» » » » Елена Успенская - Раджпуты. Рыцари средневековой Индии


Авторские права

Елена Успенская - Раджпуты. Рыцари средневековой Индии

Здесь можно скачать бесплатно "Елена Успенская - Раджпуты. Рыцари средневековой Индии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Евразия, год 2000. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Успенская - Раджпуты. Рыцари средневековой Индии
Рейтинг:
Название:
Раджпуты. Рыцари средневековой Индии
Издательство:
Евразия
Жанр:
Год:
2000
ISBN:
5-8071-0050-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии"

Описание и краткое содержание "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии" читать бесплатно онлайн.



Исследование Е. Н. Успенской посвящено этно-кастовой общности раджпутов, считавшихся в средневековой Индии наследниками ведической касты кшатриев. Во временных рамках с V до XVII века перед нами предстает история прихода завоевателей, принятия ими индуизма и включения в кастовую систему Индии. Значительное место уделено культурной истории раджпутов: литературе, живописи, архитектуре и военному делу, равно как обычаям и нравам повседневной жизни. Увлекательный и прозрачный язык повествования, большое количество интереснейших иллюстраций способны доставить удовольствие читателю.






В этот период истории раджпуты широко и большими группами расселились по всему северу страны, даже в очень отдаленных ее уголках. По-видимому, тогда они появляются и в пригималайских районах, в том числе и в восточных, и входят в контакт с местным населением, прежде всего с кхаша. Во всяком случае, именно к УЩ—X вв. восходили в поисках своих корней раджпутские правители горных княжеств (теперь это территории штата Химачал Прадеш и горных районов Кумаон, Гархвал и Алмора штата Уттар Прадеш). Лингвистические данные тоже настойчиво об этом свидетельствуют. Основную массу населения здесь составляют, как мы уже говорили, «горцы» пахари. Пахари — собирательное название; так называют всех тех жителей пригималайских областей Северной Индии, которые генетически являются потомками выходцев из равнинных частей страны и исповедуют индуизм. Пахари — носители индийского компонента культуры этого региона в противоположность тибетоязычным монголоидам-буддистам, которых здесь тоже немало. Пахари население неоднородно и в этническом, и в кастовом отношении; среди них много горных раджпутов.

Хотя во многих местах пригималайских районов найдены многочисленные археологические и эпиграфические материалы и материалы от времен вглубь до Ашоки, известно, что Триречье Рави, Биаса и Сатледжа и Сиваликские горы были одной из древнейших территорий обитания первобытного человека. К эпохе Гуптов относится существование здесь раннегосударственных образований, джанапад Тригарта, Кулута и Удумбара. «Период правления раджей» или «раджпутских княжеств» начался с приходом раджпутов с равнин, и здесь существовали очень сильные и знаменитые княжества:

Кангра зависела от Томаров Дели, хотя сама имела владения в равнинном Панджабе. Это было одно из самых древних и сильных государств Индии, восходящее к Тригарта гане. Название «Кангра» означает «крепостная стена, укрепление» — слово, широко распространенное в Раджастхане. Знаменитая крепость? Кангра, считавшаяся очень мощной и почти неприступной, была разрушена только очень сильным землетрясением 1910 года;

Нурпур — с 1095 года известен как владение потомков династии Томаров Дели; после утраты Дели Томары прочно здесь осели. Это княжество поддерживало активные связи с мусульманскими правителями Дели, начиная с Мухаммада Гури;

Чамба, основанная в начале VI в., долгое время подчинялась Канауджу и Кашмиру. Здесь правил раджпутский клан Солнечной Линии;

Сукет основан выходцами из Канауджа около 735 г., правящий клан принадлежал к Лунной Линии. Сирмур (Пахан) появился в 1095 г., правили кланы Солнечной Линии. Биласпур известен с 697 г., его основали выходцы из Бунделкханда Чанделлы. Кашмирская династия Варман правила с 854 до 939 гг.

В 953 г. на территории Кумаона появилось большое государство раджпутской династии Чандов. В Непале с VII в. и в Ассаме (тогда Камарупа) в VII–VIII вв. тоже правили раджпутские династии.

Имена правителей всех этих княжеств имели непременное добавление: Чандра («Луна») в Кангре, Сена («Войско») в Сукете и Манди, Пала («Защитник») — у всех Лунных кланов, Варман («Одетый в кольчугу, воин») в Чамбе, Дева («Божественный») в Джамму; очень популярным было имя-титул Сингх («Лев»). Все это воинственные эпитеты, характерные для раджпутского стиля.

Эти горные княжества практически все попали в зависимость от Моголов уже при Акбаре и Джахангире, к 1620 г. Тогда этих княжеств насчитывалось двадцать два.

