Александр Широкорад - Русские и белорусы — братья в горе и радости

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Русские и белорусы — братья в горе и радости"
Описание и краткое содержание "Русские и белорусы — братья в горе и радости" читать бесплатно онлайн.
До 1990 г. советские СМИ представляли отношения белорусов и русских как идеальный союз братских народов.
Что же происходило на самом деле? Ответы на эти и многие другие вопросы читатель найдет в книге Александра Широкорада «Русские и белорусы — братья в горе и радости».
В книге впервые говорится о возникновении и действиях белорусского (!) казачества в XVII веке. Автор развенчивает советские мифы о том, что в 1941—1944 гг. в Белоруссии боевые действия сводились к противоборству советских партизан против вермахта. На самом деле это был самый интернациональный район боевых действий во всей Второй мировой войне. Так, на стороне немцев в Беларуси против советских партизан воевали четыре венгерские дивизии, французский легион, два десятка украинских, латышских, литовских и даже один эстонский полицейский батальон. Ну а «против всех» воевали многочисленные украинские отряды националистов УПА, польская Армия Крайова, литовские националисты и даже русские монархические отряды РОМ. И если немцев выгнали из Белоруссии в 1944 г., то борьба с бандитским «интернационалом» продолжалась до начала 1950-х годов.
В оперативной сводке Центрального штаба партизанского движения (ЦШПД) от 16 июня 1942 г. отмечалось, что партизаны Гомельской области восстановили советскую власть в 103 населенных пунктах. Органы советской власти были восстановлены и в 13 населенных пунктах Слуцкого района.
В директивах и указаниях ЦШПД подчеркивалась нецелесообразность затяжных боев по удержанию освобожденной территории в тех случаях, когда противник имеет подавляющее превосходство в силах и оборона освобожденной территории грозит партизанам полным уничтожением. Вместо жесткой позиционной обороны рекомендовалось использовать маневренную оборону, удары по тылам и флангам противника.
К концу 1942 г. под контролем партизан оказались шесть зон, районов и краев.
В Белоруссии, точно так же, как и в Ленинградской, Смоленской, Калининской и других областях, в начале 1942 г. стали образовываться «партизанские края и зоны». В течение зимы 1941/42 г. партизаны на оккупированных территориях СССР «освободили от оккупантов обширнейшую площадь, которая к весне 1942 г. превысила территорию Бельгии, Голландии и Дании вместе взятых. Из 184,7 тыс. кв. км территории Белоруссии, находившейся под немецко-фашистской оккупацией, к концу 1943 г. 108 тыс. кв. км, или около 60%, удерживалось и контролировалось партизанами»{81}.
Партизанский край — это освобожденная партизанами от оккупантов и длительное время удерживаемая территория, где восстанавливается советская власть и действуют ее законы.
В «Очерках истории Коммунистической партии Белоруссии» сказано: «Создание партизанских краев имело огромное значение для судеб партизанского движения. Они являлись своеобразным тылом и базой советских патриотов. Здесь накапливались силы, готовились резервы, располагались партизанские аэродромы и посадочные площадки, отсюда отряды и бригады уходили в длительные походы. На их территории находили укрытие сотни тысяч мирных жителей, спасавшихся от фашистского террора и угона на каторжные работы в Германию. Важную роль играли края и зоны партизан в боевых операциях Красной Армии, особенно во время ее наступления»{82}.
Партизанская зона представляла собой территорию, которая в отличие от партизанского края партизанами постоянно не занималась. Однако на этой территории, как правило, оккупационная власть была уничтожена. Оккупанты заглядывали туда редко и появлялись в сопровождении большой охраны. Часто им приходилось занимать тот или иной населенный пункт с боем.
О политической обстановке в партизанских зонах в декабре 1942 г. начальник Белорусского штаба партизанского движения П.З. Калинин писал: «Во многих районах Белоруссии сложилась своеобразная обстановка. Немецкие гарнизоны из сельских местностей вытеснены и находятся только в районных центрах, занимая круговую оборону и охраняя коммуникации. Налаженные немцами органы власти — волостные управы — разгромлены, гарнизоны перебиты. В этих районах полностью прекратилась поставка населением налогов. Ни хлеба, ни молока, ни мяса, ни денег население немцам не сдает»{83}.
В партизанских краях и зонах восстанавливались предприятия по первичной переработке продуктов. Так, на Витебщине в Полоцко-Лепельской партизанской зоне, на территории которой насчитывалось до 1220 населенных пунктов и проживало более 80 тыс. человек, партизаны восстановили три небольшие электростанции, шесть мельниц, два скипидарно-дегтярных завода и более 150 мелких мастерских, а также печаталось шесть районных газет и большое количество листовок.
Бывший председатель Кличевского райисполкома Могилевской области, работавший в тылу врага на освобожденной партизанами территории, А. Викторчик вспоминал, как было у них организовано снабжение партизанских отрядов: «Чтобы навести порядок в снабжении партизан продовольствием, райисполком по договоренности с командирами определял каждому отряду зону для заготовки продуктов питания и фуража. Все это отпускалось в деревнях по накладным, заверенным нашей печатью»{84}.
