Наталья Александрова - Древний Восток

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Древний Восток"
Описание и краткое содержание "Древний Восток" читать бесплатно онлайн.
Учебное пособие «Древний Восток» посвящено становлению, развитию и особенностям первых в мире цивилизаций, история которых начинается с IV тысячелетия до нашей эры.
Пособие состоит из 7 глав: «Древний Египет», «Древняя Месопотамия», «Малая Азия и Закавказье в древности», «Восточное Средиземноморье и Аравия», «Древний Иран», «Древняя Индия» и «Древний Китай».
Каждая глава имеет четкую структуру, облегчающую поиск нужного материала. Приводятся объяснения основных исторических терминов и понятий изучаемого периода.
Авторы книги — ведущие специалисты Института всеобщей истории РАН, Института востоковедения РАН, преподаватели Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Российского государственного гуманитарного университета.
Для студентов высших учебных заведений, преподавателей и всех, интересующихся историей.
Достижение нирваны, согласно учению джайнизма, возможно лишь для джайна-монаха и через двенадцать лет соблюдения суровой аскезы и упорного постижения знания. Поскольку, по представлениям джайнов, после достижения высшего совершенства у человеческого существа не оставалось возможности для дальнейшего развития, а также отпадала необходимость пребывания в мире, то существовала и практика самоубийств — через голодовку и т. п. Соответственно джайны-миряне не могли рассчитывать на достижение нирваны и должны были лишь стремиться к улучшению кармы. Джайны придавали огромное значение научному знанию, а также литературе; впоследствии из их среды вышло много известных ученых и поэтов. В связи с требованиями ахимсы для джайнов-мирян осуждается работа в тех сферах деятельности, которые связаны с материальным производством.
Одной из отличительных черт весьма рационалистической по своему характеру джайнской религии является неразвитая мифология; священные для джайнов предания включают лишь историю «тиртханкаров» — проповедников, являвшихся в мир в разные времена.
Вардхамана — последний тиртханкара
Основатель учения джайнизма, как и Будда Шакьямуни, происходил из сословия кшатриев. Покинув мирскую жизнь, Вардхамана стал аскетом, выдерживая суровые испытания, и, наконец, ему открылось новое знание, которое и положило начало религии джайнизма. Достигшего священного знания Вардхаману его последователи стали называть Джиной («Победителем») и Махавирой («Великим»). Его проповедническая деятельность привела к созданию общины последователей Джины — джайнов. Как считают джайны, Вардхамана явился в мир в качестве одного из тиртханкаров — учителей, возвещавших джайнское учение в разные исторические времена.
Джайны создали учение о 24 «тиртханкарах», которые рождались в мире с незапамятных времен для того, чтобы проповедовать знание. При этом появление 24-го тиртханкара — Вархаманы — рассматривается как последнее, после него тиртханкары уже не будут рождаться. Его предшественник Паршванатха, как считается, жил в VIII в. до н. э. В джайнском культе у каждого тиртханкара имеются свои символы: цвет, священное животное, созвездие.
Аигамбары и шветамбары
Приверженцы учения джайнизма делятся на две основные секты: дигамбары («одетые пространством») — они не признают ношения одежды, и шветамбары («одетые в белое») — джайны, которые носят белые одежды. Учение дигамбаров отличается большей строгостью правил аскетического поведения; важным отличием дигамбарского направления является также недопущение женщин в общину, которые, по их представлениям, не могут достичь нирваны.
Адживики
В ту же эпоху, когда было положено начало учениям буддизма и джайнизма, возникло еще одно неортодоксальное учение, первоучителем которого был Гошала Маскарипутра. В отличие от буддистов и джайнов адживики не создали системы, способной к широкому распространению, и в дальнейшем эта секта имела очень ограниченный круг последователей, прекративший свое существование еще в Средние века.
В основе учения адживиков лежала идея предопределенности всех вещей, неотвратимости судьбы, которую не способны изменить никакие усилия человека, и ему остается лишь терпеть, стойко перенося все предначертанные ему страдания. Аджививики отрицали также возможность воздействия на будущее рождение, которое не будет зависеть от праведного либо неправедного поведения; избавление от страданий, по их представлением, наступит лишь в далеком будущем, в строго определенный срок.
Индия в период поздней древности (II в. до н. э. — V в. н. э.)
Во И в. до н. э. Северо-Восточная Индия утратила свое политическое единство, и в долине Ганга соперничали несколько небольших царств. Внимание историков теперь привлекает Северо-Западная Индия. Именно здесь в это время происходят активные процессы взаимодействия разных народов, несших с собой свои языки и свою культуру. Северо-запад Индии подвергается вторжениям иноземцев. В первую очередь это были греки, которые в индийской литературе стали фигурировать под именем «яваны». Появление греческих завоевателей в пределах Индии было связано с расширением Греко-Бактрийского царства, возникшего после распада державы Александра Македонского.
