Алекс Громов - «Волчьи стаи» во Второй мировой. Легендарные субмарины Третьего рейха

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "«Волчьи стаи» во Второй мировой. Легендарные субмарины Третьего рейха"
Описание и краткое содержание "«Волчьи стаи» во Второй мировой. Легендарные субмарины Третьего рейха" читать бесплатно онлайн.
Издание посвящено истории создания и эволюции подводной армии Германии, в которой был сосредоточен цвет личного состава ВМФ Третьего рейха в период Второй мировой войны. На этих страницах описываются боевые операции и базы «волчьих стай», подготовка офицеров и экипажей, снаряжение и вооружение субмарин и даже книги и фильмы, на которые писателей и режиссеров вдохновили дерзкие рейды немецких подводников.
22 ноября 1941 г. Дёниц получил приказ о переброске всех подводных лодок на Средиземное море и в район западнее Гибралтара, куда из Атлантики переносился центр тяжести боевых действий. Дальние приказы адмирал комментирует следующим образом: «29 ноября 1941 г. штаб руководства войной на море потребовал развернуть на позициях по обе стороны Гибралтарского пролива 15 подводных лодок. Еще 10 лодок должны были находиться на позициях в восточной части Средиземного моря. Постоянное выполнение этого требования означало использование всех боевых подводных лодок на Средиземном море и прекращение боевых действий в Атлантике.
Я был противником такого использования подводных лодок и особенно возражал против развертывания их в районах западнее и восточнее Гибралтарского пролива. В многочисленных устных и письменных докладах, а также радиограммах в адрес штаба руководства войной на море я пытался отстоять свою точку зрения и добиться возвращения в Атлантику подводных лодок, действовавших в районе Гибралтара…
В этой связи считалось неоправданным с оперативной точки зрения постоянное пребывание 15 подводных лодок на позициях в районе Гибралтара. С тактической точки зрения развертывание их там также было неправильным. Район Гибралтара находился под постоянным контролем английской авиации, базировавшейся на расположенной в непосредственной близости от него авиабазе. К тому же английское командование в любую минуту могло выставить по обе стороны от Гибралтарского пролива корабли противолодочной обороны. Следовало также учесть, что после прорыва наших подводных лодок в Средиземное море в конце сентября 1941 г. Англия с целью усиления противолодочной обороны в районе Гибралтара оттянула свои силы из Атлантического океана… Наши подводные лодки, развернутые на позициях в районах западнее и восточнее Гибралтарского пролива, постоянно подвергались опасности и поэтому почти все время находились в подводном положении. Это затрудняло наблюдение за обстановкой и привело соответственно к сокращению числа обнаруженных кораблей противника. За весь период пребывания на позициях лодки фактически так и не установили, где проходили коммуникации, по которым суда противника следовали с запада на восток. Находясь большую часть времени в подводном положении и будучи „привязанными“ к своим позициям, подводные лодки вынуждены были ждать, когда судно противника случайно наткнется на одну из них, — только тогда могла идти речь об атаке. Кроме того, появились потери. Если первые 4 подводные лодки, совершившие прорыв через Гибралтарский пролив, потерь не понесли, то из состава второй группы 1 лодка погибла. В результате усиления противолодочной обороны противника в дальнейшем погибли еще 3 подводные лодки, а 5 были тяжело повреждены авиационными противолодочными бомбами при попытке прорваться в Средиземное море. Это вынудило их вернуться в базу на побережье Бискайского залива. Итак, 33 % боевых подводных лодок было выведено из строя».
Проблема для лодок заключалась в том, что сильное поверхностное течение Гибралтарского пролива облегчает проникновение подводных лодок в Средиземное море, но препятствует в случае движения субмарин из Средиземного моря в Атлантический океан. Учитывая сильную противолодочную оборону союзников, субмарины могли двигаться в надводном положении только ночью (но одной ночи им бы не хватило), а в подводном положении стремительное течение выталкивало их обратно в Средиземное море.
Поэтому немецкие подлодки, попавшие в Гибралтарскую мышеловку, понесли такие большие потери. Выводы Дёница об этой не слишком удачной операции гласили: «Господство на коммуникациях, идущих в Северную Африку, прежде всего было вопросом нашего господства в воздухе, которого можно было достигнуть лишь путем ликвидации английских баз на Мальте. Поэтому перевод подводных лодок на Средиземное море следовало максимально ограничить. По моему мнению, ничем нельзя было возместить полное обнажение позиций в Атлантике и приостановку боевых действий в этом районе на семь недель… Массированное использование подводных лодок в районе Гибралтара весьма неблагоприятно отразилось на подводной войне против США, которую мы развернули в начале 1942 г.».
В начале 1942 г. войска союзников высадились в Северной Африке. Одной из целей был захват контроля над более коротким путем через Средиземное море вместо длинного маршрута вокруг мыса Доброй Надежды. В ответ немецкое командование 10 ноября 1942 г. оккупировало Тунис, что затрудняло для союзников не только путь через Средиземное море, но и не давало возможности нанести из Северной Африки удар по слабо обороняемому южному флангу Европы.
