Аркадий Векслер - Московский проспект. Очерки истории

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Московский проспект. Очерки истории"
Описание и краткое содержание "Московский проспект. Очерки истории" читать бесплатно онлайн.
Эта книга – первый опыт достаточно полного изложения истории Московского проспекта, самой протяжённой городской магистрали, берущей начало в центре города и пересекающей его в южном направлении своей почти десятикилометровой стрелой, с восемью площадями, шестью станциями метро, пятью крупнейшими высшими учебными заведениями (всё это – городские рекорды!), охраняемыми как памятники истории и культуры сохранившимися до наших дней историческим зданиями классической архитектуры, архитектуры модерна, постройками ленинградского конструктивизма и «сталинского» стиля 1930—1950-х годов, памятниками воинской славы России XIX и ХХ веков, зелёными массивами Московского парка Победы, Новодевичьего кладбища и парка «Олимпия», десятком когда-то крупнейших научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро и пятью крупными промышленными предприятиями.
Впервые в одной книге читатель найдёт творческие биографии учёных, добившихся мировой известности в области астрофизики и освоения космоса, математики, физики и химии, архитектуры и градостроительства, биологии и этнографии, транспорта и связи, машиностроения, обувной промышленности. В книге названы первые петербургские адреса писателей С. Маршака и К. Сюнерберга, академика Б. В. Раушенбаха, адреса писателей А. Лемана и Л. Лашеевой, И. Соколова-Микитова, первого увлечения Александра Блока – Ксении Садовской, названы имена множества людей, живших и работавших на проспекте, в том числе воинов-ленинградцев, отдавших свои жизни, защищая город и страну в годы Великой Отечественной войны.
Читальный зал
Д. А. Лебедев (1833–1904) в 1849 г. окончил училище кондукторов Инженерного ведомства, в 1849–1853 гг. работал в Херсонской губ., затем на Транссибирской магистрали., В 1860–1863 гг. учился в Академии художеств, затем в течение 40 лет преподавал в Строительном училище и Институте гражданских инженеров, в 1875–1903 гг. – в Институте инженеров путей сообщения. Построил несколько церквей в Гдовском у., в Петербурге в 1877 г. построил доходный дом на Большой Дворянской ул., 29 (ныне – ул. Куйбышева)[121].
Н. Н. Лямин (1870–1912) родился в Уфе. В 1895 г. окончил Петербургский горный институт и в том же году был принят на службу в Институт инженеров путей сообщения, где работал на химической испытательной станции по контрольному испытанию рельсов (с 1898 г. заведовал этой лабораторией). В 1904 г. адъюнкт-профессор ИИПС, член временной комиссии по исследованию предлагаемых Министерству путей сообщения изобретений и усовершенствований в области техники, член Петербургского общества архитекторов.
Л. Ф. Николаи
Л. Ф. Николаи (1844–1908) родился в Ижевске. По окончании гимназии, а затем Казанского университета поступил в Институт инженеров путей сообщения и закончил его в 1871 г. Первые годы работы прошли на Киево-Брестской и Моршанско-Брестской ж. д. Затем он работал инженером в Технико-инспекторском комитете железных дорог. В сентябре 1876 г. по решению Конференции ИИПС Николаи приглашен репетитором параллельных классов, а в 1880 г. избран экстраординарным профессором по кафедре «Строительное искусство» по отделу «Мосты». В марте 1883 г. Л. Ф. Николаи назначен членом Временного Управления казенных железных дорог, но оставлен и на должности профессора института. Он принимал участие в работах по строительству Екатеринославской ж. д. и моста через р. Днепр. В 1901 г. Л. Ф. Николаи избран заслуженным ординарным профессором, а в декабре того же года назначен директором ИИПС, сменив М. Н. Герсеванова. В этой должности Николаи проработал 5 лет. В 1905 г. в жизни института произошли существенные изменения, вызванные Первой русской революцией: в 1905 г. занятия прекратились, выпуска инженеров не было, занятия возобновлены лишь в феврале 1906 г. По инициативе Л. Ф. Николаи советом института был принят новый демократический порядок – избрание ректора, проректора и секретаря совета тайным голосованием. С этого времени на совет института возлагалась полная ответственность не только за проведение выборов дирекции, но и за «нормальный ход» учетных занятий. После избрания на пост ректора Н. А. Белелюбского Николаи оставался заслуженным ординарным профессором института, членом Инженерного совета Министерства путей сообщения и членом Мостовой комиссии, образованной для выработки «Программы требований, подлежащих и представленных на утверждение Совету проектов опор и пролетных частей мостовых сооружений», принимал участие в работе Обществ вспомоществования недостаточным студентам института и бывшим воспитанникам Казанского университета.
Л. Ф. Николаи внес большой вклад в развитие отечественной школы мостостроения. Им опубликовано 27 актуальных научных работ, ряд классических учебных пособий по курсу мостов, которые являлись руководствами не только для студентов, но и для инженеров-проектировщиков мостовых конструкций. Он принимал участие в строительстве Троицкого моста через Неву, других мостов и сооружений. Совет института увековечил память инженера и педагога, присвоив его имя чертежному залу.
Л. Ф. Николаи умер, состоя на службе, и был похоронен на Новодевичьем кладбище.