Индо-греческие царства, образовавшиеся в результате этих вторжений, занимали значительные территории Северо-Западной Индии. Следующую волну завоеваний представляли саки, или, как их называли в Индии, «шаки» — восточноиранские племена, которые также закрепили свое верховенство, унаследовав владения индо-греческих правителей. Вслед за ними вторглись парфяне. Значительный след в истории Индии оставили завоеватели-кушаны, включившие Северо-Западную Индию в пределы своей империи. Кушанские цари, из которых более всего прославился Канишка, установили здесь сильную власть и способствовали развитию активных политических, торговых и культурных связей Индии со странами Центральной Азии, через которые пролег путь и далее — в Китай.
В IV в. н. э. вновь складывается мощная империя в долине Ганга — государство Гуптов. Так же как при Маурьях, центром империи стала Магадха со своей прежней столицей Паталипутрой. Среди гуптских царей главное место принадлежит Чандрагупте II, в правление которого государство достигает наивысшего развития. Империя Гуптов — время небывалого процветания культуры, в особенности прославлена санскритская поэзия, драма, придворный театр той эпохи. Именно тогда жили поэты Калидаса и Бхаса, было создано такое прозаическое произведение, как «Панчатантра».
Последние правители династии Гуптов были вынуждены отражать натиск новых завоевателей — гуннов-эфталитов. Этот воинственный народ, пришедший в Северо-Западную Индию из Центральной Азии, представлял собой сокрушительную силу и в конце V — начале VI в. н. э. завладел большими территориями в Индии. Гуптская империя не выдержала изнурительных войн с гуннами и пришла в упадок, разделившись на небольшие владения. Конец державы Гуптов обычно считается завершением эпохи древности в истории Индии.
Сильное государство существовало в этот период и южнее, в Декане, главным образом в западных его областях; здесь возвышается династия Сатаваханов. Государство Сатаваханов возникло после распада Маурийской державы и просуществовало до III в. н. э.
Рассматриваемый период был временем расцвета буддизма в Индии. Расширяется буддийская сангха (община), происходит бурное развитие буддийской архитектуры, искусства, литературы, к этому времени относится и оформление буддийского канона (Палийский канон). В кушанское время начинается активное миссионерское движение, направленное за пределы Индии, что привело к распространению буддизма во многие другие страны Азии. С начала новой эры можно говорить и о постепенном формировании религии индуизма, выросшей на основе древней брахманской традиции; ко времени империи Гуптов сложился культ индуистских божеств, возникают индуистские храмы с присущими им архитектурными особенностями.
Индо-греческие царства. Вторжение сакских племен и парфян
Индо-греческие царства возникли в Индии в результате завоевательной политики греко-бактрийских царей на северо-западе полуострова главным образом во II в. до н. э. Иноземцы пришли из эллинистической Бактрии (располагавшейся по северную и южную сторону от Амударьи), которая к тому времени обрела независимость от государства Селевкидов и развивала свою экспансию на юго-восток.
История индо-греческих царств восстанавливается с трудом, главным образом благодаря находкам монет, которые чеканили правители Бактрии. Эти монеты имеют своеобразный вид: на одной стороне была надпись на греческом языке, на другой — на одном из индийских диалектов.
Первым бактрийским завоевателем в Индии был царь Эвтидем; его преемник Деметрий владел уже довольно большими территориями в долине Инда и в Пенджабе. После того как часть этих владений была захвачена греком Эвкратидом, потомки Эвтидема сохраняли свою власть лишь в области Пенджаба.
Среди греческих царей особую память по себе оставил Менандр, которого в Индии называли Милинда — благодаря буддийскому сочинению «Милинда-паньха» («Вопросы Милинды»). Царь оказывал покровительство ученому-буддисту Нагасене, и книга была составлена в форме вопросов Милинды и ответов Нагасены, разъясняющих царю смысл буддийского учения.
В начале I в. до н. э. начинается новое вторжение в области Северо-Западной Индии. На этот раз кочевые ираноязычные племена саков, разгромив царей Греко-Бактрии, овладели территориями индо-греческих правителей. Это завоевание стало результатом миграционных процессов, охвативших в то время Центральную Азию.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Древний Восток"
Книги похожие на "Древний Восток" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Наталья Александрова - Древний Восток"
Отзывы читателей о книге "Древний Восток", комментарии и мнения людей о произведении.