» » » » Елена Успенская - Раджпуты. Рыцари средневековой Индии


Авторские права

Елена Успенская - Раджпуты. Рыцари средневековой Индии

Здесь можно скачать бесплатно "Елена Успенская - Раджпуты. Рыцари средневековой Индии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Евразия, год 2000. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Успенская - Раджпуты. Рыцари средневековой Индии
Рейтинг:
Название:
Раджпуты. Рыцари средневековой Индии
Издательство:
Евразия
Жанр:
Год:
2000
ISBN:
5-8071-0050-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии"

Описание и краткое содержание "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии" читать бесплатно онлайн.



Исследование Е. Н. Успенской посвящено этно-кастовой общности раджпутов, считавшихся в средневековой Индии наследниками ведической касты кшатриев. Во временных рамках с V до XVII века перед нами предстает история прихода завоевателей, принятия ими индуизма и включения в кастовую систему Индии. Значительное место уделено культурной истории раджпутов: литературе, живописи, архитектуре и военному делу, равно как обычаям и нравам повседневной жизни. Увлекательный и прозрачный язык повествования, большое количество интереснейших иллюстраций способны доставить удовольствие читателю.






Каждый раджпут знает свою принадлежность по куле. Это вызвано в немалой степени законной гордостью своей причастностью к славным деяниям предков. Каждая кула имеет свое охранительное божество — «кул-деви», богиня-мать кулы). Ей посвящаются специальные храмы, алтари в каждой семье и специальные культовые действа. Но глубинный смысл фиксирования границ кулы как общественной группы состоит в том, чтобы очертить круг экзогамии в раджпутской общности, т. е. нельзя вступать в брак с представителями своей кулы. Каждый человек наследует кулу своего отца. Считается, что все раджпуты, носящие одно имя кулы, где бы они ни жили, являются потомками одного предка, и, соответственно, братьями и сестрами, не имеющими права вступать в брак друг с другом. Таким образом, эта структурная единица раджпутского общества выполняет важнейшую социально-регулятивную функцию. Но вы знаете, что функцию регулирования брачных контактов в кастовом обществе выполняет именно каста. Раджпуты по касте женятся на раджпутках. Вот и получается, что у раджпутов брачные контакты зависят и от традиционной племенной структуры, и от кастовых регуляторов; и трудно сказать, какой из них слабее. Поэтому можно опять подтвердить, что раджпутская общность имеет черты как этнической, так и кастовой.

Раджпутские кулы, как правило, очень многочисленны. Они включают иногда сотни тысяч человек, как, например, кула Чаухан. Более мелкие и менее знаменитые кулы либо группируются вокруг «царских» кул, либо даже входят в них на правах составляющих их групп. В таком случае «сборная» кула становится эндогамной, а составляющие ее более мелкие кулы начинают вступать во взаимные браки. Всего раджпутских кул более ста.

Кула — очень важный уровень социальной организации раджпутов. Именно из кул состоит раджпутская общность вообще. Сама кула состоит из большого числа кланов. Бывают настолько многочисленные кулы, что кланы, к ним принадлежащие, входят в несколько ветвей («шакха»), составляющих кулу. В таких случаях генеалогии четко прослеживают, когда и при каких обстоятельствах кула дала несколько родственных ветвей. Кула Гухилот состоит из 24 ветвей, Парамар — из 35, Чаулукья — из 16, и т. д. Ветвь кулы может быть такой знаменитой и большой, что считается уже не менее важной, чем сама кула, и для всех практических целей становится ее аналогом. Самый яркий пример этого — ветвь Сисодия кулы Гухилот.

Этими кулами много занимались историки. Дело в том, что раджпутская традиционная социальная организация послужила основой для государственной системы властных отношений в раджпутских феодальных княжествах эпохи средневековья и нового времени. Этнографический материал может помочь ученым, решающим проблемы социально-экономических отношений и природы государства в Индии. Потому что во всей Северной и Западной Индии в это время именно местные раджпутские семейно-родственные группы обеспечивали политическую власть, они создавали политические организмы, из которых формировалось раджпутское княжество. Шел процесс самоорганизации власти снизу: раджпутские родовые группы подчинялись кланам, кланы входили в кулы. И все они соответственно владели родовыми территориями, которые объединялись их владельцами в одно целое уже просто по принадлежности к одной раджпутской группе. Традиционные социальные связи по линии семья — клан — кула в раджпутской общности чрезвычайно сильны. Они включают не только родственные эмоциональные контакты, но прежде всего системообразующие экономические, ритуальные и военные взаимные обязанности раджпутских групп друг перед другом. Раджпутских государств теоретически могло быть ровно столько, сколько было раджпутских кул. Не все они сумели выстоять, многие кулы были изначально слабы и объединились с другими. Но всякая из них стремилась к власти на земле. Да еще законы майората действовали очень жестко. Отсюда и появилось столь большое число раджпутских владетельных домов повсюду в Северной Индии, и это при умении раджпутов воевать было для них делом относительно несложным.

