Газета Завтра Газета - Газета Завтра 494 (19 2003)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Газета Завтра 494 (19 2003)"
Описание и краткое содержание "Газета Завтра 494 (19 2003)" читать бесплатно онлайн.
МОСКОВСКАЯ ОБЩИНА
Андрей Венгеров
13 мая 2003 0
20(495)
Date: 13-05-2003
Author: Андрей Венгеров
МОСКОВСКАЯ ОБЩИНА
Не едиными демонстрациями и митингами, слияниями и учреждениями банков, тусовками и концертами, базарами и супермаркетами живет Москва. В ней идет невидимое глазу напряженное самодеятельное выстраивание районных общин, толчком к которому стали вовсе не стихийные отряды самообороны, появившиеся после взрыва жилых домов, а силы, постоянно действующие в народе.
Энергии самосохранения московского простого люда, девяносто пять процентов которого являются русскими, естественным образом окуклились в общину. Наблюдая подобные процессы в деревне, где община так или иначе всегда скрепляла социум, относишь их к вещам само собой разумеющимся. В современной Москве подобные образования несут черты некоей экзотичности. Но это только на первый взгляд. Повнимательнее присмотревшись к людям, составившим, к примеру, общину "Ростокино", что на северо-восточной дуге окружной железной дороги, к глубокому своему удовлетворению находишь в них самих и в их делах исконные черты народной жизни. Попутно обнаруживая в самой географии черты опять же деревенские. Сто лет назад здесь мирно жили крестьяне двух сел — Леоново и Ростокино, рабочие фабрик — всего около пяти тысяч. Теперь 28 тысяч все тех же фабричных людей. Убыло в вологодских, ярославских деревнях — прибыло в московском Ростокино.
Общине уже тринадцать лет, она из советских времен, пережила смуту, и теперь, можно сказать, расцвела, опекаемая управой и лично главой Петром Поволоцким, священниками местной церкви Ризоположения и особенно настоятелем отцом Михаилом. Депутат Мосгордумы Иван Новицкий и его помощник Светлана Сугакова тоже могут считать общину своим детищем. Да что там, сама ( сейчас последует длинный титул) глава Императорского дома ее Императорское высочество государыня великая княгиня Мария Владимировна и Его Императорское высочество государь наследник цесаревич великий князь Георгий Михайлович посредством фонда "Держава", в котором они состоят учредителями и председателями попечительского совета, приложили свою монаршею руку к усовершенствованию общины. Фонд "Держава" не просто почтил вниманием общину, а подарил ей пианино. И первая музыкальная пьеса, прозвучавшая на этом инструменте, была посвящена 85-летию со дня убиения царевича Алексея. Такой получился ответный жест со стороны молодого ростокинского композитора.
Императорская, монархистская тема, может быть, и заглавная в симфонии общинной жизни, но не единственная. Председатель общины Лидия Сергеевна Попова несет на своих плечах массу самых разных забот. Если прибегнуть к цифрам, то самая "говорящая" будет такая: только в прошлом году в общине получили ту или иную помощь более 9000 человек. Это из двадцати восьми тысяч. Каждый третий!
С Проспекта Мира я сворачиваю сразу за Яузой в виду знаменитого акведука, постройки екатерининских времен, когда воду из Мытищ по системе каналов направляли в первопрестольную. Замечательный памятник истории процветания Москвы в достославных временах. Въезжаю в квартал пятиэтажек на улице Малахитовой — та самая улочка московская, о которой тоже хочется сложить песенку. Вхожу в большой зал на первом этаже — первое мое посещение пришлось на чистый четверг. Сосновые полированные столы, поставленные вдоль стен, ломились от куличей и прочей пасхальной снеди. Бабушки, пожилые женщины получали скромные, но такие необходимые в их нелегкой жизни дары. Дело поставлено всерьез. У бабушек спрашивают фамилию, адрес, заставляют расписаться.
В углу на вешалках демонстрируются недорогие наряды, вязаные вещи, украшения из бисера — все по доступной цене. В другом углу, можно сказать в красном, настройщик подкручивает своими длинными никелированными ключами винты в "императорском" пианино — концерт скоро. Лидия Сергеевна твердо и строго командует своим "активом". От нее я узнаю, что община организована с целью самостоятельного решения вопросов местного значения, касающихся жителей района. Тогда, в девяностые годы, в Москве было создано много таких общин, но выжили единицы. Ростокинцы оказались жизненно заинтересованы в такой организации. Да и "начальство" было на высоте — об этом я узнаю уже от бабушек с узелками пасхальных гостинцев, хором нахваливающих Лидию Сергеевну.
Постоянно проводятся здесь выставки-ярмарки. Зал общины часто становится торговым центром для продукции, изготовленной самими жителями. Люди, в возрасте от 8 до 80 лет, несут сюда на ярмарку изделия своих рук. Возвращаются домой с выручкой. Используют и помещения Нового драматического театра, устраивают выставки там.
