» » » » Елена Успенская - Раджпуты. Рыцари средневековой Индии


Авторские права

Елена Успенская - Раджпуты. Рыцари средневековой Индии

Здесь можно скачать бесплатно "Елена Успенская - Раджпуты. Рыцари средневековой Индии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Евразия, год 2000. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Успенская - Раджпуты. Рыцари средневековой Индии
Рейтинг:
Название:
Раджпуты. Рыцари средневековой Индии
Издательство:
Евразия
Жанр:
Год:
2000
ISBN:
5-8071-0050-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии"

Описание и краткое содержание "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии" читать бесплатно онлайн.



Исследование Е. Н. Успенской посвящено этно-кастовой общности раджпутов, считавшихся в средневековой Индии наследниками ведической касты кшатриев. Во временных рамках с V до XVII века перед нами предстает история прихода завоевателей, принятия ими индуизма и включения в кастовую систему Индии. Значительное место уделено культурной истории раджпутов: литературе, живописи, архитектуре и военному делу, равно как обычаям и нравам повседневной жизни. Увлекательный и прозрачный язык повествования, большое количество интереснейших иллюстраций способны доставить удовольствие читателю.






Кишангарх. Кишангарх — молодое, с 1609 г., раджпутское княжество, правящая династия — Ратхоры, расположено рядом с Аджмером, где влияние мусульманской и могольской культуры всегда со времени появления их в Индии было сильным и прочным. Особенно расцвело искусство живописи в середине XVIII в. и связано с именем художника Нихаль Чанда. Характерные черты — на фоне чудесных пейзажей с архитектурой и крошечными людьми, процессиями, всадниками — разворачивается основной сюжет с главными героями. Пропорции и многое остальное нарушены, но художественное впечатление очень сильное — яркие краски, точные и тонкие детали, портреты и настроения способствуют этому. Правители Кишангарха были почитатели Кришны, и относились к секте «пушти-марг», направлению кришнаитского бхакти, связанному с именем Валлабхачарьи. Сюжеты живописи Кишангарха во многом объясняются этим обстоятельством.

В предгорьях Гималаев, где были расположены раджпутские горные княжества — числом 38 в некоторые моменты истории, но всегда не менее 22, традиция живописной миниатюры Могольского периода получила дальнейшее развитие. Эти княжества имеют много общего в исторической судьбе раннего, домогольского периода, с раджпутскими равнинными княжествами, а в могольский период они были тесно связаны с Моголами. Традиционная культура горных раджпутов наиболее близка именно раджпутской — среди всех народов Северной Индии эта этническая группа стоит к раджпутам ближе всех.

Здесь особая природа — горы и долины, в которых и расположены поселения; изолированные долины, по существу, и составляют территорию каждого отдельного горного княжества. Даже соседние на карте княжества практически не могут общаться между собой без проблем — горные перевалы закрыты большую часть года, и проходы возможны только в определенных местах. Здесь наблюдается большое разнообразие этнических и языковых групп — в пределах одной этнической общности «пахари», т. е. «горцы». Природа здесь суровая, но очень красивая. Неудивительно, что на картинах горной школы природа играет главную роль, и считается, что именно эта школа дает образцы пейзажной живописи в исконно индийском стиле. Расцвет горных школ раджпутской миниатюры приходится на вторую половину XVII и особенно XVIII вв.

Басоли — теперь небольшой городок на территории Джамму, а некогда известное княжество, процветавшее на местном торговом пути и связанное с производством кашмирских шалей. Живопись Басоли отличается особой экспрессией фигур, что выражается и в их позах, и в искажении пропорций, даже в размере глаз — неправдоподобно больших. Та же несоразмерность заметна в деталях архитектуры. Но яркие краски и тонко прописанные детали делают эти миниатюры чарующими. Исследователи пишут, что на миниатюрах горной школы иногда даже бывают приклеены сверкающие всеми цветами радуги крылышки жуков — в тех местах, где изображены, например, яхонтовые и изумрудные ожерелья. Ничего этого нет в Могольской школе. Все это говорит о древности самой художественной традиции горных княжеств и о единстве этого оригинального стиля с собственно раджастханским. Этот стиль, уходящий корнями в глубокую древность, наиболее полно и ярко проявился в искусстве настенной живописи и раскрашивания тканей в наиболее удаленных и наименее связанных с могольским двором княжествах Раджастхана.

Для живописи пахари характерно частое обращение к сюжету поэм Рамаяна и Гита Говинда. Гита Говинда, поэма XII в., сочиненная Джаядевом, воспевает похождения Кришны и его пастушек-гопи во Вриндаване. Кришнаитская тематика в школе пахари представлена гораздо шире, чем в раджастханской.

Другое очень известное направление школы пахари связано с княжеством Гулер. Оно особенно знаменито тем, что здесь работало в течение нескольких поколений целое семейство талантливых художников, самыми выдающимися из которых были братья Манаку и Нэнсукх и их отец Пандит Сиу. Потомки семьи служили художниками при дворах практически всех правителей горных княжеств в конце XVIII–XIX вв. Это привело на определенном этапе развития к эффекту сходства всех школ пахарской миниатюры, т. к. в своей семье живописцы получали одно художественное воспитание и впитывали одни традиции.

