» » » » Елена Успенская - Раджпуты. Рыцари средневековой Индии


Авторские права

Елена Успенская - Раджпуты. Рыцари средневековой Индии

Здесь можно скачать бесплатно "Елена Успенская - Раджпуты. Рыцари средневековой Индии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Евразия, год 2000. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Успенская - Раджпуты. Рыцари средневековой Индии
Рейтинг:
Название:
Раджпуты. Рыцари средневековой Индии
Издательство:
Евразия
Жанр:
Год:
2000
ISBN:
5-8071-0050-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии"

Описание и краткое содержание "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии" читать бесплатно онлайн.



Исследование Е. Н. Успенской посвящено этно-кастовой общности раджпутов, считавшихся в средневековой Индии наследниками ведической касты кшатриев. Во временных рамках с V до XVII века перед нами предстает история прихода завоевателей, принятия ими индуизма и включения в кастовую систему Индии. Значительное место уделено культурной истории раджпутов: литературе, живописи, архитектуре и военному делу, равно как обычаям и нравам повседневной жизни. Увлекательный и прозрачный язык повествования, большое количество интереснейших иллюстраций способны доставить удовольствие читателю.






Готовые листы переплетались: только живопись или в дополнение к рукописи. И получалась книга или альбом.

Огромные коллекции раджпутской миниатюры хранятся сейчас в музеях и частных собраниях. Они представляют большой научный интерес не только как художественные произведения, но и как источник по истории и культуре, этнографии раджпутов этого периода.

Живопись была придворным искусством у великих Моголов. Книги были символом престижа и богатства. Многие известные деятели могольской эпохи отличались любовью к книгам и понимали толк в искусстве каллиграфии и живописи. Искусство иллюстрирования книг миниатюрными живописными работами в могольский период развивалось, несмотря на керамический запрет изображать людей. Оно пришло к Моголам из Персии, где развилось в полной и совершенной мере, и правители Средней Азии знали это искусство достаточно хорошо, когда пришли в Индию. Более того, еще на родине они покровительствовали ему, и при дворах правителей создавались удивительные книги, даже дошедшие до наших дней. Книгоиздание в персидской культуре было связано и с задачами фиксации исторического материала. Могольские правители покровительствовали придворной учености, а хронисты-летописцы составляли хроники правления падишахов и историю государства. Бабур сам написал замечательную книгу, и особенно любил книжность Хумаюн, который и сам писал книги, и покровительствовал авторам. Известно, что когда Хумаюн был изгнан из Индии Шер Шахом Суром и поэтому оказался в Персии, он пригласил с собой по возвращении в Индию двух персидских художников. При Могольском дворе даже дамы правящей семьи писали книги. Акбар был до конца своих дней неграмотным, не умел ни читать, ни писать, но обладал феноменальной памятью и постоянно слушал чтение специальных чтецов. Именно при нем расцвела художественная школа при дворе, где молодые художники обучались искусству создания живописных миниатюр под руководством персидских мастеров. Сначала особо ценные и важные книги иллюстрировали персидские художники. Очень скоро обнаружилось, что индийские художники прекрасно справляются с задачами и осваивают стиль, более того, они обогатили его тем, что умели сами в своей традиционной культуре живописи. При дворе собрались лучшие художники, которые учились друг у друга и совершенствовали стиль, который стал называться позднее в литературе «Могольский». При дворе Акбара работали 17 художников, и 13 из них были индийцы — среди них великие Дасвант, Тара Чанд, Санвал Дас, Лал и Кесу, а всего их было в империи не менее ста человек. Интересно, что многие из них принадлежали к касте плотников. Было создано целое государственное управление, которое ни в чем не имело отказа. И с этих пор среди высокопоставленных подданных империи уже пошла достойная уважения мода на изящное искусство, которую раджпуты быстро усвоили. Джахангир сам неплохо держал кисть и прекрасно разбирался в искусстве, умея даже различить руку того или иного художника. В это время прославились Бишан Дас, Манохар, Тулси и Говардхан. При Джахангире Могольская школа живописи переживала свой расцвет. Шах Джахан любил уже только архитектуру и ювелирное искусство, хотя и страстно, и плодотворно, а Аурангзеб как строгий мусульманский ортодокс и вовсе прекратил все эти занятия. По его приказу были замазаны лица на росписях во дворцах Биджапура и Голконды и закрашены изображения в мавзолее Акбара в Сикандре. Художники разбрелись по стране в поисках места приложения своих талантов.

При дворах раджпутских правителей жили художники, которым всегда находилась работа. Чем прочнее и богаче было княжество, тем более процветало в нем искусство. Замечено также, что особенно пышно расцвели эстетические и даже гедонистические наклонности раджпутских правителей, когда наступил период непривычной стабильности и перемены стереотипов поведения, отсутствия постоянных междоусобных разборок — в поздний период Могольской империи, когда отношения раджпутов с Моголами были полностью улажены. И хотя мира и покоя в стране не было (маратхи и пиндари, например, не давали отвыкнуть от войны), придворный антураж стал привычным и в княжествах Раджпутаны. Раджпутских княжеств было много, и поэтому сложились несколько школ живописи, и теперь исследователи-искусствоведы выделяют особые стили, характерные для живописи, происходящей из тех или иных княжеств. Считается, что искусство миниатюры в Раджпутане достигло своего расцвета в XVIII в., и центр искусства переместился сюда.

