчиненным), так и обязанности таких собственников по отношению к правителю в виде поставки сельскохозяйственной продукции, помощи в случае военных действий, регулярного присутствия при дворе и т. д.

Существовала целая иерархия наследственных владетелей (чжухоу) территориальных доменов. Собственно «чжухоу» четырех рангов подчинялись непосредственно вану. От них зависели «дафу» — главы крупных семейно-родовых объединений, затем следовали «ши» — главы больших семей из рода «дафу», далее шли простолюдины (шужэнь).

Внешне такая система обнаруживает определенное сходство с ленной системой в средневековой Европе, но не является феодальной, ибо здесь продолжает сохраняться деревенская община и общинная собственность на землю. Тем не менее наличие системы фэнцзянь в столь глубокой древности иногда позволяет исследователям (например, Тао Сишэну в Китае, В. Эберхарду в Западной Европе) признавать иногда чжоуское общество феодальным. Общественный строй периода Западной Чжоу в истории Китая считал феодализмом также американский синолог Х. Г. Крил (1905–1994).

Хозяйство и налогообложение

Основатель рода Чжоу Ци почитался в Чжоу как бог земледелия Хоу Цзи («Царь Просо»). Его потомки совершенствовали навыки земледелия. Однако, согласно Сыма Цяню, при сыне Ци Бу-ку учрежденная еще императором Яо должность управителя земледелия была упразднена, ибо династия Ся ослабла и «хлебопашество забросили». Бу-ку ушел в земли кочевых племен «жунов» и «ди». Внук Бу-ку Гун-лю, живший также среди этих кочевых племен, вернулся к земледелию. Хлебопашество и скотоводство были приведены в некоторое гармоническое соотношение («у тех, кто кочевал, появились богатства, а у тех, кто жил оседло, появились запасы»), но, видимо, ненадолго, ибо только Гу-гун Дань-фу, двенадцатый потомок Ци, «вернулся к занятиям Хоу-цзи и Гун-лю… отверг обычаи „жунов“ и „ди“, стал сооружать города, окруженные стенами, и предместья вокруг них».

При первых чжоуских удельных правителях существовали шелководство, прядение, ткачество, поощрялась торговля. В начале правления династии вводилась межевая и колодезная система землепользования. В виде подати вану, таким образом, поступала девятая часть урожая. Система «чэ фа», когда землевладельцу отдавалась десятая часть урожая в качестве налога, действовала, очевидно, еще раньше, при том что в ней усматривается элемент феодализма, позволяющий ряду исследователей считать надельную систему Чжоу феодальной, а значит и общество этой эпохи таковым.

Изготовленных из железа орудий производства в это время, скорей всего, не было. Использовались орудия из меди: лопаты, серпы, сошники и др. Ремесленники чжоуского вана славились высоким мастерством. Изделия из бронзы и яшмы в этот период получили широкое распространение. Бронзовые сосуды отливались также по заказу царских чиновников и знати. Ремесленники (байгун) относились к социальной категории байсин, ее низшему слою. Чжоуские правители ценили искусство шанских мастеров и использовали их труд.

Социальная иерархия

В рассматриваемую эпоху продолжала существовать родовая знать (байсин), представленная старинными фамилиями. Однако этот слой не был однородным по знатности и богатству. Самым привилегированным был род вана (фамилия Цзи). Меньшими, чем у этого рода, привилегиями обладали представители некоторых древних семейств; в их числе правители княжеств Ци из рода Цзян и Сун из рода Цзы.

При династиях Шан и Чжоу количество рангов знатности было различным. Чжоу ввели пять титулов такого рода: гун, хоу, бо, цзы и нань. Им соответствовали пять видов уделов — хоу, дянь, нань, вэй и цай. Четыре из них были внешними, один (цай) внутренним. Эти названия восходят к делению территории страны на пять поясов.

Простой народ — шуминь — по степени зависимости и состоятельности был представлен тремя категориями. Верхний слой (сяожэнь), существовавший еще в эпоху Шан, составляли свободные. Среднему слою — тем, кто при Шан были рабами, Чжоу предоставили большую независимость. Низший слой состоял из рабов, которые в эпоху Чуньцю именовались «линун».

Военные конфликты и походы

На протяжении всего периода своего существования Западному Чжоу приходилось вести войны с соседними племенами и непокорными землями. Немало хлопот доставляли «западные жуны» и «северные ди». Предпринимались походы на «восточных» и «южных мань». В начале воцарения династии Чжоу-гуну пришлось усмирять на востоке мятежные царства Янь и Пугу (на территории современной провинции Шаньдун). Через некоторое время Чэн-ван, подавляя новые мятежи «хуайи» и «сюйских жунов» и предупреждая смуту, сокрушил царство Янь. Сын Чжоу-гуна Бо Цинь, который получил в удел княжество Лу, образованное на месте Янь, вынужден был обороняться от племен «хуайи» и «сюйи», и он отбился лишь, когда Чэн-ван послал ему на помощь войска.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Древний Восток"

Книги похожие на "Древний Восток" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Наталья Александрова

Наталья Александрова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Наталья Александрова - Древний Восток"

Отзывы читателей о книге "Древний Восток", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.