» » » » Джеймс Голдгейер - Цель и средства. Политика США в отношении России после «холодной войны»


Авторские права

Джеймс Голдгейер - Цель и средства. Политика США в отношении России после «холодной войны»

Здесь можно скачать бесплатно "Джеймс Голдгейер - Цель и средства. Политика США в отношении России после «холодной войны»" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Политика, издательство Международные отношения, год 2009. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Джеймс Голдгейер - Цель и средства. Политика США в отношении России после «холодной войны»
Рейтинг:
Название:
Цель и средства. Политика США в отношении России после «холодной войны»
Издательство:
Международные отношения
Жанр:
Год:
2009
ISBN:
978-5-7133-1350-0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Цель и средства. Политика США в отношении России после «холодной войны»"

Описание и краткое содержание "Цель и средства. Политика США в отношении России после «холодной войны»" читать бесплатно онлайн.



Как формировалась внешняя политика США по отношению к России в 90-е годы XX века? В чем видела свои интересы в разваливающемся Советском Союзе правящая американская элита и правильно ли оценивала ситуацию? Какие были совершены ошибки и почему? На эти вопросы на основании широкого спектра источников, бесед с известными политическими деятелями, личных наблюдений пытаются найти ответ авторы нашумевшей в США книги.






Решение этой возникшей на раннем этапе администрации Клинтона проблемы имело немаловажное значение для Соединенных Штатов и фактически означало достижение нескольких конкретных целей. Оно показывало, что США могут устанавливать с Россией отношения реального партнерства в весьма важной для команды Клинтона-Гора сфере. Это также подтвердило полезность Комиссии Гора-Черномырдина как инструмента решения проблемных вопросов. У многих работников аппарата СНБ и Госдепартамента возникла уверенность, что они могут успешно проводить линию на интеграцию России с Западом, убеждать российских чиновников в том, что действия России, идущие вразрез с интересами Запада, просто не отвечают ее экономическим интересам, то есть убедить их в том, что сотрудничество с Западом будет гораздо выгоднее оказания помощи странам вроде Индии в приобретении оружия массового поражения.

Однако к концу июня 1993 года сделка с Индией все еще не была расторгнута. Заместитель председателя правительства России Александр Шохин встретился с заместителем госсекретаря Лин Дэвис и сообщил ей, что Черномырдин приедет на заседание Комиссии Гора-Черномырдина в июле лишь в том случае, если в повестку дня будет включен вопрос о космосе. Через несколько дней США объявили о введении санкций против двух российских компаний за нарушение режима РКРТ. Вместе с тем, США проявили готовность приостановить санкции до 15 июля, то есть до намеченной через пять дней встречи лидеров «семерки» с Ельциным в Токио{506}.

Ельцин был обеспокоен тем, что встреча на высшем уровне может окончиться провалом, и перед поездкой в Токио Мамедов пригласил Тэлботта в Москву. 3 июля 1993 г. Тэлботт и его команда, в которую входили Леон Фёрт и Лин Дэвис, встретились с Ельциным и увидели то, что Тэлботт называет «Ельциным по полной программе». Ельцин заявил, что введение санкций в отношении российских компаний за сделку с Индийской организацией космических исследований является «абсолютно неприемлемым». Ельцин предложил разрешить России осуществление этой сделки в течение переходного периода — до января 1994 года. Тэлботт возразил, что к этому моменту Россия уже полностью выполнит условия контракта{507}.

Вечером того же дня заместитель министра иностранных дел Мамедов предложил приемлемое для США решение: Россия заморозит сделку с Индией, и это создаст для России переходный период, в течение которого она сможет выйти из контракта. Поскольку в этот период фактически не будет осуществляться никакой деятельности, за которую предусмотрено введение санкций, американские санкции не будут применяться{508}.

В Токио Ельцин заявил Клинтону, что он направляет в Вашингтон делегацию во главе с директором Российского космического агентства «Главкосмос» Юрием Коптевым, чтобы все-таки найти способ выполнить контракт с Индией, поскольку, как он заявил: «Билл, друзья не применяют санкции в отношении друг друга». 14 июля Коптев встретился с Лин Дэвис, и в 10 часов вечера, за два часа до истечения моратория на применение санкций, Коптев и Дэвис пришли к соглашению: Россия соблюдает режим РКРТ и не передает Индии технологию криогенных двигателей, но при этом она сможет выполнить контракт на поставку самих двигателей. Стоимость этой сделки составляла от 300 до 400 млн. долл.{509} В Москве, однако, не все были с этим согласны. 21 июля российский парламент принял резолюцию, в которой утверждалось, что парламент имеет право и обязанность ратифицировать любые соглашения, заключенные правительством Ельцина с американцами в отношении индийской сделки. (Как уже отмечалось ранее, Россия в тот момент переживала конституционный кризис в отношениях между законодательной и исполнительной ветвями власти.) На следующий день представители «Главкосмоса» заявили, что до тех пор, пока парламент не ратифицирует достигнутое соглашение, сделка с Индийской организацией космических исследований будет оставаться в силе{510}. К счастью для Соединенных Штатов, поддержка российской демократии пошла на пользу интересам США в области нераспространения, поскольку в данном случае соотношение сил между Ельциным и российским парламентом склонялось в пользу президента. Первое заседание Комиссии Гора-Черномырдина состоялось, как и планировалось, в сентябре 1993 года в Вашингтоне. Был принят меморандум, согласно которому Россия обязалась соблюдать режим РКРТ, а США — сотрудничать с ней в космосе. Соединенные Штаты согласились выделить в течение предстоящих трех лет 400 млн. долл. на использование космических модулей станции «Мир» в американских экспериментах, а также дали предварительное согласие на участие России совместно с американскими компаниями в тендерах на запуск коммерческих спутников{511}.