Снабжение населения в партизанском крае было организовано следующим образом. Для помощи населению партизанские отряды выделяли из своих фондов часть картофеля и зерна, отобранного в свое время у оккупантов. Были сделаны специальные талончики, на каждом из них стояла печать. Эти талончики выдавались семьям красноармейцев, партизан, беженцев, а также семьям, пострадавшим от фашистского террора. Люди получали на складах зерно, муку, картофель. Только таким образом было роздано 200 тонн зерна и муки{85}.
В январе 1942 г. войсками Калининского фронта при взаимодействии с партизанами Витебской области, в том числе отрядами М.Ф. Бирюлина, М.И. Дьячкова, М.Ф. Шмырева, Я.З. Захарова и С.Т. Воронова, была проведена наступательная операция в районе стыка флангов армий групп «Центр» и «Север». В результате образовалась брешь протяженностью около 40 км. Сложившейся обстановкой немедленно воспользовался ЦК КП(б) Белоруссии, создав в марте 1942 г. Северо-Западную оперативную группу. Группа устанавливала связи с подпольными организациями и партизанскими отрядами, руководила засылкой в глубинные районы Белоруссии руководителей партизанского движения и партийного подполья, организаторских групп, отдельных отрядов, координируя их деятельность. Кроме того, группа систематически отправляла в тыл немцев оружие и боеприпасы. С февраля по сентябрь в «Суражские ворота» было переправлено 40 партизанских отрядов и эвакуировано с оккупированной части Белоруссии 200 тыс. человек. Кроме того, было переправлено 102 организаторские группы и 62 диверсионные группы. За это же время партизанам было переправлено 11 500 винтовок, 6000 автоматов, 1000 пулеметов, 500 противотанковых ружей.
В конце сентября 1942 г. немцы, сосредоточив крупные силы, закрыли брешь в своей обороне, разгадав их назначение.
Летом 1942 г. руководство ЦШПД добилось увеличения числа самолетов, выделявшихся для полетов в районы действий партизан. В снабжение партизан включилась транспортная авиация Гражданского воздушного флота, самолеты 101-го полка авиации дальнего действия и самолеты фронтовой авиации Западного, Калининского и других фронтов.
Наряду с этим по заданию ЦШПД и ЦК КП(б) Б партизаны начинают строить аэродромы, способные принимать и отправлять двухмоторные самолеты Ли-2. Первый партизанский аэродром — располагался недалеко от Зыслова, Любанский район Минской области — вступил в строй в июле. Примерно в это же время начал действовать кличевский аэродром. Началось сооружение аэродромов в Бегомльском, Ушачском и других районах Белоруссии.
В августе 1942 г. к партизанам было переправлено 30 организаторских групп, в задачу которых входило доведение указаний о подготовке к зиме до командиров всех партизанских бригад и отрядов.
В общей сложности в 1942 г. было осуществлено 168 самолетовылетов к белорусским партизанам, при этом в тыл к немцам было доставлено 200 специалистов по ведению партизанской войны, 118 тонн боевых грузов и вывезено 180 раненых и больных.
Ну а о «рельсовой войне», которую вели белорусские партизаны, при желании можно написать многотомную монографию. Ведь через республику проходили стратегически важные железные дороги, обеспечивавшие деятельность немецкой группы армий «Центр»: Минск — Бобруйск — Гомель; Минск — Борисов — Орша — Смоленск; Дюнабург — Полоцк — Витебск — Смоленск; Орша — Могилев — Жлобин.
В первой половине 1942 г. диверсии партизан (в том числе и на железной дороге) осуществлялись с помощью подручных средств. Так крушение поездов происходило путем развинчивания и разбора рельсов специальными клиньями.
Германская железнодорожная дирекция «Центр» отмечала, что в 1942 г. было зарегистрировано: в январе — феврале — 11 нападений на железные дороги, в марте — 27, в апреле — 65, в мае — 145, в июне — 262, а с 1 по 25 июля — 304. За это время партизанами было подорвано 200 паровозов, выведено из строя 773 вагона, разрушено 13 440 м железнодорожного полотна.
Из-за недостатка в партизанских отрядах взрывчатых веществ начали работать так называемые «чертовы кухни», в которых выплавляли тол. Большое количество специалистов-подрывников и инструкторов начало поступать из-за линии фронта. В первой половине 1942 г. в партизанские отряды было направлено 33 группы специально подготовленных подрывников. В марте — сентябре 1942 г. белорусские партизаны получили 10 860 мин и 40 т взрывчатки, что позволило активизировать подрывную деятельность.
Во время боев за Сталинград и Северный Кавказ летом 1942 г. резко активизировалась подрывная деятельность партизан на железной дороге. Это вынуждены были констатировать в своих документах и сами немцы. Так, в сводке в Берлин «О партизанских действиях в тыловых районах войск, входящих в состав группы армий “Центр”» от 5 сентября 1942 г. говорилось: «Диверсии партизан участились. Взрывы на железных дорогах привели к почти полному прекращению железнодорожного движения (например, на линии Двинск — Смоленск в отдельных местах рельсы взорваны до 40 с лишним раз на небольших участках)»{86}.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Русские и белорусы — братья в горе и радости"
Книги похожие на "Русские и белорусы — братья в горе и радости" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Широкорад - Русские и белорусы — братья в горе и радости"
Отзывы читателей о книге "Русские и белорусы — братья в горе и радости", комментарии и мнения людей о произведении.