Алекс Громов - «Волчьи стаи» во Второй мировой. Легендарные субмарины Третьего рейха

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "«Волчьи стаи» во Второй мировой. Легендарные субмарины Третьего рейха"
Описание и краткое содержание "«Волчьи стаи» во Второй мировой. Легендарные субмарины Третьего рейха" читать бесплатно онлайн.
Издание посвящено истории создания и эволюции подводной армии Германии, в которой был сосредоточен цвет личного состава ВМФ Третьего рейха в период Второй мировой войны. На этих страницах описываются боевые операции и базы «волчьих стай», подготовка офицеров и экипажей, снаряжение и вооружение субмарин и даже книги и фильмы, на которые писателей и режиссеров вдохновили дерзкие рейды немецких подводников.
7 декабря 1941 г. Япония неожиданно напала на американскую военно-морскую базу в Перл-Харборе, оправдывая свои действия ссылками на американское эмбарго. На следующий же день США объявили войну Японии. В ответ на это 11 декабря Германия и Италия объявили войну США.
Стоит отметить, что командование Кригсмарине заранее не было информировано японцами о предстоящем нападении последних на бухту, и поэтому к началу «Гавайской операции» в американских водах не было ни одной германской субмарины. Только спустя два дня подводный флот Третьего рейха получил сообщение о снятии всех прежних ограничений на ведение боевых действий против американских судов.
Гитлер не желал мириться с военными акциями флота США, направленными против германских подводных лодок в Атлантике: «Американские министры неоднократно хвастались, уничтожая немецкие подводные лодки преступным способом». Однако фюрер сильно переоценил военную (в том числе и морскую) мощь Японии…
Подводные лодки у американского побережья представляли реальную опасность для конвоев. Так, по словам Дёница, «именно здесь торговые суда, включая направляющиеся в канадские порты, такие как Галифакс и Сидни, а также на полуостров Новая Шотландия, где формировались конвои, следовали независимо. Флоты Англии и США, конечно, тесно сотрудничали, и между ними был налажен постоянный обмен информацией. В таких обстоятельствах вряд ли можно было рассчитывать на полное отсутствие в американских водах противолодочных заграждений — что-то, безусловно, было. Но скорее всего, они были не повсеместно и являлись не слишком эффективными, да и практический опыт охоты за подводными лодками у американцев пока отсутствовал. Как бы то ни было, мы ожидали, что в американских водах нас ждут условия не менее благоприятные, чем существовавшие годом или двумя ранее в британских водах.
Понятно, что рано или поздно ситуация изменится. Когда наши лодки появятся в Западной Атлантике, американцы усилят защиту и достаточно быстро приобретут опыт борьбы. Суда перестанут выходить в море в одиночку, будет введена конвойная система. Именно поэтому было так важно воспользоваться благоприятной ситуацией и извлечь из нее как можно больше выгоды, пока не поздно.
К тому же мы получили свободу действий на ведение подводной войны в американских водах. На бескрайних океанских просторах, ставших теперь зоной боевых действий, существовало великое множество торговых путей, пересекающихся в определенных узловых пунктах, которые мы теперь могли атаковать. Являясь атакующей стороной, мы обладали инициативой, а оперативно перенося тяжесть удара из одного места в другое, имели возможность застать врага врасплох и с максимальной выгодой для себя использовать эффект внезапности. Американцы не могли обеспечить постоянную защиту всех без исключения точек пересечения морских путей, поэтому они будут вынуждены преследовать нас. Так мы вынудим противника распылить свои оборонительные силы.
Таким образом, принципы ведения подводной войны остались неизменными и хорошо вписывались в условия нового театра военных действий. Нашей основной целью было потопить как можно большее количество судов, соблюдая при этом режим экономии. Иными словами, количество потопленного тоннажа, приходящееся на каждую подводную лодку в море в сутки, следовало поддерживать на наивысшем уровне. Для этого нам следовало внимательно следить, чтобы подлодки не направлялись в отдаленные районы, если, учитывая большие потери времени на переход до оперативной зоны и обратно, шансы на успех там не являлись значительно более высокими, чем в близлежащих районах. Естественно, что для этого было чрезвычайно важно получать своевременную и точную информацию относительно районов наибольшей концентрации судов противника и уязвимых мест в его обороне. Мы не могли позволить себе ввязаться в атаку, обреченную на провал. Но в девственных водах Америки мы ожидали большого успеха, который с лихвой компенсировал бы затраты времени на долгий переход».
Высадка диверсантов
Война рано или поздно должна была перекинуться с прибрежных вод на территорию США. По крайней мере, так считали в ставке Гитлера, где разрабатывались планы диверсий на важнейших американских промышленных объектах. Немецкие лодки подходили к американскому побережью, дежурили у выхода из портов, а порой и высаживали на берег шпионов и диверсионные группы.
25 апреля 1942 г. субмарина U-213 под командованием 28-летнего обер-лейтенанта Амелунга фон Варендорфа покинула базу в Лорьяне (Франция) и взяла курс на запад.