Спустя несколько недель в Москву для переговоров по космосу прибыли: Фёрт, Готтемюллер и директор НАСА Даниэль Голдин. В период их пребывания в Москве Ельцин бросил свои силы на штурм парламента. Победа Ельцина в противостоянии с парламентом означала немедленное и положительное разрешение вопроса о сделке с Индией в интересах американской внешней политики.

Голдин заявил своим российским партнерам: «Мы сочувствуем русскому народу, но мы здесь, чтобы говорить о будущем». К следующему заседанию Комиссии Гора-Черномырдина все элементы сделки были согласованы: Россия соблюдает требования РКРТ, всякая деятельность, предусматривающая применение санкций, прекращается, и сотрудничество в космосе стало реальностью. Тэлботт рассматривал достигнутое как ключевой момент американо-российской повестки дня. «Мы должны находить способы конкретизации всех этих разговоров о партнерстве. Нельзя бесконечно просто повторять одно и то же»{512}.

Ядерное оружие Украины

Украина подписала Лиссабонский протокол от апреля 1992 года, который позволил ей присоединиться к Договору об ограничении стратегических вооружений и» одновременно к Договору о нераспространении в качестве неядерной державы. Однако в самой Украине было колоссальное внутриполитическое давление: многие не хотели столь быстро отказываться от только что приобретенных собственных ядерных сил сдерживания{513}. В 1992 году госсекретарь Джеймс Бейкер добился от Украины согласия на ликвидацию всего нероссийского ядерного оружия, но он не мог заставить ее реально ликвидировать это оружие или выполнять согласованный график его уничтожения. В первые месяцы 1993 года обозначилась серьезная опасность отхода Украины от взятых на себя обязательств. Это особенно наглядно проявилось в феврале, когда парламент — Украинская Рада отложила рассмотрение Договора о сокращении стратегических вооружений{514}. Тэлботт вспоминает, что заместитель министра обороны (впоследствии министр) Уильям Перри рассматривал «нежелание Украины расстаться с ракетами… как самую серьезную угрозу миру и безопасности, с которой нам приходится иметь дело где-либо»{515}.

Во время российско-американской встречи на высшем уровне в Ванкувере в апреле 1993 года группа американцев украинского происхождения обратилась к ответственным представителям правительства США с вопросом, почему они занимались только Россией. Тэлботт попросил сотрудницу аппарата СНБ Роуз Готтемюллер создать рабочую группу для изучения вопроса о том, как Соединенные Штаты могут обеспечить процесс снятия ракет с боевого дежурства и последующего их вывоза в Россию для демонтажа{516}.

По мере того как к маю 1993 года администрация Клинтона начала процесс пересмотра своей политики, она стала взвешивать, какие стимулы могут быть предложены правительству Украины, чтобы побудить его двигаться в нужном направлении[110]. Уже было недостаточно просто угрожать Украине, как это делал Бейкер в апреле 1992 года, добиваясь подписания Лиссабонского протокола. Для того чтобы Рада его ратифицировала, нужно было найти подходящий «пряник». Прорыва удалось достичь, когда Соединенные Штаты решили не настаивать на немедленном выводе ядерных боеголовок с территории Украины, а сначала отстыковать их от ракет для временного хранения на украинских складах, пока не будет найдено окончательное решение, то есть оказание помощи связывалось не с парламентской ратификацией Договора о сокращении стратегических вооружений, а с конкретными шагами в направлении безъядерного статуса и с обещанием ратификации договора. Другим важным моментом стало решение о том, что финансирование в рамках программы Нанна-Лугара может быть предоставлено Украине, если она четко заявит о своем намерении провести ядерное разоружение{517}.

Как писали после ухода в отставку Уильям Перри и заместитель министра обороны по вопросам международной безопасности Эштон Картер, на первом этапе реализация программы Нанна-Лугара встретилась с серьезными трудностями, связанными с организационной структурой Пентагона и его бюджета. Картер отмечал, что, когда в 1993 году он занял свой пост, у него были сотрудники, отвечавшие за выбор целей для нанесения ядерных ударов, и сотрудники, отвечавшие за проблему контроля над вооружениями, но у него не было никого, кто занимался бы вопросами оказания помощи новым независимым республикам бывшего Советского Союза. И он начал создавать такую структуру. Однако принятое в 1991 году законодательство разрешало министру обороны брать средства из других программ Пентагона и перераспределять их в пользу программы Нанна-Лугара, что, естественно, не вызывало энтузиазма в самом Пентагоне[111].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Цель и средства. Политика США в отношении России после «холодной войны»"

Книги похожие на "Цель и средства. Политика США в отношении России после «холодной войны»" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Джеймс Голдгейер

Джеймс Голдгейер - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Джеймс Голдгейер - Цель и средства. Политика США в отношении России после «холодной войны»"

Отзывы читателей о книге "Цель и средства. Политика США в отношении России после «холодной войны»", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.