Наталья Александрова - Древний Восток

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Древний Восток"
Описание и краткое содержание "Древний Восток" читать бесплатно онлайн.
Учебное пособие «Древний Восток» посвящено становлению, развитию и особенностям первых в мире цивилизаций, история которых начинается с IV тысячелетия до нашей эры.
Пособие состоит из 7 глав: «Древний Египет», «Древняя Месопотамия», «Малая Азия и Закавказье в древности», «Восточное Средиземноморье и Аравия», «Древний Иран», «Древняя Индия» и «Древний Китай».
Каждая глава имеет четкую структуру, облегчающую поиск нужного материала. Приводятся объяснения основных исторических терминов и понятий изучаемого периода.
Авторы книги — ведущие специалисты Института всеобщей истории РАН, Института востоковедения РАН, преподаватели Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Российского государственного гуманитарного университета.
Для студентов высших учебных заведений, преподавателей и всех, интересующихся историей.
Восточноиранские племена саков были вытеснены кочевым народом юэчжей, пришедшим в движение, видимо, в результате давления со стороны Китая. После захвата Бактрии и некоторых других областей саки (в Индии их называли «шаки») проникли в Индию и обосновались на месте индогреческих царств, продолжая выпускать монеты с греческими надписями.
Вслед за шаками, в конце I в. до н. э., здесь появились парфяне. Среди индо-парфянских царей особенно известен Гондофар. Его имя оставило след в истории в связи с тем, что, по преданию, во время его правления Индию посетил святой Фома, проповедуя здесь христианство.
Кушаны в Индии
Кушаны возглавили очередную волну завоеваний в Индии. Государство кушан возникло на развалинах Греко-Бактрийского царства, где главенствующую роль приобрел прежде кочевой народ, именовавшийся кушанами и выдвинувший своего правителя. В I в. до н. э. кушаны вели завоевательные войны, в результате которых появилось сильное государство в Центральной Азии.
Первоначально центром Кушанской державы была Бактрия, но в последующее время, после расширения ее территории и включения в нее индийских земель, столица была перенесена в долину Инда. Благодаря существованию Кушанского царства установились активные культурные и торговые связи Индии с Ираном, Средней Азией и античным миром. В кушанское время процветали буддийские монастыри, которые были особенно многочисленными; эта эпоха оставила нам многие памятники буддийского искусства.
Кушанский царь Канишка и его ступа в Пурушапуре
Из всех кушанских царей наиболее известен в Индии был Канишка. В его правление владычество кушан достигло особенного размаха. Владения Канишки в Индии, помимо ее северо-западных областей, захватывали и часть долины Ганга — предположительно до Варанаси.
Время правления Канишки — один из самых спорных вопросов в истории Индии и Центральной Азии, его определяли с разницей до 200 лет: от середины I до середины III в. н. э. Но скорее всего, он царствовал в первой половине II в. н. э.
Имя Канишки так же часто упоминается в буддийских преданиях, как и имя Ашоки; его чтили как царственного покровителя буддизма — чакравартина — и строителя ступ. Однако в действительности, вероятнее всего, Канишка оказывал покровительство разным религиям, о чем свидетельствуют изображения на его монетах.
Столицей государства Канишки был город Пурушапура (совр. Пешавар), расположенный в Северо-Западной Индии (на территории современного Пакистана). Интересные результаты дали его археологические исследования.
В начале XX в. здесь была раскопана так называемая «ступа Канишки», описанная еще древними путешественниками-китайцами (см. Сюань-цзан) как величественное сооружение и значительный культовый центр буддизма. В основании ступы археологи нашли и ларец с реликвиями, украшенный рельефными изображениями.
Династия Гуптов и ее расцвет при Чандрагупте II
В 320 г. н. э. в царстве Магадха к власти пришел правитель Чандрагупта, который положил начало новой династии Гуптов и известен в истории как Чандрагупта I (его не следует путать с Чандрагуптой Маурьей). При этом царе начинается возрождение былого могущества Магадхи, в его владения входило также и царство Кошала.
Наследник Чандрагупты I Самудрагупта значительно расширил гуптские владения, подчинив обширные области в долине Ганга; также он вел войны на юге — в Декане и на западе — с саками-шаками. При Самудрагупте столицей империи, как и во времена Маурьев, стала Паталипутра.
Вершиной расцвета Гуптской империи считается правление Чандрагупты И; его эпоха оказалась удивительно плодотворной для развития культуры, в том числе весьма утонченных форм придворной литературы и изящных искусств. Чандрагупта II (376–415 гг. н. э.) прославился и как удачливый завоеватель, и как разумный государственный деятель, в период правления которого поддерживалось мирное существование обширной империи. Так, он расширил границы своей державы в западном направлении, победив шаков, в результате чего гуптское государство заняло обширнейшие территории на севере Индии. Со временем Чандрагупты И связанно поэтическое творчество Калидасы, создателя санскритских драм и поэм.