В сэкондхэнде общины "Ростокино" тоже вещи не из Германии и Польши — а свои, поношенные, но еще годные для носки. В общинном сэкондхэнде можно найти и совсем недорогие, с пенсии можно купить, телевизоры и пылесосы, книги и посуду.
Бок о бок с общиной действует и районная организация инвалидов. В магазинах "Ростокино" установили специальные ящики для сбора помощи больным людям. На собранные деньги закупили витамины для детей с ослабленным здоровьем. Ну а здоровые и благополучные парни и девушки приходят сюда, как в свой клуб: пьют чай, знакомятся, танцуют. Частый гость в общине — районный военком. Здесь, в уютном и просторном зале, ему сподручнее всего общаться с призывниками и их родителями.
В общем, за тринадцать лет не было недели, чтобы в общине не произошло какое-нибудь важное и полезное событие.
Без преувеличения — община стала центром общественно-социальной жизни района. В газете "Ростокинская панорама", выходящей весьма солидным для изданий подобного рода тиражом в 13 тысяч экземпляров ( получает каждый второй ростокинец), из номера в номер публикуются заметки из жизни общины, если перелистать все номера, то получится своеобразная летопись.
В следующий раз я пришел в общину на третий день Пасхи.
Экран телевизора закрывала икона Божией матери. Столы, сервированные на семьдесят человек, сияли золочеными и посеребренными яйцами, пестрели обертками конфет. Пахло праздничной выпечкой. Нарядные ростокинцы приглушенно переговаривались в ожидании отца Михаила. Он, всегда деятельный, энергичный, стремительно вошел и с ходу заговорил о прекрасном празднике воскресения Господня. Истово откликались ему и желанно крестились.
Его усадили во главу торжества, и тут было объявлено о той самой премьере новой песни, которую суждено было исполнить под аккомпанемент на "царском" пианино совсем юному композитору-ростокинцу, но уже имеющему звание Дипломанта муждународного конкурса композиторов. Мальчик с длинными вьющимися волосами, одетый в торжественную темно-синюю тройку с непременной бабочкой на шее, в которой он чувствовал себя очень уверенно, сел за пианино и произнес слова посвящения:
— Светлой памяти убиенного в 1918 году царевича Алексея.
А сам царевич Алексей, тоже бывший мальчиком в свои трагические времена, глядел в зал с портрета-иконы, где он был изображен в военной форме с портупеей и с крестом в руке. Глядел кротко и мудро, совсем не помня зла. Момент окончательного примирения русских людей, по крайней мере тех, кто сидел в этом зале, как момент истины, настал после первых же слов песни-реквиема в форме колыбельной.
— Спи, красавец — царский сын,
Ты у батюшки один.
Пожалей ты мать свою
Баю-баюшки, баю.
Как оказалось потом, после пояснений исполнителя, эти четыре первых строки были взяты автором слов из настоящей колыбельной, певшейся когда-то царевичу Алексею. Далее колыбельная сжималась драматизмом страшных предчувствий мальчика накануне расстрела его семьи, приобретала качество вопля, причета. И заканчивалась опять же миролюбиво.
— Спи, красавец царский сын,
Ты у всей Руси один,
Не серчай на мать свою,
Баю-баюшки, баю.
После чего, скинув пиджак и выпростав лохматую голову из бабочки, мальчишка-композитор вышел посередь зала к микрофону и к радости всех собравшихся сильным грудным голосом спел еще две свои песни — уже в современных ритмах и тематике.
Вот и еще одним событием пополнилась летопись общины. Еще одному жителю окраинного московского района она помогла в жизни. Я слышал, как мальчика — сочинителя и певца приглашали выступить 1 июня в День защиты детей и свести с представителями фонда "Держава". Говорили:
— Надо поддержать артиста!
Потом уже хором в семьдесят голосов грянули "общинники" русские-советские песни.
Праздник разгорался.
Ясным весенним вечером я шел к метро вдоль Яузы. Краснокирпичные корпуса старинных фабрик высились по берегам. Яуза здесь в последние годы из сточной канавы чудесным образом превратилась в ту самую речку из песни, в которой "плыла — качалась лодочка". В преображении, конечно, были задействованы и силы помимо общины, но дух устроительства жизни на "вверенной территории" был все тот же: Москва — наш, русский город, нам здесь жить, нам его и восстанавливать после лихой годины.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Газета Завтра 494 (19 2003)"
Книги похожие на "Газета Завтра 494 (19 2003)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Газета Завтра Газета - Газета Завтра 494 (19 2003)"
Отзывы читателей о книге "Газета Завтра 494 (19 2003)", комментарии и мнения людей о произведении.