Аркадий Векслер - Московский проспект. Очерки истории

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Московский проспект. Очерки истории"
Описание и краткое содержание "Московский проспект. Очерки истории" читать бесплатно онлайн.
Эта книга – первый опыт достаточно полного изложения истории Московского проспекта, самой протяжённой городской магистрали, берущей начало в центре города и пересекающей его в южном направлении своей почти десятикилометровой стрелой, с восемью площадями, шестью станциями метро, пятью крупнейшими высшими учебными заведениями (всё это – городские рекорды!), охраняемыми как памятники истории и культуры сохранившимися до наших дней историческим зданиями классической архитектуры, архитектуры модерна, постройками ленинградского конструктивизма и «сталинского» стиля 1930—1950-х годов, памятниками воинской славы России XIX и ХХ веков, зелёными массивами Московского парка Победы, Новодевичьего кладбища и парка «Олимпия», десятком когда-то крупнейших научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро и пятью крупными промышленными предприятиями.
Впервые в одной книге читатель найдёт творческие биографии учёных, добившихся мировой известности в области астрофизики и освоения космоса, математики, физики и химии, архитектуры и градостроительства, биологии и этнографии, транспорта и связи, машиностроения, обувной промышленности. В книге названы первые петербургские адреса писателей С. Маршака и К. Сюнерберга, академика Б. В. Раушенбаха, адреса писателей А. Лемана и Л. Лашеевой, И. Соколова-Микитова, первого увлечения Александра Блока – Ксении Садовской, названы имена множества людей, живших и работавших на проспекте, в том числе воинов-ленинградцев, отдавших свои жизни, защищая город и страну в годы Великой Отечественной войны.
Дом № 14 / наб. р. Фонтанки, 109
Бывшие домовладения наследников Саввы Яковлева продолжали менять своих хозяев. В начале 1860-х гг. участок, принадлежавший вдове генерал-майора Вассе Петровне Либгарт (ум. 9.12.1860) приобрел петербургский домовладелец купец Степан Дмитриевич Воронин (род. ок. 1797). В 1869 г. участок унаследовал его сын, действительный статский советник Александр Степанович Воронин (ум. 1888). По купчей от 25 июля 1872 г. участок перешел к вдове потомственного почетного гражданина Анне Ивановне Котоминой, у которой его в 1878 г. купили крестьяне Нижегородской губ., временные петербургские купцы Михаил и Александр Александровичи Александровы. Затем по раздельной записи участком владел только А. А. Александров, оставаясь его владельцем до 1913 г. (управлял домом Павел Афанасьевич Шабалов).
Московский проспект, 14. Фото 2013 г.
В 1860–1870-х гг. здесь жили: полковник Алымов, безвестный Винтергальтер (к сожалению, писарь не оставил его имени), печной мастер Трофим Денисов, генерал-майор Иван Степанович Дыхов, жена генерал-майора Екатерина Васильевна Кузнецова, Иван Михайлович Следзевский (ум. 1888), доктор медицины Казимир Степанович Ходоровский (ум. 1884), 10 комнат с парадной лестницей и швейцаром занимал некий Тарасов, 17 – контора Дайшик-Денке.
Купец 2-й гильдии Александр Семенович Вальков содержал здесь яичную лавку, Козьма Степанович Латышев – мелочную лавку, прусский подданный Иоганн Август Вильгельмович Лизе – булочную, Тимофей Матвеевич Новиков – питейное заведение[116].
В 1890–1900-х гг. в доме жил служащий Управления казенных железных дорог деятель Общества попечения о бедных и больных детях коллежский секретарь гражданский инженер Эдуард Эдуардович Дунин-Борковский, окончивший в 1894 г. Институт гражданских инженеров и построивший в 1896 г. церковь Св. благоверного великого князя Александра Невского 145-го пехотного Новочеркасского полка (Новочеркасский пр., 2, не сохранилась)[117].
В 1904–1907 гг. Мордух Беркович Аминов содержал здесь мастерскую золотых и серебряных изделий, Федор Никитич Бобров – подряды печных и каменных работ, купец Петр Артемьевич Степанов – галантерейную и железную торговлю.
