» » » » Тур Хейердал - В погоне за Одином


Авторские права

Тур Хейердал - В погоне за Одином

Здесь можно скачать бесплатно "Тур Хейердал - В погоне за Одином" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Путешествия и география, издательство Менеджер, год 2008. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Тур Хейердал - В погоне за Одином
Рейтинг:
Название:
В погоне за Одином
Издательство:
Менеджер
Год:
2008
ISBN:
978-5-8346-0328-3
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "В погоне за Одином"

Описание и краткое содержание "В погоне за Одином" читать бесплатно онлайн.



Знаменитый норвежский путешественник Тур Хейердал на этот раз приглашает читателей отправиться в глубины истории, в эпоху Великого переселения народов. И это далекое и такое еще не изученное время на страницах книги оживает во всей своей многогранности.

…Не покорившийся Риму царь Понта Митридат покончил с собой, и это стало огромным потрясением для всего Древнего мира. Не желая становиться римскими подданными, многие свободолюбивые племена устремились кто на Север, кто в степи, кто в Индию и Китай. В Древнем мире не было границ, не сформировались еще нации, но у каждого народа — свои традиции, свои боги… Развиваются ремесла, земледелие, расцветает торговля. Читатель узнает, как возник путь «из варяг в греки», почему в Китае жили светловолосые, голубоглазые люди, что такое «раковинные деньги» с Мальдивов, почему многие сказания кавказских народов так похожи на скандинавские саги, кто такие асы, где проходил Великий шелковый путь.

Рассказ обо всем этом построен в виде беседы Тура Хейердала и его друга — историка и археолога Пера Лиллиестрёма. Внимательно изучив королевские саги скандинавского скальда Снорри Стурлусона, они как бы услышали его подсказку, что его мифы и саги — это прообраз реальности. И поверив Снорри, они не ошиблись. Мифический материал, переплетаясь с реальными историческими фактами, увлекает и волнует.






Пер. А как можно обобщить результаты археологических раскопок?

Тур. Здесь я хотел бы процитировать Сергея Лукьяшко, который был профессиональным руководителем проекта: «Результаты археологических раскопок подтвердили исторические данные, известные из средневековых источников…»

Пер. А Снорри Стурлусона он имеет в виду?

Тур. Нет никаких оснований исключать его, однако Сергей ссылается на известные ему греческие и римские источники. Вот фрагмент из его доклада: «Наши раскопки показали, что в I в. до н. э., до прихода римлян, Азовская возвышенность была заселена народом, который греки называли общим именем „сарматы“, однако, согласно старым хроникам, сами они называли себя асами.

В те времена застройка на возвышенности разделялась на две части оврагом, который впоследствии был засыпан. Такие поселения на вершине двух горок, находящихся рядом, имели преимущества с точки зрения обороны. Они были по берегам Дона обычным явлением. Однако поселение в Азове, очевидно, гораздо старше, чем поселение на западном берегу реки.

Материальная культура коренного населения города оригинальна и определенно связана с соседями в районе Кубани, где жили меоты и сарматы. Это подтверждают многочисленные находки серых полированных мисок и кувшинов из глины, керамических гирь и воронкообразных кадильниц. Большое количество амфор и краснофигурной керамики свидетельствует о тесных контактах с греками. А связи с миром сарматов, обитавших в донских степях, явно прослеживаются в погребальных обрядах и оружии…»

Пер. А Сергей не пояснил более подробно, что значит «результаты археологических раскопок подтвердили исторические данные, известные из средневековых источников»?

Тур. А как же! Он так же, как и ты, указал на то, что если Снорри предполагал уход Одина из земли асов примерно за два поколения до императора Августа, который правил во времена Рождества Христова, то это совпадает с периодом Митридатовых войн. А тогда на Азовской возвышенности жили асы. Остальные возвышенности по берегам дельты Дона еще не были заселены кочевниками, а греческие колонисты жили с греческой стороны этой пограничной реки.

Так получилось, что маленький город-крепость асов на двойной горке к востоку от впадения Дона в Азовское море оказался, на удивление, не затронутым всемирными историческими событиями, разыгрывавшимися в этом регионе, хотя в силу своего удачного расположения он привлекал чужеземных воителей, которые боролись за овладение крепостью начиная со Средневековья и вплоть до нового времени, что, впрочем, способствовало лишь ее усовершенствованию. Сергея, так же как и других местных археологов, очень интересовало, как Митридатовы войны повлияли на переселение народов в районе Азова на протяжении всего периода с Рождества Христова. Я попросил его вкратце изложить свои соображения по этому поводу. Вот что он сказал: «Письменная история Азовского региона начинается примерно за пять столетий до Рождества Христова, т. е. с появления здесь греческих колонистов, которые переправились через Черное море, спасаясь от персидского царя Дария I. В связи с тем что греческие города на черноморском побережье Малой Азии постоянно разрушались персами, греческие колонисты все чаще отправлялись на север и селились на плодородных землях Крымского полуострова и в теперешней Южной России. Через узкий пролив, который они называли Боспором и который сегодня называется Керченским проливом, они проникали в Азовское море. Оно было мелким и с болотистыми берегами, заросшими камышом, и потому его назвали Меотийским болотом. Поскольку воды из реки Дон, которую греки называли Танаис, текли через Меотийское болото, а затем через пролив в Черное море, греки назвали Азовское море „матерью Черного моря“. Население, обитавшее по берегам Меотийского болота, стали называть меотами, чтобы отличать их от кочевников и остальных сарматов, среди которых греки выделили огромное число племен, дав каждому свое название. Для нас самое большое значение для понимания Митридатовых войн имели аорсы и сираки, обитавшие на азиатском берегу Азовского моря. Аорсы, по описаниям греков, жили по берегам дельты Дона, т. е. на Северном Кавказе, а сираки представляли собой объединение племен, живших южнее в направлении к реке Кубань и Южному Кавказу. Аорсы и сираки были заклятыми врагами и постоянно воевали друг с другом, чем и не преминули воспользоваться римляне…»

Пер. Согласно древним источникам, «аорс», «орс», «ос» и «ас» — это различные варианты названий одного и того же народа. Если это так, тогда ясно, что именно аорсы жили в районе Азова. Но кто такие сираки?