В середине V в. н. э., в годы правления Кумарагупты, его государство подверглось вторжению гуннов-эфталитов, которые продолжали одолевать Северную Индию и в последующие десятилетия. Ослабленное государство Гуптов претерпевает распад, в то время как северо-запад Индии переживал краткий, но суровый период владычества гуннов. Особенно жестоким правителем из гуннов предстает Михиракула, который в литературе описывается как тиран и гонитель буддизма.
Фа-сянъ и Сюанъ-цзан: Индия глазами китайских паломников
Китайский буддист-паломник Фа-сянь посетил Индию в период правления Чандрагупты II, совершив путешествие через страны Центральной Азии, горы Гиндукуша и вернувшись в Китай морским путем на торговом корабле. Его странствия длились 16 лет и нашли отражение в составленных им записках. Фа-сянь получил очень благоприятное впечатление об империи Гуптов как о мирной, процветающей стране с гуманной властью и справедливыми законами.
«Записки о буддийских странах», составленные Фа-сянем, посвящены главным образом описанию буддийских святынь, однако содержат и другие важные для историков сведения, восполняющие достаточно скудную историческую информацию, которую можно почерпнуть из собственно индийских источников.
Другой китайский паломник, Сюань-цзан, побывал в Индии в VII в. н. э., т. е. в те исторические времена, которые выходят за пределы эпохи древности. Однако «Записки» Сюань-цзана служат для историков незаменимым источником по истории Древней Индии. В своем основательном труде он не только подробно описывает различные историко-географические области Индии, но и рассказывает многочисленные предания о древних правителях, о деятелях буддизма; он дает ценные сведения о древних текстах и их авторах.
Будучи высокообразованным и начитанным человеком, Сюань-цзан знал свидетельства несохранившейся до нашего времени индийской литературы, собирал также и устные предания, в которых еще оставались сведения о древности. Кроме того, Сюань-цзан видел своими глазами многие памятники архитектуры Древней Индии, которые в его время еще пребывали в сохранности, но не дожили до наших дней; упоминает он и разрушенные архитектурные сооружения, достаточно точно указывая их местонахождение, что послужило своего рода руководством для ученых-археологов. Так, один из первых исследователей Древней Индии Александр Каннингэм совершил путешествие по Индии, пользуясь описанием Сюань-цзана, и открыл при этом много памятников истории и архитектуры. По следам Сюань-цзана были проведены и раскопки уже упоминавшейся «ступы Канишки» вблизи Пешавара.
Частная жизнь и быт древних индийцев
Сведения о семейной и общественной жизни древних индийцев сохранились и в правовой литературе — «дхар-машастрах» (трактатах о дхарме), «Артхашастре», и в художественной прозе и поэзии. Положение человека в обществе определялось его принадлежностью к определенному роду. Очень большое значение имели прочные семейные связи. Для древнеиндийского общества (как и для более позднего) была характерна большая патриархальная семья, включающая три поколения по мужской линии. Таким образом, она объединяла и дядьев, и племянников; при этом женатые мужчины могли иметь по несколько жен. Авторитет главы семьи, старшего мужчины, был очень высок; ему же принадлежали практически все имущественные права.
Важнейшую объединяющую роль в семье играла обрядовая сторона жизни, в первую очередь поминальные обряды, в ходе которых укреплялось сознание преемственности с ушедшими поколениями, единства рода. При совершении поминальных обрядов происходило «кормление» умерших предков. Сохранявшиеся с ведийских времен семейные обряды, связанные с рождением и ростом ребенка, браком и повседневной бытовой жизнью, также обеспечивали прочность родовых связей и самосознание члена общества, в котором роль религии была чрезвычайно велика.
Образ жизни и быт, конечно различался у разных слоев населения. На ранних каменных рельефах можно видеть и простые хижины, в которых жили семьи из низших сословий или лесных племен, и дома богатых горожан замысловатой архитектуры. В комнатах состоятельных городских жителей, по описанию «Камасутры», можно было видеть диваны, красивые столы и кровати, множество изысканной утвари. Одежда обычно состояла из трех частей: нижнего платья, среднего и верхнего; это были широкие полосы тканей, которые определенным образом охватывали тело и были закреплены застежками и поясами.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Древний Восток"
Книги похожие на "Древний Восток" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Наталья Александрова - Древний Восток"
Отзывы читателей о книге "Древний Восток", комментарии и мнения людей о произведении.