В 1907–1917 гг. здесь жили: владелица дома № 15/111 Елена Яковлевна Казаринова (графиня Сечени) и ее муж Михаил Григорьевич Казаринов (в 1917 г. – статский советник, присяжный поверенный и присяжный стряпчий, юрисконсульт Русского для внешней торговли банка и Общества взаимного кредита Петроградского уездного земства), ювелирный мастер Борис Семенович Риммер.
В 1920-х гг. Семен Иванович Иванов содержал здесь трактир.
В 1930–1940-х гг. здесь жили: служащий Вагоностроительного завода им. Егорова Константин Николаевич Базаров, Сергей Васильевич Ганкевич (1891–1942; похоронен на Пискаревском мемориальном кладбище), сотрудница Вагоностроительного завода им. Егорова Вера Сергеевна Гордеева (кв. 33), кандидат в члены Нарвского райсовета Анна Борисовна Риммер, Александр Андреевич Чилипалов (кв. 31).
Очерк третий. Путейский…
Дом № 9. Санкт-Петербургский государственный университет путей сообщения
Об Институте Корпуса инженеров путей сообщения (ИКИПС) – Институте инженеров путей сообщения (ИИПС) – Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта им. академика В. Н. Образцова (ЛИИЖТ) – Санкт-Петербургском государственном университете путей сообщения (СПГУПС) – в разные годы написано немало монографий и воспоминаний. Поэтому мы ограничимся лишь краткой справкой из сборника документов «Высшая школа Санкт-Петербурга. XIX – начало XX века»[118] с сохранением приведенных в ней ссылок (даны в тексте в скобках), дополнив ее сведениями о советском периоде деятельности института.
«Институт инженеров путей сообщения основан в 1809 г.
Состоял в ведомстве Главного управления сухопутных и водных сообщений, преобразованного в 1833 г. в Главное управление путей сообщения и публичных зданий, а с 1865 г. – в Министерство путей сообщения.
20 ноября 1809 г. Манифестом Александра I учрежден Корпус инженеров путей сообщения по типу военных корпусов для подготовки юношества и образования инженеров по ведомству (ПСЗ. Т. XXX. Ст. 23996), Манифестом был утвержден и Устав.
Открытие Института состоялось 1 ноября 1810 г. (Институт инженеров путей сообщения: ист. очерк. СПб., 1899. С. 10, ЦГИА СПб. Ф. 381. Оп. 13. Д. 3770. Л. 89, 102).
19 декабря 1823 г. высочайше утверждено „Положение об Институте Корпуса инженеров путей сообщения“. „Положение“ было составлено в соответствии с указом императора о преобразовании управления и распорядке в институте по военному образцу, с введением военных наук. Цель института – „подготовка инженерных офицеров по водяным и сухопутным сообщениям“ (ПСЗ. Т. XXX. Ст. 29702).
Московский проспект, 9. Проект
Московский проспект, 9. 1910-е гг.
Московский проспект, 9. 2013 г.
Новое „Положение“ об Институте приняли 19 июня 1829 г., когда после присоединения к нему Военно-строительного училища институт стал называться „Институт Корпуса инженеров путей сообщения“. Цель – подготовка искусных инженеров по Корпусу путей сообщения. Окончившие институт, офицеры, „курс обучения которых был менее обширным“, поступали на службу в строительный отряд путей сообщения, те же, „курс обучения которых был несравненно по-страннее“, определялись в Корпус инженеров путей сообщения (ПСЗ. Собр. II. Т. IV. Ст. 2941).
В 1844 г. указом императора Николая I ввели сословные ограничения на поступление в Институт, который становится чисто дворянским учебным заведением (ПСЗ. Собр. II. Т. XIX. Ст. 17549, ЦГИА СПб. Ф. 381. Оп. 13. Д. 3770. Л. 89, 102).
13 июня 1849 г. приняли новое „Положение“ об Институте. <…> В институте было образовано новое отделение – архитекторское.
Выпускники Института определялись офицерами в чине поручика, подпоручика и прапорщика в Корпус инженеров путей сообщения, чиновниками XII и XIV классов на ведомственную службу, а окончившие архитекторское отделение – помощниками архитекторов в чинах XII–XIV классов (ПСЗ. Собр. II. Т. XXIV. Ст. 23312).
