Александр Широкорад - Русские и белорусы — братья в горе и радости

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Русские и белорусы — братья в горе и радости"
Описание и краткое содержание "Русские и белорусы — братья в горе и радости" читать бесплатно онлайн.
До 1990 г. советские СМИ представляли отношения белорусов и русских как идеальный союз братских народов.
Что же происходило на самом деле? Ответы на эти и многие другие вопросы читатель найдет в книге Александра Широкорада «Русские и белорусы — братья в горе и радости».
В книге впервые говорится о возникновении и действиях белорусского (!) казачества в XVII веке. Автор развенчивает советские мифы о том, что в 1941—1944 гг. в Белоруссии боевые действия сводились к противоборству советских партизан против вермахта. На самом деле это был самый интернациональный район боевых действий во всей Второй мировой войне. Так, на стороне немцев в Беларуси против советских партизан воевали четыре венгерские дивизии, французский легион, два десятка украинских, латышских, литовских и даже один эстонский полицейский батальон. Ну а «против всех» воевали многочисленные украинские отряды националистов УПА, польская Армия Крайова, литовские националисты и даже русские монархические отряды РОМ. И если немцев выгнали из Белоруссии в 1944 г., то борьба с бандитским «интернационалом» продолжалась до начала 1950-х годов.
3. Взрыв одной мины должен был происходить не ранее 5 суток с момента установки последней мины, чтобы за это время по естественным причинам (дождь, ветер, снег) устранились демаскирующие признаки.
По опыту проведенных партизанами диверсионных актов было определено, что в среднем одно крушение поезда на железной дороге задерживает движение на 8—12 часов. Чтобы закрыть движение на однопутном участке, достаточно было двух-трех крушений в сутки при условии, что они будут происходить на одном или соседнем перегонах. Тогда между двумя последующими взрывами не могло пройти большое количество поездов.
Если же крушения производились даже в разное время, но на различных перегонах, то большего сокращения движения не происходило ввиду того, что поезда, находившиеся на станциях и перегонах между пунктами крушений, протаскивались противником вперед после ликвидации крушения, и суммарная задержка составляла 8—12 часов, а за оставшиеся 12—16 часов пропускались через участок все остановленные поезда.
В случае трех крушений в сутки на одном или на двух-трех смежных перегонах противник не мог пропустить ни одного поезда, пока не ликвидировал последствия всех крушений, и, следовательно, участок был полностью закрыт.
Для полного закрытия движения на двухпутных участках количество крушений в сутки должно было быть не менее двух на каждом пути. Исходя из этого, можно посчитать, что на однопутном участке для полного закрытия движения на 10 дней требовалось 20—30 минут и на месяц 50—80 минут с возрастающими сроками замедления.
«Рельсовая война» в Белоруссии привела к снижению объема германских военных перевозок в 1943 г. на 40%.
Из-за «рельсовой войны» оккупанты были вынуждены привлечь крупные дополнительные силы для охраны железных дорог. Разъезды стали охраняться гарнизонами до 150 человек. В районах активных действий партизан создавались заставы, которые располагались в нескольких километрах друг от друга, а в ночное время через каждые 200—300 м были расставлены посты по 2—3 человека. Кроме того, участки между заставами контролировались подвижными группами солдат и полицейских.
Для борьбы с партизанами немцы буквально со всей Европы собрали различные бронедрезины и броневагоны. На железнодорожные колеи ставили бронеавтомобили и танки, оснащенных вагонными колесами с бандажами. Так, против партизан действовали десятки французских трофейных бронеавтомобилей «Панар» 38(f), вооруженных 20-мм пушками. Замену колес производили всего за 15— 20 минут.
20 октября 1943 г. Гитлеру были продемонстрированы танки PzKpfw III Ausf N, приспособленные для езды по рельсам с помощью 4 колес. Скорость танка по железной дороге достигала 100 км/ч. Танк был специально переделан для охраны железных дорог от партизан.
11 ноября 1942 г. вышла специальная директива штаба сухопутных войск с наставлением по действию бронепоездов против партизан.
Против партизан действовали десятки импровизированных германских бронепоездов. На большинстве из них на платформах стояли танки, которые могли вести огонь с железнодорожной платформы, а при необходимости по специальным приспособлениям спускаться на грунт и действовать как обычные танки. Обычно в таких случаях использовались трофейные французские танки.
В августе 1943 г. командование группы армий «Центр» сняло с фронта и отправило против партизан 4 тяжелых бронепоезда № 66, 67, 68 и 72.
С большими трудностями столкнулись немцы при обеспечении железных дорог рабочей силой — ни русские, ни белорусы не желали на них работать. В донесении железнодорожной дирекции группы армий «Центр» о действиях партизан говорилось: «В районах, находящихся под влиянием партизан, невозможно завербовать местных рабочих и служащих»{96}.
Поэтому к ремонту железных дорог часто приходилось привлекать воинские подразделения.
Проблемы были как с рельсами, так и со шпалами. По данным железнодорожной дирекции германской группы армий «Центр», до июля 1942 г. в результате деятельности партизан оккупанты теряли ежемесячно 270 тыс. штук шпал.
