Виктория Уколова - «Последний римлянин» Боэций

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "«Последний римлянин» Боэций"
Описание и краткое содержание "«Последний римлянин» Боэций" читать бесплатно онлайн.
Работа посвящена знаменитому римскому философу, поэту и политическому деятелю конца V-начала VI в., сыгравшему исключительную роль в развитии средневековой культуры и в течение многих веков являвшемуся своеобразным эталоном нравственности и высокого служения идее. В книге ярко отражена переломная эпоха, когда рушился античный и рождался средневековый мир, подробно описана драматическая судьба Боэция, охарактеризованы его сочинения, показано его влияние на европейских мыслителей и поэтов эпохи Возрождения и нового времени.
52
А. М. Т. S. Boetii De institutione arithmetica libri duo. I, 1. (Далее: Arithm.).
53
Ibid.
54
Ibid.
55
Ibid.
56
Ibid.
57
Ibid. I, 2.
58
Ibid. I, 1.
59
Ibid.
60
Аристотель. Вторая Аналитика. XXVII, 87а.
61
Arithm. 1,1.
62
Ibid.
63
Ibid.
64
A. M. T. S. Boetii De interpretatione. Red. II. Migne J.-P. Patrologiae latinae cursus completus, series latina. T. 64. Col. 433 ed. (Далее: PL).
65
Васильева Т. В. Афинская школа философии. М., 1985. С. 160.
66
Боэций. Комментарий к Порфирию. I // Средневековье в свидетельствах современников. М., 1984. С. 159. (Перевод «Комментария», теологических трактатов и примечания Т. Ю. Бородай.)
67
См., например: Cons, III, m. 11.
68
Платон. Софист. 253 de.
69
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 19.
70
Так иногда по месту рождения (Стагир) называют Аристотеля.
71
Аристотель. Топика. I, 1.
72
Средневековье в свидетельствах современников. С. 161–162.
73
Там же. С. 209.
74
Там же. С. 177.
75
Аристотель. Физика. 184а. Цит. по: Средневековье в свидетельствах современников. С. 212.
76
Средневековье… С. 180.
77
Там же. С. 184–185.
78
Prantl К. Geschichte der Logik im Abenlande. Bd. 1–2. Leipzig, 1927. Bd. 2. S. 203; Grabmann М. Op. cit. Bd. 1. S. 152–160.
79
Этот аргумент не преминул использовать против Абеляра Бернар из Клерво, впрочем и сам таким же образом погрешивший в своих сочинениях и от этого, быть может, еще яростнее нападавший на своего противника.
80
Стяжкин Н. И. Формирование математической логики. М., 1967; Durr К. The Propositional Logic of Boethius. Amsterdam, 1957; Minio-Paluello L. Les traductions et les commentaires aristoteliciens de Boece // Studia Patristica. В., 1957. N 2.
81
Впрочем, в конце IV — начале V в. законы эти все-таки нарушались, о чем убедительно свидетельствуют, примеры старшего Симмаха и философа Макробия.
82
См.: Уколова В. И. Боэций и христианство// Религии мира. М., 1982
83
Usener Н. Anecdoton Holderi. S. 5.
84
A. M. T. S. Boetii De Trinitate. Praefatio.
85
A. M. T. S. Boetii Contra Eutychen et Nestorium. Praefatio.
86
А. М. Т. S. Boetii Quomodo substantiae in eo quod sint bonae… Praelatio.
87
Eusebii Historia ecclesiastica. Vol. 28//Migne J.-P. Patrologiae cursus completus. Series graeca (PG). T. 20. Col. 516.
88
S. Hieronymi Dialogus contra Luziferuanos, 11//PL. T. 23. Col. 166 ab.
89
Basilii Magni Contra Eunomium. I // PG. T. 29. Col. 515.
90
Несторианство — течение в христианстве, возникшее в Византии в V в. Его сторонники считали, что Христос, будучи рожден человеком, лишь потом обрел божественную природу. Монофиситы же, напротив, абсолютизировали в Христе божественное начало. Оба течения осуждены ортодоксальной церковью как еретические.