Самая важная структурная единица раджпутской общности — раджпутский клан, «кхамп». Его особенности состоят в том, что все его члены являются потомками общего предка по мужской линии, имеют общее для всех родовое имя, и поэтому в пределах клана запрещаются взаимные браки. В известном смысле кхамп — это раджпутский род. В прошлом у раджпутов было широко распространено многоженство, и поэтому кланы были очень разветвленными и многочисленными. Каждая большая или нуклеарная семья, входящая в клан, считается его неотъемлемой частью; имущество семьи принадлежит клану, и, наоборот, клан принимает меры к тому, чтобы у каждой семьи в нем было имущество. При этом имущество клана не делится, оно, по традициям раджпутов, должно только прирастать. Для решения этих проблем всем, кому нужно помочь, — клан помогает «военной силой»; все мужчины клана составляют военную единицу; руководит ею глава клана — вождь, раджа, по-английски его называют «сhief». Этот военный отряд всегда готов выступить за интересы клана, а таковыми считаются интересы каждого его члена. Чем больше земли у клана, тем легче обеспечить всех его членов хотя бы одной деревенькой «для пропитания». Естественно, в традиционной системе все устроено так, что удовлетворяются только разумные, даже жизненно необходимые потребности, но всякий раджпут может рассчитывать, что не останется без средств к существованию. Родичи помогут.

Раджпутские кланы со своими военными отрядами должны были отстаивать интересы своих более крупных структурных подразделений — кул или частей крупных кул. А все вместе защищали свою территорию, свое раджпутское государство, которое было им буквально «как родное» и всех их кормило. Историки пока еще мало знакомы с этими этнографическими находками, но я уверена, что со временем они не будут сомневаться, откуда брались раджпутские династии на землях Индии, и почему их было так трудно победить.

А теперь давайте посмотрим, что за «простой народ» был у раджпутских правителей и начнем это рассмотрение с той «деревеньки», ради обладания которой и воевал каждый рядовой раджпут всю свою жизнь.

В каждой индийской деревне традиционно жили представители разных каст. Они помогали друг другу в организации жизни на началах взаимной помощи и самообеспечения. Каждая каста выполняла тот или иной круг функций — профессиональных и ритуальных, что в целом обеспечивало этой маленькой общине жизнь. Индийская деревня, как показал М. К. Кудрявцев, представляет собою особый тип соседской общины — а именно, кастовую общину (9 и 8). Каждая кастовая община состоит из местных подразделений разных каст (потому что индийские касты очень многочисленны, некоторые объединяют несколько миллионов человек и реально существуют в виде местных подразделений). Другая особенность индийской кастовой общины в том, что местные подразделения каст состоят из семей действительных родственников по мужской линии. Это значит, что если в деревне есть каста портных, то она будет представлена одной или несколькими родственными семьями из какой-нибудь подкасты портных, а эта подкаста через ряд ступеней входит в общеиндийскую касту портных (это уже теоретически; реально эти местные подразделения имеют дело с представителями своей касты на гораздо меньшей территории, и не со всей кастой, а с ее структурными единицами). Точно также обстоит дело и со всеми остальными кастами. В местностях, где живут раджпуты (в Раджастхане и других районах Западной и Северной Индии особенно), они обычно в этой общине доминируют во всех отношениях. Раджпутская каста в общине и деревне тоже бывает представлена семьями действительных родственников по мужской линии. Как вы уже знаете, это раджпутский клан или его часть, большая семья. На самом деле можно было бы назвать кланом и подобные семейно-родственные группы других каст, но ни у кого клан не бывает таким консолидированным и не действует как неразрывная единица во всех обстоятельствах жизни, как это наблюдается у раджпутов. Поэтому для всех остальных у ученых используется термин из англоязычной научной литературы — «линидж». А раджпутский клан — всегда клан. При этом английские исследователи считают, что он в чем-то аналогичен шотландскому горному клану (но это к истории термина). Сами раджпуты называют эту свою семейно-родственную группу «кхамп», семья. Раджпутский клан состоит из более мелких патрилинейных групп «нак», которые в сущности представляют собой большую неразделенную семью.