В приложении к докладу Главной железнодорожной дирекции группы армий «Центр» от 28 июля 1942 г. сообщалось, что в Белоруссии полностью уничтожено 9 лесопильных заводов. При сожжении лесопильного завода в Исавичах партизаны уничтожили 7 тыс. шпал. А всего в тыловых районах группы армий «Центр» к середине 1942 г. уничтожено 13 лесопильных заводов, в том числе и самый крупный завод на реке Березине в Борисове. В этом же документе говорилось, что в районе Минска на складах находится 30 тыс. готовых шпал, которые не могут быть вывезены из-за деятельности партизан. «Транспортировка леса по сплавным рекам и по дорогам из-за активных действий противника приостановлена на 90%», — констатировала Главная железнодорожная дирекция группы армий «Центр».
24 апреля 1944 г. из-за усиленной охраны партизаны не смогли заминировать рельсы. Германский эшелон с боевой техникой и живой силой приближался к месту засады. Тогда семнадцатилетний партизан Николай Гойшик бросился с миной под паровоз и ценой собственной жизни на 15 часов остановил доставку на фронт вражеской техники и боеприпасов. До этого Николай Гойшик принял участие в подрыве семи германских эшелонов. Его отец Василий Данилович тоже партизанил и был расстрелян немцами.
Следует заметить, что на фоне грандиознейших успехов в «рельсовой войне» остались незамеченными успехи белорусских партизан на речных коммуникациях противника. Между тем и на реках немцам приходилось несладко. Так, в начале сентября 1941 г. группа диверсантов под командованием Михаила Алексеевича Головина совместно с петриковским партизанским отрядом Полесской области уничтожила большой товаро-пассажирский пароход на реке Припяти с грузом бензина и другого военного имущества. Партизаны организовали на берегу засаду и бронебойными и зажигательными пулями обстреляли пароход, вызвав на нем пожар. Огонь уничтожил весь груз, погибла и вся команда. Проходивший мимо вражеский катер также был уничтожен{97}.
12 октября 1942 г. Западный штаб партизанского движения сообщал, что в результате деятельности партизан по Днепру между Шкловом и Могилевым движения не было и в августе, и в сентябре 1942 г.{98}.
В первых числах апреля 1942 г. соединения партизанских отрядов под командованием С.А. Ковпака, А.Ф. Федорова и Я.И. Мельника провели совместную операцию по уничтожению судов речной флотилии на Припяти. В результате было уничтожено: три парохода, восемь бронекатеров, одна моторная лодка и пять барж{99}.
Белорусские партизаны из Пинского партизанского соединения в первой половине 1943 г. вывели из строя 5 шлюзов на Днепровско-Бутском канале. В результате канал на протяжении 120 км не работал, а 130 судов стали трофеями партизан{100}.
Белорусские партизаны регулярно срывали поставки продовольствия в Рейх. До войны и в ходе нее критика колхозной системы СССР была любимым коньком геббельсовской пропаганды. Однако, оккупировав Белоруссию, Гитлер оказался поборником колхозов. Он дал установку «бороться самыми жестокими мерами» со всякой попыткой ликвидировать крупные сельскохозяйственные предприятия, потому что «при системе разделения на несколько мелких крестьянских хозяйств немецкое влияние на производство сводится к утопии»{101}.
В секретной инструкции «Принципы ведения хозяйства на Востоке», изданной германским командованием в августе 1941 г., говорилось, что «сохранение колхозной системы необходимо пока для того, чтобы предотвратить перебои в снабжении немецкой армии и хозяйства за счет русских просторов»{102}.
Выход на работу для крестьян был обязательным. За отказ от работы следовало строгое наказание вплоть до расстрела. Вся продукция «общинных хозяйств», «государственных имений» и «опорных пунктов» подлежала изъятию.
Зато после окончания войны немцы обещали крестьянам передать землю в личное пользование. Когда задавался вопрос, почему передача земли в частную собственность откладывается на неопределенный срок, то в соответствии с директивами «Коричневой папки» германские власти объясняли населению это тем, что надо подождать «бойцов с фронта, которые в первую очередь имеют право на наделение имущественными объектами в восточных областях и без которых использование восточного края с новым слоем предпринимателей из лучших, самых заслуженных немецких сил, не может быть проведено»{103}.
В итоге оккупанты фактически превратили бывшие колхозы в своеобразную форму военно-крепостнического хозяйства («общинное хозяйство»), а крестьян — в бесправных батраков с единственным правом трудиться под непосредственным военно-полицейским контролем фашистских надсмотрщиков и колонистов.
Однако и тут в планы немцев вмешались партизаны. Так, партизанский отряд Краснослободского района Минской области под командованием М.И. Жуковского уже в июле 1941 г. захватил райцентр город Слуцк, разгромил германскую комендатуру и другие органы управления и роздал населению зерно, муку с мельницы и продукты питания из продовольственных складов.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Русские и белорусы — братья в горе и радости"
Книги похожие на "Русские и белорусы — братья в горе и радости" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Широкорад - Русские и белорусы — братья в горе и радости"
Отзывы читателей о книге "Русские и белорусы — братья в горе и радости", комментарии и мнения людей о произведении.