Около трех недель спустя U-213 подошла к Сент-Джонсу (Ньюфаундленд), где высадила на берег лейтенанта Кригсмарине Лангбейна, который должен был проследить за выходом конвоев из Галифакса. Лангбейн поселился в Оттаве под именем Альфреда Хаскинса. О его шпионской деятельности ничего не известно — даже канадские власти, которым он сдался, когда стало очевидно, что война идет к концу, не нашли основания для предания его суду.
В июне 1942 г. немцы провели операцию «Пасториус» — целью ее была организация диверсий на транспортных коммуникациях и предприятиях США. Две группы агентов, прошедших обучение в школе абвера, были доставлены на территорию Соединенных Штатов.
Группа Эдварда Керлинга покинула Брест 25 мая 1942 г. на лодке U-584 (командир — капитан-лейтенант Йоахим Деке), которая должна была высадить агентов на побережье Флориды. Группа Джона Даша отплыла на следующий день на U-202 (командир — капитан-лейтенант Ханс Хейнц Линднер), которая должна была доставить диверсантов на южный берег Лонг-Айленда.
Группа Даша высадилась в назначенном месте, и их тут же заметил пляжный охранник, который поднял тревогу. Примчавшийся военный патруль успел разглядеть отплывавшую подлодку. К делу подключилось ФБР. Но федералам не пришлось особо искать немцев: 15 июня Даш сдался сам и выдал остальных агентов, включая группу Керлинга. Все они по особому распоряжению президента Рузвельта были преданы суду военного трибунала, приговорены к смерти и казнены. Уцелели только Даш, которому дали 30 лет, и его напарник Бургер, приговоренный к пожизненному заключению. Двух шпионов помиловал президент Трумэн в 1948 г.
30 сентября 1943 г. подлодка U-537 (командир — капитан-лейтенант Питер Шреве) вышла из Бергена, получив задание установить автоматическую метеостанцию на побережье полуострова Лабрадор. 22 октября лодка достигла залива Мартина в северной части Лабрадора. Станция была установлена на одном из прибрежных холмов, после чего лодка отправилась в обратный путь, завершив его в Лорьяне 8 декабря. Но метеостанция нормально проработала всего несколько дней — потом американцы засекли частоту и включили «глушилку».
Вторая попытка наладить работу автоматической метеостанции была предпринята в 1944 г., но U-867 под командованием капитан-лейтенанта Мюлендаля не добралась до Лабрадора: вскоре после выхода из Бергена ее потопил английский самолет.
Последний раз агентов на американскую землю пыталась высадить лодка U-1230 под командованием капитан-лейтенанта Ханса Хильбига. Субмарина отплыла в Америку из Киля 26 сентября 1944 г. с заходом в Норвегию. Добравшись до побережья штата Мэн 29 ноября, подводники переправили на берег двух агентов — Уильяма К. Колпауга и Эриха Гимпеля. После лодка отправилась в сторону Галифакса. А Колпауг и Гимпель побрели по снежной целине в поисках дороги. Их заметил подросток — сын помощника шерифа. Тут же дали знать в ФБР, а там уже были в курсе, что надо ждать «гостей» — благодаря захвату «Энигмы» и расшифровке переговоров лодок. Дальнейшая судьба агентов похожа на историю первых двух групп: Колпауг сдался и помог арестовать Гимпеля. Оба были приговорены к смерти, но Трумэн смягчил приговор.
«Золотая фаза»
Командир подводной лодки Герберт Вернер писал в своих воспоминаниях, изданных под названием «Стальные гробы» (предисловие американского военно-морского офицера Эдварда Л. Бича): «В мае 1941 г., когда я принял участие в первом из своих сражений на подлодке, наши атаки на морские конвои, как правило, приносили успех. Контрмеры союзников — радиолокаторы, наблюдение с воздуха, новые типы эсминцев и корабли сопровождения — находились еще в зачаточном состоянии и не представляли серьезной угрозы нашим рейдерам. Ситуацию не изменило и подкрепление британского флота 50 эсминцами США на основе англо-американского соглашения по ленд-лизу. К концу 1941 г. наше стремление к окончательной победе, казалось, было близко к осуществлению: потери союзников в этом году достигли 750 транспортных судов общим тоннажем в 3 миллиона тонн.
…Вскоре после того, как в войну вступили США, наши подводные лодки распространили свои боевые операции на прибрежные воды восточного побережья Америки. Их рейды там производили опустошающий эффект. В течение первых шести месяцев войны против США мы потопили 495 судов общим тоннажем в 2,5 миллиона тонн. Помимо патрулирования в районах охоты за конвоями в Северной Атлантике и Карибском море, немецкие подводные лодки рыскали в Южной Атлантике, Средиземноморье, в Черном море, некоторые из них проникали даже в Тихий океан. В 1942 г., наиболее успешном в истории немецкого подводного флота, было потоплено более 1200 судов союзников общим тоннажем в 7 миллионов тонн.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "«Волчьи стаи» во Второй мировой. Легендарные субмарины Третьего рейха"
Книги похожие на "«Волчьи стаи» во Второй мировой. Легендарные субмарины Третьего рейха" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Алекс Громов - «Волчьи стаи» во Второй мировой. Легендарные субмарины Третьего рейха"
Отзывы читателей о книге "«Волчьи стаи» во Второй мировой. Легендарные субмарины Третьего рейха", комментарии и мнения людей о произведении.