В традиционных индийских условиях человек вообще проводит свою жизнь в кругу родственников и соседей, которые тоже являются его родственниками или членами его же собственной касты. Этого требует кастовый режим. Повседневные бытовые хлопоты, дружеское общение, работа и все ритуальные взаимоотношения построены на общении преимущественно в этом кругу людей. При этом даже очень отдаленное и непрямое родство признается не менее значимым, чем ближайшее. Хотя, конечно, на практике наиболее тесные контакты имеют место в пределах линиджа. Ученые определяют состав линиджа (или клана) так: это круг родственных семей, главы которых — родные братья, имеющие отдельные домашние хозяйства; все в этих домо-хозяйствах, включая жен, детей, приемных детей, живущих вместе с родителями взрослых неженатых сыновей и незамужних дочерей, считаются членами клана, хотя некоторые из них имеют другое происхождение по отцу (прежде всего жены). Таких семей может быть две-три или двадцать-тридцать. Клан может иметь глубину в два-пять поколений в каждый отдельный отрезок времени, но память клана бывает очень большой, вплоть до предка-основателя. У раджпутов кланы бывают большими. В прошлом раджпуты практиковали многоженство, и, хотя младшие из-за правила майората покидали отчий дом, братьев все равно было немало. А позднее майорат ослабел, и многочисленные двоюродные братья и их сыновья, и сыновья их сыновей со своими семьями селились где-то рядышком, потому что они всегда стремятся помочь друг другу. В случае смерти того или иного из братьев другие заботятся о его семье, и состав клана не изменяется. Кроме того, в раджпутском клане всегда есть общепризнанный глава его — это старший брат в старшем поколении; в случае отсутствия такового вступают в действие особые раджпутские правила наследования, которые будут изложены в разделе о семье. Исследователи отмечают, что клановые семейно-родственные связи у раджпутов являются самыми для них ценными. В других общностях большее значение имеет так называемая большая семья, состоящая из семьи отца и семей его сыновей, живущих под одной крышей. А здесь, напомню, жилище у каждой семьи свое, но все они живут рядом или где-то поблизости целыми поколениями, и клановое древо густо ветвится. Клан имеет определенные экономические функции, и главная из них — обязательная взаимопомощь в материальных вопросах между членами клана. О том, как добывалось «пропитание», мы уже говорили. В классический раджпутский период эти кланы и были теми раджпутскими группами, лидеры которых в каждой отдельной деревне «сидели» в качестве феодалов. В англоязычной литературе именно этих раджпутских правителей деревень называют «сhief», «вождь», а сами раджпуты называют их «талукдар» или «рават». Во всяком случае, именно эти «вожди» представляли собой реальную единицу государственной системы, а возглавляемые ими семейно-родственные группы действительно являлись «ячйками общества» раджпутов. В каждой отдельной деревне раджпутский клан и его глава представляли собой подразделение раджпутской доминирующей касты, т. е. местную группу раджпутской этно-кастовой общности. Все остальные жители деревни как члены местной кастовой общины зависели от своего правителя не только экономически. Огромное значение в то нестабильное время имела военная защита, которую раджпуты организовывали. В кастовой общине все касты вносят свой профессиональный вклад в систему самообеспечения и в совокупности оказывают друг другу все необходимые услуги. Парикмахер (не очень высокая каста) всех бреет, стрижет, лечит всех как фельдшер, помогает всем в устройстве свадеб, а другие касты дают ему меру зерна во время урожая, стирают белье, делают ему железный инструмент и т. д. Брахманы оказывают всем кастам ритуальные услуги, учат и т. д. Вкладом раджпутов в эту систему жизнеобеспечения были управление и военная защита.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии"

Книги похожие на "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Успенская

Елена Успенская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Успенская - Раджпуты. Рыцари средневековой Индии"

Отзывы читателей о книге "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.