В. Е. Тимонов (1862–1936) родился в Одессе, в семье мирового судьи. Образование получил в Одесском реальном училище, Парижской школе мостов и дорог и Санкт-Петербургском институте инженеров путей сообщения. С 1886 г. состоял на службе в Ведомстве путей сообщения, занимая одновременно строительно-административные и педагогические должности. С 1889 г. Тимонов стоял во главе Санкт-Петербургского округа путей сообщения. Преподавал в Институте инженеров путей сообщения различные отделы гидротехники, в том числе внутренние водяные сообщения, приморские сооружения, водоснабжение и водостоки, и в 1895 г. основал в институте кафедру «Водоснабжение и водоотведение» и стал ее первым заведующим. Более 20 лет ученый состоял членом Технического комитета Главного управления торгового мореплавания и портов, сотрудничал в Русском обществе охранения народного здравия, был членом редакционной комиссии Собрания инженеров путей сообщения. Автор многих монографий и статей[122].
В 1910–1917 гг. здесь жили: ученый лесовод коллежский асессор Владимир Иванович Авдеев (1876 – после 1929) и его жена Клавдия Алексеевна, техник Петроградской городской ж. д. дворянин Владимир Александрович Балюк, помощник инспектора ИИПС ученый-лесовод коллежский советник Константин Александрович Балюк, Лидия Германовна Балюк и жена подпоручика Ольга Иоанновна Балюк, коллежский регистратор Алексей Федорович Деньгин, надворный советник Александр Михайлович Дмитриев, служащая канцелярии Государственной думы жена штабс-капитана Евгения Михайловна Карташевская, секретарь съезда русских техников и заводчиков по цементно-бетонным и железобетонным делам, редактор журнала «Известия Русского общества испытания материалов» инженер путей сообщения титулярный советник Дмитрий Васильевич Новгородский, служащий Комитета для защиты промышленной собственности статский советник Владимир Иванович Останкевич и его жена Екатерина Николаевна, вдова коллежского асессора Агнесса Всеволодовна Останкевич, почетный гражданин Илиодор Михайлович Самознаев и дочь коллежского советника Лидия Михайловна Самознаева, ординарный профессор ИИПСа приват-доцент Петроградского университета гвардии полковник Алексей Васильевич Сапожников (в 1917 г. – генерал-майор), его жена Елена Дмитриевна и сыновья Алексей (в 1917 г. – инженер-технолог) и Сергей (жили здесь по крайней мере до 1925 г.).
А. В. Сапожников (1868–1935) родился в г. Перми. Первоначальное образование получил в военной прогимназии и военной гимназии в Омске, затем в 1888 г. окончил Михайловское артиллерийское училище, после чего служил два года в туркестанской артиллерии. В 1893 г. окончил Михайловскую артиллерийскую академию и оставлен при академии репетитором по химии. В 1896 г. представил диссертацию на тему «Водные растворы ацетона» и в звании штабс-капитана стал штатным военным преподавателем Михайловской артиллерийской академии. В 1899 г. защитил диссертацию на тему «Исследование пироксилина и пироксилиновых бездымных порохов», после чего назначен экстраординарным профессором Михайловской артиллерийской академии. В 1899–1900 гг. работал в Физико-химическом институте профессора Оствальда в Лейпциге. В 1905 г. назначен ординарным профессором Михайловской артиллерийской академии. Здесь с 1900 г. читал курс теоретической химии, кроме того преподавал химию в Михайловском и Константиновском артиллерийских училищах, офицерском классе учебного воздухоплавательного парка и на женских естественно-научных курсах Лохвицкой-Скалон. В 1896–1898 гг. преподавал химию великому князю Андрею Владимировичу, а в 1897–1899 гг. – великому князю Михаилу Александровичу. Состоял совещательным членом Артиллерийского комитета, членом Русского физико-химического общества, Императорского Русского технического общества и Берлинского химического общества. В 1920–1930-х гг. преподавал в ИИПС, Петроградском университете и Военно-технической академии РККА им. Дзержинского, сотрудничал в научно-техническом отделе ВСНХ и НКПС. Автор большого числа статей, курсов лекций и нескольких монографий по химии.
Л. И. Шебеко (1860 – после 1917). Образование получил в 3-й Московской военной гимназии и 2-м военном Константиновском училище, откуда в 1881 г. выпущен прапорщиком в 31-ю артиллерийскую бригаду. Прослужив в бригаде 5 лет, в чине поручика поступил в Александровскую военно-юридическую академию, которую окончил по 1-му разряду в чине штабс-капитана в 1891 г. и был зачислен кандидатом на военно-судную должность. С сентября 1895 г. помощник военного прокурора. В 1908–1912 гг. полковник, затем генерал-майор, военный судья Петербургского военно-окружного суда. В 1912–1913 гг. военный прокурор Петербургского военно-окружного суда. В 1913–1917 гг. – генерал-лейтенант, начальник военно-тюремного отдела Главного военно-судного управления.
П. К. Янковский (1860 – после 1917) – инженер путей сообщения, профессор ИИПС. По окончании Минской гимназии провел студенческие годы в Петербургском университете и Институте инженеров путей сообщения. Здесь защитил диссертацию по проблеме проектирования мостов и был избран профессором кафедры мостов, а затем стал инспектором института[123], казначеем Общества помощи недостаточным студентам института[124].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Московский проспект. Очерки истории"
Книги похожие на "Московский проспект. Очерки истории" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Аркадий Векслер - Московский проспект. Очерки истории"
Отзывы читателей о книге "Московский проспект. Очерки истории", комментарии и мнения людей о произведении.