91
De Trin // A. М. T. S. Boetii Philosophiae consolationis libri quinque. Acc. atque incertorum Opuscula Sacra, Rec. Peiper. Lipsiae, 1871. Р. 152.
92
De Trin. 2.
93
По Боэцию, рассудок и интеллект — разные ступени мышления, при этом интеллект, как высшая способность к абстрагированию, более совершенен.
94
Ibid.
95
Ibid. 1.
96
Ibid. 5.
97
Quomodo substantiae… 5.
98
Ibid.
99
Rand E. К. Op. cit. P. 135–180; см. также: Grabmann М. Ор. cit. Bd. 1. S. 152.
100
Немецкий исследователь Г. Узенер даже высказывал предположение, что Боэциево «Утешение» лишь переложение некогда утраченного «Протрептика» Аристотеля, однако это было опровергнуто научной критикой.
101
Оно состоит из пяти книг.
102
Cons. I, pr. 1.
103
Ibid. I, pr. 3.
104
Ibid. I, pr. 4.
105
Ibid.
106
Ibid. I, m. 5
107
Вспомним, что и попытка Платона «научить» мудрости тирана потерпела полное поражение.
108
Barret Н. Ор. cit P. 159.
109
Cons. I, pr. 3.
110
Gilson E. History of Christian Philosophy. L., 1972. Р. 102.
111
Cons. V, m. 4.
112
Ibid. IV, m. 1.
113
Ibid.
114
Ibid. V, pr. 4.
115
Ibid.
116
См.: Лосев А. Ф. Творчество Боэция… // Западноевропейская средневековая словесность. С. 25–27.
117
Cons. IV, pr. 5.
118
По Боэцию, это «страдание» — реакция тела на воздействие внешнего объекта, воспринимаемого в чувствах.
119
Ibid.
120
Заостренный стержень из кости, металла или дерева, которым в старину писали на восковых табличках.
121
Ibid. V, m. 2.
122
Ibid. I, m. 2.
123
Patch H.R. The Goddess Fortuna in Medieval Literature. N. Y., 1967. Р. 4.
124
Кудрявцев О. Ф., Уколова В. И. Представления о Фортуне в средние века и в эпоху Возрождения // Взаимосвязь социальных отношений и идеология в средневековой Европе. М., 1983. С. 174–175.
125
Cons. IV, m. 6.
126
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. С. 90.
127
Вспомним, что идеи греха и ответственности за него, божьего суда исключительно важны в христианстве.
128
Cons. III, m. 9.
129
Манихейство — религиозное учение, возникшее в III в. в Персии; для него характерно признание двух субстанциональных начал бытия — добра и зла, непримиримой борьбы света и мрака, материи и духа.
130
Ibid. IV, pr. 6.
131
Ibid.
132
Ibid.
133
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 19. С. 314.
134
S. Augustini De Civitate Dei. XII, 10.
135
Cons. IV, pr. 6.
136
Ibid. V, pr. 2.
137
Ibid. V, pr. 6.
138
S. Augustini Confessiones. XI, 14.
139
S. Augustini De Civitate Dei. XI, 6.
140
Cons. V, pr. 6.
141
Ibid.
142
Ibid.
143
Ibid.
144
Cons. II, m. 8.
145
Данте Алигьери. Божественная комедия. Рай. XXXIII, 145. М.; Л., 1950. С. 426.
146
Cons. IV, pr. 4.
147
Ibid. V, m. 5.
148
Ibid. IV, m. 3.
149
Ibid. II, pr. 5.
150
S. Augustini De Civitate Dei. V, 1.
151
Cons. II, pr. 3.
152
Еврип — пролив между Эвбеей и Беотией, известен стремительностью и непостоянством течения, которые вошли у древних в поговорку.
153
Ibid. II, m. 2.
154
Кудрявцев О. Ф., Уколова В. И. Указ. соч. С. 190.
155
Cons. IV, pr. 6.
156
De inst. arithm. I, 2.
157
Ibid. II, 32.
158
Cons. III, pr. 11.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "«Последний римлянин» Боэций"
Книги похожие на "«Последний римлянин» Боэций" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Виктория Уколова - «Последний римлянин» Боэций"
Отзывы читателей о книге "«Последний римлянин» Боэций", комментарии и мнения людей о произведении.