Тур. По-моему, сираки — это тот народ, который Снорри называл ванами. Асы и ваны постоянно воевали друг с другом, пока не заключили мир и не обменялись заложниками. Произошло это незадолго до прихода римлян. Сираки, возможно, были предшественниками армянского народа, ведущего своё начало от ванов. Мы ведь знаем, что у асов на Северном Кавказе на протяжении веков складывались довольно непростые отношения со своими южными соседями — армянами.

Теперь мы имеем представление о племенах, обитавших по берегам Азовского моря в период нашествия римской армии: греки — на Крымском полуострове и западном берегу Азовского моря; племена аорсов и сираков — на азиатском берегу и аорсы, или асы, — на Азовской возвышенности. Дон и Азовское море служили естественным барьером на пути кочевых воинственных племен из Азии, которых греки считали варварами.

В подтверждение этому обратимся к тексту Сергея: «На Крымском полуострове три греческие городские общины объединились в царство, которое назвали Боспорским. Это царство в Крыму, имевшее своими соседями асов по другую сторону Азовского моря, вскоре оказалось вовлеченным в большую политику, проводимую римлянами. И именно в этом решающую роль сыграл властолюбивый Митридат VI, больше известный под именем Митридат Евпа́тор. Он был наследником греко-персидского Понтийского царства со столицей в порте Синоп[349] на берегу Черного моря в Малой Азии. Этот царь считал себя правомочным наследником Персидского царства, и в I в. до н. э. он чуть было не лишил римлян их господствующего положения в Древнем мире.

Митридат начал военные походы, послав своего талантливого полководца Диафанта с флотом через Черное море к Крымскому полуострову на помощь сарматским племенам, подвергшимся нападению скифов. Разгромив скифов, победоносное войско Митридата поднялось в горы и начало борьбу против воинственных сарматских племен. В результате царь Пересад, правивший тогда Боспорским царством, решил подчинить свое царство на Крымском полуострове Понтийскому царству в Малой Азии. С тех пор Боспорское царство находилось под властью Понтийского, хотя случались отдельные периоды, когда оно было независимым.

Сам Митридат и большая часть его армии сражались с римлянами на Балканском полуострове. Римское государство было ослаблено внутренними противоречиями, и Митридату почти удалось подчинить себе Грецию. Тогда римский сенат решил направить против армии Митридата Гнея Помпея[350]. Эта война стала последней из трех войн, которые Митридат вел против римлян в период 74–63 гг. до н. э. Помпей разбил Митридата и обратил его в бегство. Митридат укрылся в Синопе. Помпей напал на Синоп, и тогда Митридат бежал по морю и суше в Армению. Однако армянский царь Тигран предал Митридата, и тот решил вернуться на Крымский полуостров, где вассальным государством правил его сын Махар. Митридат бежал из Армении на север и обосновался сначала в городе Диоскурии на азиатской стороне Босфорского пролива…

Важно отметить, что в войнах с римлянами Митридат вступал в союз с предводителями сарматов, обитавших на азиатской стороне Азовского моря, т. е. с коренным населением, которое греки называли варварами. Это были меоты („болотные люди“) или дандарии („прибрежные люди“). Важнейшими из этих могущественных и воинственных племен к югу от восточного берега дельты Дона были асы в районе Азова и их соседи на юге — сираки, которые попеременно становились то заклятыми врагами, то союзниками асов. Среди этих азиатских варваров выделялся один могущественный и удивительный предводитель, которого высоко ценил Митридат и которым восхищались даже его враги. Вот что пишет о нем Плутарх в своих „Сравнительных жизнеописаниях“: „Был в войске Митридата некто Олтак из дандарийских правителей; дандарии — это одно из варварских племен, что живут по берегам Меотиды. Человек этот в бою выказывал незаурядную силу и отвагу, мог подать совет в самых важных делах и к тому же отличался приятным обхождением и услужливостью. И вот этот Олтак постоянно вел ревнивый спор о первенстве с одним из единоплеменных правителей, что и побудило его обещать Митридату совершить великое деяние — убить Лукулла. Царь одобрил этот замысел и для вида несколько раз оскорбил Олтака, чтобы тому легче было разыграть ярость, после чего Олтак на коне перебежал к Лукуллу. Тот принял его с радостью и вскоре, испытав на деле его сметливость и готовность услужить, настолько привязался к нему, что иногда допускал его к своей трапезе и на совещания с военачальниками. Наконец дандарий решил, что благоприятный миг настал. Он велел слугам вывести своего коня за пределы лагеря, а сам в полдень, когда солдаты отдыхали, пошел к палатке полководца, рассчитывая, что никто не помешает ему войти: ведь он уже стал своим человеком, и к тому же он может сказать, что у него важные вести. Он бы и вошел беспрепятственно, если бы Лукулла не спасло то, что стольких полководцев сгубило, — сон“[351].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "В погоне за Одином"

Книги похожие на "В погоне за Одином" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Тур Хейердал

Тур Хейердал - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Тур Хейердал - В погоне за Одином"

Отзывы читателей о книге "В погоне за Одином", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.