Этому немало способствовало воспитание раджпутских принцев при дворе падишаха, что было заведено Моголами. Известно, что уже внук великого борца с Моголами махараны Пратапа Каран Сингх был большим любимцем Джахангира, который приложил много усилий к тому, чтобы расположить к себе и даже приручить маленького гордеца. Зато позднее Каран Сингх, став махараной (1611–1628), во всем блеске воплотил то, чему научился при могольском дворе, и задал тон остальным. Если уж Мевар стал так делать! Сын Каран Сингха махарана Джагат Сингх правил долго (1628–1652), и именно при нем Дж. Тод оказался в Удайпуре. Правление махараны было вполне безмятежным и совсем нераджпутским по духу, чувственным и гедонистическим, но зато дало всплеск художественной активности. В это время расцвели архитектура и живопись. Меварская школа миниатюры сложилась в очень заметное явление искусства. Могольское влияние проявилось в технике, появлении портретной живописи и стремлении иллюстрировать исторические хроники. Прежде иллюстрировали жизнеописания богов, домашние списки пуран, например, или Рамаяны.

Считается, впрочем, что живопись Мевара отличается наименьшим влиянием Могольского стиля, и более других сохраняет ранние домогольские традиции индийской живописи — особенно в отношении перспективы и двухмерности изображения. Именно стремление передать трехмерность построек вызывает непривычное для нас изображение архитектурных ансамблей и зданий в плане, как бы сверху, со скошенными углами и наклонными линиями, налезающими друг на друга и пересекающимися под немыслимыми в действительности углами.

Княжество Сирохи стало родиной еще одного заметного стиля раджпутской живописи, очень мало связанного с могольской школой и испытавшего наиболее сильное влияние джайнских стилей. Архитектурные детали нарисованы в этом стиле очень непривычно для нас — без перспективы и вне масштабов, а характерную гамму красок составляют красный, зеленый, белый и желтый, яркие и сочные цвета.

Раджпутские княжества Кота и Бунди тоже прославились художественным творчеством этого времени. Кота появился на исторической сцене только в 1624 г., когда Джахангир выкроил его из княжества Бунди для верного себе отпрыска рода Хара — Мадхо Сингха. После этого Бунди уменьшился в размерах и ослабел, а это и было нужно Моголам. Живопись Кота, для которой характерны высокое совершенство и тонкость работы, отличается особой любовью к сценам охоты, и на этих миниатюрах почти всегда в том или ином виде изображен слон, а также на заднем плане горные гряды.

Школа Бунди расцвела в XVIII в. и отличается богатством сюжетов и их высокохудожественной трактовкой, сложным композиционным строем и обилием деталей. Бунди особенно знаменит своими фресками — расписные дворцы княжества представляют собой чудо раджпутского искусства — здесь собрано все, что соответствует художественным пристрастиям и вкусам раджпутов — покровителей искусства.

Джодхпур (Марвар), вотчина Ратхоров, тоже прославился как родина особого стиля раджпутской миниатюры. Мы уже говорили, что в древней столице княжества Мандоре были возведены высокохудожественные памятники и архитектурные сооружения, а сам город-крепость Джодхпур представляет собой характерный образец раджпутской крепости. Правители Джодхпура довольно скоро заключили союз с Моголами, и ратхорская принцесса стала женой Джахангира и матерью принца Хусро. Поэтому издавна и как близкие родственники падишахов, известные государственные деятели, они вошли во вкус придворного антуража, и искусство миниатюры расцвело здесь, особенно при радже Джасвант Сингхе, современнике Шах Джахана и Аурангзеба, до начала большой войны с Моголами. Эту школу живописи отличает, как говорят специалисты, особенно тесное сходство с Могольской школой и ее стилевыми чертами, в том числе стремлением к реалистичности. Близка к этой школе и к Могольской школа живописи соседнего и родственного Биканера. Она отличается, как говорят специалисты, документирован-ностью — отмечены имена художников и даже их отцов, дата изготовления, и это тоже характерно для могольского влияния. На индийских работах имена авторов отмечены очень редко.

Кишангарх. Кишангарх — молодое, с 1609 г., раджпутское княжество, правящая династия — Ратхоры, расположено рядом с Аджмером, где влияние мусульманской и могольской культуры всегда со времени появления их в Индии было сильным и прочным. Особенно расцвело искусство живописи в середине XVIII в. и связано с именем художника Нихаль Чанда. Характерные черты — на фоне чудесных пейзажей с архитектурой и крошечными людьми, процессиями, всадниками — разворачивается основной сюжет с главными героями. Пропорции и многое остальное нарушены, но художественное впечатление очень сильное — яркие краски, точные и тонкие детали, портреты и настроения способствуют этому. Правители Кишангарха были почитатели Кришны, и относились к секте «пушти-марг», направлению кришнаитского бхакти, связанному с именем Валлабхачарьи. Сюжеты живописи Кишангарха во многом объясняются этим обстоятельством.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии"

Книги похожие на "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Успенская

Елена Успенская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Успенская - Раджпуты. Рыцари средневековой Индии"

Отзывы читателей о книге "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.