Сергей Мансуров - Очерки по истории церкви

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Очерки по истории церкви"
Описание и краткое содержание "Очерки по истории церкви" читать бесплатно онлайн.
«История Церкви — это история прежде всего того, как среди человечества созидалась и соблюдалась… новая жизнь, огонь которой возгорелся от Христа». Книга свящ. Сергия Мансурова (1890–1929) воплощает этот сокровенный взгляд автора на сущность истории Церкви.
Лишь до III в. довёл свои «Очерки» о. Сергий: смерть прервала работу над книгой. Но труд этот сохраняет значение как одна из первых о нашем веке попыток «изобразить, — по словам автора, — жизнь Церкви соответственно тому, как Церковь сама сознает свою жизнь и как свидетельствует о ней её многовековая литература».
Принципиальный подход автора к истории Церкви сжато отразился в таблице (во Введении), которая позволяет реконструировать общий ход дальнейшего обзора вплоть до XIX в. и может служить ценнейшим пособием для самостоятельного изучения церковной истории.
208
Там же, 31, 3.
209
Сцилитанские, или исхлиские мученики, из местечка в Нумидии с финикийским названием Исхли, по-латыни Scili, пострадали в Карфагене 17 июля 180 г. О них см.: В. В. Болотов. Лекции по истории древней Церкви. Т. II. С. 103. Также, его же: К вопросу Acta Martyrum Scilitanorum. — «Христианское чтение», 1903, I. С. 882–894; II. С. 60–76.
210
К Скапуле, V.
211
См. о ней: Марция. (Эпизод из истории христианства времен царствования Коммода, II века.) — Вкн.: А. П. Лебедев. Эпоха гонений на христиан. СПб., 1904 (репринт: М., 1994). С. 366–398.
212
См.: Апология, 39, И.
213
Против ересей, IV, 30.
214
Евсевий, IV, 23, [10].
215
Апология, 42, 8.
216
К Скапуле, 4.
217
Творения Квинта Септимия Флорента Тертуллиана неоднократно издавались в различных переводах на русский язык. См., например, пер. Е. Карнеева (Ч. 1–4. СПб., 1847–1850); пер. Н. Щеглова (Ч. 1–3. Киев, 1910–1915); Избранные сочинения в новых переводах (М., 1994). «Апология» («Апологетика», «Апологетик») также выходила отдельным изданием в нескольких переводах; последний из них (с сокращениями) опубликован в «Богословских трудах», сб. 25. М., 1984. С. 167–219; там же — библиография творений Тертуллиана и литературы о нем.
218
Ориген. Против Цельса, III, 55.
219
Ориген. Против Цельса, III, 44.
220
Послание к жене, II, 6.
221
Послание к жене, II, 4.
222
Послание к жене, II, 9.
223
Тертуллиан говорит о ежедневном домашнем приобщении — христиане брали на дом Святые Тайны. Позднее обычай этот прекратился ввиду злоупотреблений.
224
Послание к жене, II, 5.
225
О женских украшениях, II, 8.
226
Там же, I, 9.
227
Курс лекций по нравственному богословию, читанный около 190 г. в Александрийском огласительном училище.
228
Эдилы — должностные лица Древнего Рима, наблюдавшие за общественными зданиями и храмами, за общественным порядком и т. п.
229
Об идолопоклонстве, 7.
230
См. Тертуллиан. Об идолопоклонстве, 12.
231
Святой Ириней. О карпократианах [Против ересей, I, 25, 5].
232
Послание к жене, I, [4].
233
Об идолопоклонстве, 12.
234
В крещении собственно мы получаем очищение души и тела — разъясняет он в другом месте подробнее («О крещении», гл. 4–6). Крещением храм приготовлен, — возложением рук (таинством Миропомазания. — С. М.) Дух Святый нисходит от Отца на наши тела очищенные и благословенные. И с этого времени мы делаемся обителью Божией, храмом Духа Святого.
235
О покаянии, [10 и 12].
236
О зрелости, 2.
237
О женских украшениях, [II], 9.
238
Там же.
239
Послание к жене, I, 4.
240
Евсевий, V, 24.
241
Послание к жене, I, 6.