После свержения дуче, невзирая на данное Гитлеру обещание продолжать войну, 3 сентября 1943 г. новое правительство Италии тайно подписало соглашение о перемирии с союзниками.[35] Через пять дней суда итальянского флота покинули порты Специя, Таранто и Триест для интернирования на Мальте (согласно условиям перемирия). На Средиземном море Кригсмарине не располагала силами, которые могли бы помешать итальянскому флоту соединиться с военно-морскими силами союзников. 13 октября итальянское правительство заявило, что находится в состоянии войны с Германией. На кораблях, оставшихся на контролируемой немцами территории (бывших итальянских и французских миноносцах, сторожевых кораблях и тральщиках), прежние команды заменялись немецкими.
Дёниц так описывает непростую ситуацию с субмаринами и изменение условий в море и на суше: «В 1943 и 1944 гг. согласно моему приказу на Средиземное море вновь были направлены германские подводные лодки. Но тем временем, с одной стороны, изменились условия ведения боевых действий в Атлантическом океане и выяснилось, что время для решающих успехов в битве за тоннаж прошло; с другой стороны, теперь, в отличие от 1941 г., в опасности был не только африканский форпост — самой „крепости Европа“ угрожала высадка десанта с юга (в Сицилии и Италии). Перед лицом такой серьезной опасности германский флот должен был сделать со своей стороны все, чтобы помочь обороне Италии.
В узких водах Средиземного моря противник мог охранять свои морские коммуникации силами авиации. Суда, направлявшиеся из Суэцкого канала и Александрии в Тобрук и на остров Мальта и из Гибралтара в Северную Африку и на остров Мальта, всегда проходили в непосредственной близости от берега. Поэтому охранять судоходство с берега было легко. Подводным лодкам на Средиземном море пришлось ввиду этого с самого начала вести борьбу против мощной противолодочной обороны противника. Из-за хорошей погоды волнения на море не наблюдалось. Это облегчало противнику обнаружение лодок и преследование их, а лодкам затрудняло внезапные атаки.
В 1942 г. германские лодки до июня действовали главным образом в восточной части Средиземного моря. Здесь вдоль африканского берега проходили пути подвоза снабжения из Александрии для 8-й английской армии. В течение первого полугодия U-565 потопила английский крейсер „Наяда“, а U-205 — крейсер „Гермиона“. Были потоплены также британская плавбаза субмарин „Медвей“ („Medwey“), авианосец „Игл“ (лодкой U-73), 5 эскадренных миноносцев и 12 транспортов или танкеров.
С июля по октябрь 1942 г. подводные лодки действовали в западной части Средиземного моря и атаковали шедшие на Мальту конвои, так как после продвижения Роммеля до Эль-Аламейна в восточной части Средиземного моря снабжение английских войск морским путем прекратилось.
В ноябре и декабре 1942 г. подводные лодки были направлены для борьбы с английскими десантными войсками, доставлявшимися в Алжир и Оран. Здесь удалось потопить 6 транспортов общим тоннажем 66 000 брт и 4 эскадренных миноносца.
В 1943 и 1944 гг. германские подводные лодки действовали на путях подвоза противника в североафриканские порты и на морских коммуникациях Сицилии и Южной Италии. Были потоплены 2 английских крейсера — „Пенелопа“ (U-410) и „Уэлшмэн“ (U-617) — и примерно 30 транспортов.
С моей точки зрения, успехи германских подводных сил на Средиземном море являлись максимумом того, чего можно было добиться в условиях имевшейся там противолодочной обороны. Однако по сравнению с успехами в Атлантическом океане вплоть до 1943 г. число потопленных судов на Средиземном море было незначительным, а потери в подводных лодках — высокими.
Из 62 подводных лодок, направленных на Средиземное море начиная с 1941 г., 48 погибли в боях с противником. Из-за того что подводные лодки не имели в портах защитных укрытий, 11 подводных лодок были выведены из строя в базах бомбардировщиками противника».
Глава 7
ЛОДКИ ПРОТИВ ЛОДОК
Ни одна морская держава, в том числе и Великобритания, имевшая значительный опыт успешного боевого использования подлодок для борьбы с субмаринами противника, не готовила в предвоенный период свои подводные силы для решения противолодочных задач. К началу Второй мировой войны ни в одном флоте мира противолодочных подводных лодок не значилось.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "«Волчьи стаи» во Второй мировой. Легендарные субмарины Третьего рейха"
Книги похожие на "«Волчьи стаи» во Второй мировой. Легендарные субмарины Третьего рейха" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Алекс Громов - «Волчьи стаи» во Второй мировой. Легендарные субмарины Третьего рейха"
Отзывы читателей о книге "«Волчьи стаи» во Второй мировой. Легендарные субмарины Третьего рейха", комментарии и мнения людей о произведении.