В конце 1850-х – начале 1860-х гг. в институте провели ряд коренных преобразований, которые закрепили высочайше утвержденным „Положением“ от 28 июля 1864 г. Институт получил наименование „Институт инженеров путей сообщения“. В „Положении“ институт декларировался как „открытое учебное заведение, в котором посещают лекции только приходящие“. Устройство института преобразовывалось по типу высших гражданских учебных заведений (ПСЗ. Собр. II. Т. XXXIX. Ст. 41123). „Положение“ от 8 мая 1890 г. подтверждало статус Института как высшего технического учебного заведения.
Декретом Совнаркома от 5 июля 1918 г. Институт передан в ведение Наркомпроса».
В 1929–1930 гг. институт разделили на ряд высших учебных заведений: Ленинградский институт железнодорожного транспорта им. Рудзутака (после ареста Рудзутака институт лишили его имени, в 1949 г. институту присвоили имя академика В. Н. Образцова), Ленинградский институт водного транспорта, Ленинградский автомобильно-дорожный институт им. Куйбышева, Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота и Транспортную академию, впоследствии переименованную во Всесоюзную академию железнодорожного транспорта им. Сталина.
Директорами и ректорами института были известные инженеры, ученые, педагоги: А. А. Бетанкур, П. П. Базен, А. Д. Готман, В. Ф. Энгельгардт, Е. И. Сивербрик, В. П. Соболевский, М. Н. Герсеванов, Л. Ф. Николаи, Н. А. Белелюбский, А. А. Брандт, С. Д. Карейша, С. К. Куницкий, Г. П. Передерий, В. В. Арнольд, П. Е. Безруких, В. И. Ледовской, В. И. Романов, С. В. Пономарев, М. М. Панфилов, Г. В. Кокорев, А. Ф. Сухопильский, К. Г. Протасов, М. А. Осинцев, Е. Я. Красиковский, В. Е. Павлов. С 1999 г. университет возглавляет доктор технических наук профессор В. И. Ковалев.
В 2001 г. в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность», вошел комплекс построек института, включающий учебный корпус (1850–1910-е гг., арх. И. С. Китнер, Е. Е. фон Баумгартен и др.), машинный зал Механической лаборатории (1912–1913 гг., арх. И. С. Китнер), Химическую лабораторию с соединительными галереями (1875–1876 гг., автор не установлен, частично перестроена со строительством галерей в 1912–1913 гг., арх. И. С. Китнер, инж. – арх. Д. Д. Соколов), Машинную лабораторию с соединительной галереей (1912–1913 гг., арх. И. С. Китнер), Лабораторный корпус с библиотекой (1912–1913 гг., арх. И. С. Китнер), здание музея (1901–1902 гг., инж. – арх. П. С. Купинский – правый корпус, 1910–1911 гг., инж. – арх. Е. Е. Баумгартен – левый корпус), гуманитарные факультеты (Юсуповский дворец, 1790 г., арх. Кваренги)[119].
В жилом доме института в 1850–1890-х гг. жил профессор Николай Иванович Липин (1812–1877). Воспитывался в военно-строительном училище, откуда в 1829 г. поступил кадетом в Институт Корпуса инженеров путей сообщения (ИКИПС) и в 1831 г. произведен в прапорщики. В 1833 г. в чине поручика назначен репетитором при институте, а в следующем году переведен в 3-й Московский округ. В 1836 г. его вновь причислили к институту репетитором. Кроме Института Корпуса инженеров путей сообщения преподавал курс начальной математики в Технологическом институте (с 1841 г.) и в Училище гражданских инженеров (с 1843 г.). В 1842 г. был командирован к инженерам Крафту и Мелешкову при постройке Николаевской ж. д. В 1847 г. назначен помощником начальника Северной дирекции, а в 1850 г. – профессором института по курсу водяных сообщений и по постройке машин. В институте Липин оставался до 1856 г., когда его назначили вице-директором Департамента железных дорог. В 1875 г. произведен в тайные советники.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Московский проспект. Очерки истории"
Книги похожие на "Московский проспект. Очерки истории" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Аркадий Векслер - Московский проспект. Очерки истории"
Отзывы читателей о книге "Московский проспект. Очерки истории", комментарии и мнения людей о произведении.