242
Послание к жене, [II, 4, 5, 9].
243
Апология, 46.
244
О молитве, 6.
245
Послание мученикам, [2].
246
Там же, 1.
247
Евсевий, V, 2, 6.
248
Вернее, он их терпел, пока кто-нибудь на них не доносил суду.
249
Послание к жене, II, 5.
250
Если верить мученическим актам святой Цецилии, в 170 г. в Риме не проходило и дня без суда над христианами. Святой Мелитон и Цельс подтверждают многочисленность доносов на христиан.
251
К язычникам, I, 9; Апология, 40, 1.
252
Апология, 30.
253
В декрете было сказано: «в иудейство и в христианство», но удар был направлен на христиан, так как во II и III вв. было мало случаев обращения в иудейство.
254
Евсевий, VI, 7
255
Тюрьмы тогда были буквально «темницы» — неосвещенные каменные мешки.
256
Можно думать, что Сатур — наставник новообращенных, подобно Оригену в Александрии, считал своим долгом поддерживать своих учеников в минуту опасности, почему и явился сам к властям, что, как правило, не допускалось Церковью.
257
Тертуллиан. О венке.
258
Послание Фирмилиана в письмах святого Киприана Карфагенского.
259
Евсевий говорит, что большинство его окружающих были христиане, и этим объясняет особую ненависть к христианам Максимиана, который искоренял все близкое Александру (VI, 28).
260
Евсевий, VI, 34.
261
Конечно, эта статистика груба и несколько поверхностна. Во II в. преследования исходили преимущественно от общества и местной власти, так что трудно установить годы преследований. В III в. — легче: инициатива перешла в центр. Но все же и во II в. можно наблюдать годы подъема гонений и годы затишья.
262
Лампридий. Александр Север, гл. 49.
263
Евсевий, VI, 43.
264
Против Цельса, III, 29–30.
265
Там же, I, 2; II, 8; III, 24, 36 и т. д. Ср. Тертуллиан. К Скапуле.
266
Против Цельса, II, 8.
267
Евсевий, VI, 9.
268
Скорпиак, гл. 1.
269
Евсевий о нем пишет: «Тертуллиан — человек очень осведомленный в юридических вопросах, человек известный и блиставший преимущественно в Риме» (История Церкви, II, 2, 4). Выдающимся юристом признает его и Моммзен.
270
Дигесты — название одной из составных частей так называемого Юстинианова кодекса — грандиозного законодательного сборника, составленного при имп. Юстиниане (в 530–533 гг.). Дигесты содержали извлечения из 1625 сочинений римских юристов предшествующих эпох, необходимые для судопроизводства.
271
«Племя, правда, немногочисленное, но жестокое», — говорит о гно стиках в Карфагене Тертуллиан (Скорпиак, гл. 1).
272
В его собственных сочинениях прямого на это указания нет, но косвенные подтверждения как будто найти можно.
273
Ранее при цитировании того же сочинения Тертуллиана («De cultu feminarum») автор переводил его заглавие как «О женских украшениях». Существует еще один перевод названия на русский язык: «О женском убранстве».
274
О покаянии, 11.
275
Тертуллиан указывает, что издревле не принято становиться на колени по воскресным дням и в дни Пятидесятницы (от Пасхи до Троицына дня).
276
Творения. Ч. 2. Киев, 1891, С. 201.
277
Там же. С. 207, 213, 226.
278
Творения. Ч. 2. С. 227.
279
Например, в статье «Об идолопоклонстве», гл. 15; «О душе», гл. 9; «О покрывале дев», гл. 17.
280
Так думает Гарнак, другие этот разрыв с Церковью относят к 211–212 гг.
281
См. «О крещении» и «О женских украшениях».
282
Так он называет христиан, забывших свои обеты крещения, к ним он присоединяет посетителей зрелищ.
283
Зрители в цирке делились на партии, на сторонников того или другого гладиатора, наездника и т. д.
284
О зрелищах, 25.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Очерки по истории церкви"
Книги похожие на "Очерки по истории церкви" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Мансуров - Очерки по истории церкви"
Отзывы читателей о книге "Очерки по истории церкви", комментарии и мнения людей о произведении.