Горная миниатюра школы Кангра названа по крупному и влиятельному горному раджпутскому княжеству. Здесь существует поговорка «Кто владеет Кангрой, владеет всеми нашими горами». Напряженная и неспокойная обстановка XVIII в. на равнинах Северной Индии, когда и сикхи, и маратхи, и афганцы наступали на слабеющую Могольскую империю, привела к тому, что торговые пути Дели-Кашмир перешли в горы, и горные княжества процветали и обогащались. Особенно благоприятной была обстановка в начале правления Сансар Чанда (1775–1823), и это был период расцвета местного искусства миниатюры. Характерные образцы живописи школы Кангра изображают божественных и вполне земных персонажей на фоне природы, среди гор, роскошных горных видов, причем запечатлена даже погода. Много портретов правителей. Особенно популярными были вишнуитские темы. Отмечают также редкое многообразие и богатство красок, яркость и чистоту цвета.

Нурпур. Старинный форт Дхамери, княжество с большими традициями. Рассказывают, что назван он так в честь императрицы Нур Джахан, властной супруги Джахангира в честь ее визита сюда. Место ей настолько понравилось, что она хотела построить здесь летнюю резиденцию. Женщина большого ума и феноменального характера, она оказывала большое влияние на дела в государстве во второй период правления Джахангира. Правитель княжества Джагат Сингх был крупным могольским военачальником при Джахангире. Он быстро сообразил, чем может грозить ему лично такое соседство, и сумел напугать Нур Джахан, объяснив ей, что все местные жители заболевают уродующим красоту увеличением щитовидной железы — зобом. Та сразу уехала. Но имя осталось до сих пор. Горные раджи были прекрасными и выносливыми воинами, которые умели совершать длительные походы в труднодоступные места, такие, как горный Бадахшан, который они и завоевали на какое-то время для Моголов. Джагат Сингх построил неприступную крепость Тарагарх, стоящую на утесе, которую нельзя было взять приступом, но Шах Джахан смог уморить голодом его защитников после трехлетней осады. Вот в таком героическом месте сложилась романтическая живопись школы Нурпур, испытавшая более сильное, чем все остальные горные школы, влияние Могольской школы.

Чамба. Особенно знаменита своими фресками и оригинальным искусством вышивки румалов — платков для заворачивания книг и подарков. Для румалов использовалась тонкая хлопчатобумажная ткань ручной работы. Плат чаще всего квадратный, реже прямоугольный, со стороной от полуметра до метра, изредка встречаются двухметровые румалы. Румал вышивается в стиле, который не оставляет сомнений в родстве этого искусства и живописи пахари. Это проявляется и в стиле, и в сюжетах. Сначала художник рисовал набросок, а потом придворные дамы вышивали картину на ткани шелком, в технике двухсторонней глади, так что рисунок получался на обе стороны. Украшения на персонажах вышиваются серебряной ниткой. Чамба знаменита и своими настенными фресками. Дома здесь каменные только на первом этаже, деревянные — на втором и выше. Но дома по стилю очень напоминают раджастханские хавели — с балконами и галереями, богато отделанные деревянной резьбой. Изнутри жилые дома и храмы расписаны фресками.

Имеет смысл рассказать о традиционных сюжетах раджпутской живописи. Эти характерные темы и сюжеты можно отнести к нескольким основным группам — так, как это делают индийские авторы.

Первый из них можно назвать «женские типы». В Индии существует своеобразная теория любовных взаимоотношений. Она изучается всеми заинтересованными лицами на примере символической «возлюбленной пары», которых называют Наика и Наяк, причем Наика в этой паре «главная». Наику и Наяка связывает любовь. Этих пар и ситуаций вырисовывается множество, но герои всегда называются одинаково. Причем акцентируется женский образ. Написано множество произведений на эту вечную тему. Самые известные и чаще всего иллюстрируемые — «Раса Манджари» — санскритский текст XV в., автор Бхану Датта, и «Расика Прия», произведение на хинди Кешав Даса, придворного поэта правителя раджпутского княжества в Орчха, написанное в 1591 г. Существуют живописные серии на тему «Расика Прия» и «Раса Манджари». Сочинение Кешав Даса пользуется особенно большой популярностью у раджпутов. Автор выделяет около 360 типов женщин в зависимости от физиологии, возраста, поведения, темперамента. Они входят в четыре главные группы: Падмини, Чхитрини, Самкхини, Хастини — в зависимости от конституции. Возрастные категории: до шестнадцати лет — Бала, до тридцати — Таруни, до пятидесяти пяти — Праудха и старше пятидесяти пяти — Вриддха. Проведена классификация по времени и месту свидания: на празднике, в лесу, в пустом доме, в пруду, ночью. Все это на картинах изображается символически, так, что все всем понятно — в жестах, деталях обстановки, всем видом героини и т. д.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии"

Книги похожие на "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Успенская

Елена Успенская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Успенская - Раджпуты. Рыцари средневековой Индии"

Отзывы читателей о книге "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.