Оставляя пока без рассмотрения подробности раджпутского общественного устройства и перипетии политических событий этого периода, отметим главное: сильнейшим побудительным мотивом для широкого распространения раджпутских «эмигрантов» в этот период, когда еще отсуствовала угроза со стороны мусульман и не было необходимости спасаться от них бегством, был обычай майората, которого раджпуты жестко придерживались. Майорат — это особое правило наследования, когда все имущество родителей наследует старший в роду сын и его семья. Младшие ветви даже простых, а не только владетельных, раджпутских родов, должны были добывать себе средства к существованию только сами, и таких неприкаянных лишенцев было очень много. Во-первых, такое правило не позволяет дробить имущество семьи, а вынуждает его только приумножать; во-вторых, обидно, конечно, но законы предков не обсуждают. Представьте, насколько закаленными были характеры этих младших сыновей, как они были решительны и отчаянны и как умели добыть себе не только пропитание, но и целый немаленький кусок территории, чтобы с пропитанием вообще не возникало проблем! В дальнейшем мы внимательнее рассмотрим эту особенность традиционного общественного уклада раджпутов (отмечу с гордостью, что честь этого маленького открытия принадлежит автору книги). А пока укажем, что это как раз тот случай, когда этнографические данные могут помочь историкам, которые очень затрудняются ответить на вопрос: «Что вызывало постоянное «выплескивание» все новых и новых групп раджпутских переселенцев за пределы их этнических и политических территорий в Раджпутане и Хиндустане?» Обычно говорят, что это была угроза со стороны мусульман, стремившихся обратить всех в ислам; но ведь известно, что были целые века, когда раджпуты довольно спокойно сосуществовали с ними, вполне применившись к новым условиям жизни и борьбы. Не могло это быть и простое демографическое перенаселение. Именно обычай майората приводил к тому, что такие большие количества молодых и сильных раджпутов всегда были готовы к борьбе за власть, за землю, за территории. И они с рождения знали, что им предстоит беспокойная жизнь, и готовили себя к ней. Англичане тоже говорят, как бы в шутку, что их обычай майората привел к созданию Британской Империи младшими сыновьями.

Итак, раджпутская проблема не оставляла равнодушными многочисленных историков, этнографов, языковедов и специалистов по кастовой системе, о них написано немало книг, но однозначного ответа на вопрос «кто такие раджпуты» нет до сих пор, и похоже, что так будет всегда. Причина этого в том, что в раджпутском обществе сложнейшим образом переплелись генеалогические, этнические, кастовые, социально-статусные и сословные компоненты. Неудивительно, что характерной особенностью этнографических работ раджпутах является предельная запутанность и невыверенность терминологии. В англоязычных работах их называют то расой, то племенем, то кастой, считая все эти слова синонимами, а также имея в виду то обстоятельство, что раджпуты по всем параметрам очень похожи на этническую общность с ярко выраженными особенностями облика, культуры, социальных институтов. Если же раджпутов называют кастовой общностью, то и в таком случае ясности немного: считают их либо одной большой кастой, либо группой каст, состоящей из родо-племенных группировок, либо описывают их как кастово-структурированную родо-племенную общность. И в этом тоже есть свои сезоны, потому что раджпуты действительно сохранили очень своебразную традиционную социальную организацию, которая является, по сути, родо-племенной, а не кастовой. При этом остальное население относится к ним как к особой касте и принимает их в свою систему.

Очень характерным является такое высказывание: раджпуты — не племя, не клан, они каста воинов, претендующая на происхождение от самого Солнца через Раму; строгими правилами жизни и брачных отношений они сохранили собственную особость и неприкосновенность, остались священной военной кастой, единственной из индуистских каст, которая имеет живые действенные традиции политической власти и властвования. Здесь сформулирована идея о том, что раджпуты являются кшатриями нового времени.

Наши отчественные исследователи чаще всего считают раджпутов военным сословием. Вот как пишет о них Н. Р. Гусева, явно имея в виду преемственность кшатриев и раджпутов и полностью отрицая иноземное происхождение раджпутов: «Раджпуты были не племенами, а сословием, и их история — это история сословия древнего рабовладельческого, а затем феодального общества» (5, 49). К этой формуле мы позднее должны будем вернуться, т. к. вопрос «кто такие раджпуты» как никакой другой тесно связан с проблемой определения стадий развития индийского общества раннего и позднего средневековья и нового времени. Уже замечено, что кастовая структурализация общества могла быть главным препятствием на пути развития капиталистических отношений в Индии, и даже в XIX в. капитализм как социально-экономический строй не определялся в Индии «в чистом виде» — так много деформаций, пережитков традиционного общества и традиционных общественных отношений, основанных на строе кастовых общин, в нем было. Можно предполагать, что именно в этом клубке проблем и лежит разгадка сущности так называемого «азиатского способа производства» в Индии, тем более что и о феодализме в Индии нельзя говорить как о прямой аналогии, например, с английскими реалиями общественной жизни и производственных отношений феодальной эпохи. Хотя сама тема «раджпуты», их рыцарская культура, кланы, поместья, земельные держания на условиях несения военной службы очень на такие аналогии провоцируют, и многие авторы поддаются соблазну «феодализировать» раджпутов. При более внимательном рассмотрении оказывается, однако, что, например, и военная служба, и связанная с нею возможность получить поместье были обусловлены лишь фактом причастности к семейно-родственной группе правителя, посторонним тут делать было нечего, и вся земля была собственностью правящего клана, а военная обязанность была опять же традиционной обязанностью каждого молодого здорового мужчины в клане.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии"

Книги похожие на "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Успенская

Елена Успенская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Успенская - Раджпуты. Рыцари средневековой Индии"

Отзывы читателей о книге "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.