Сергей Мансуров - Очерки по истории церкви

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Очерки по истории церкви"
Описание и краткое содержание "Очерки по истории церкви" читать бесплатно онлайн.
«История Церкви — это история прежде всего того, как среди человечества созидалась и соблюдалась… новая жизнь, огонь которой возгорелся от Христа». Книга свящ. Сергия Мансурова (1890–1929) воплощает этот сокровенный взгляд автора на сущность истории Церкви.
Лишь до III в. довёл свои «Очерки» о. Сергий: смерть прервала работу над книгой. Но труд этот сохраняет значение как одна из первых о нашем веке попыток «изобразить, — по словам автора, — жизнь Церкви соответственно тому, как Церковь сама сознает свою жизнь и как свидетельствует о ней её многовековая литература».
Принципиальный подход автора к истории Церкви сжато отразился в таблице (во Введении), которая позволяет реконструировать общий ход дальнейшего обзора вплоть до XIX в. и может служить ценнейшим пособием для самостоятельного изучения церковной истории.
21
«Против иудеев». [— Творения. Ч. I.] Киев, 1910, с. 134.— Прим, автора. — Авторские примечания далее приводятся со знаками сноски — звездочками (*); иногда в квадратных скобках в них включены редакторские поясняющие вставки. Под цифровыми знаками сноски приводятся редакционные примечания. Если в одной сноске совмещаются авторское и редакционное примечание, она также имеет цифровую нумерацию. — Ред.
22
Мученические акты Поликарпа Смирнского. Послание Смирнской Церкви о кончине святого Поликарпа (частично приводится и у Евсевия). Сравни ответ мученицы Филицитаты о предстоящем ей мучении; «Тогда будет Другой (т. е. Христос) во мне, Который будет терпеть за меня, потому что я решилась страдать за Него» (Акты Филицитаты и Перпетун и других Карфагенских мучеников, 202 г.).
23
«Церковная история» Евсевия Кесарийского, многократно цитируемая о. Сергием Мансуровым, впервые была опубликована отдельным изданием в русском переводе в 1858 г. (СПб.). Современному читателю доступнее другой перевод «Церковной истории», осуществленный М. Сергеенко и опубликованный в сб. «Богословские труды» (№ 23–26, 1982–1985 гг.), а также отдельным изданием Спасо-Преображенского Валаамского монастыря: Евсевий Памфил. Церковная история. М., 1993. Далее все ссылки на «Церковную историю» даются сокращенно: Евсевий.
24
Он сам к христианству, по-видимому, пришел под впечатлением от мучеников. — Прим, автора. — Здесь и далее автор цитирует христианские памятники в основном по русским изданиям XIX — начала XX в., а в некоторых случаях обращается к текстам, опубликованным лишь на языке оригинала — латинском или греческом, — давая собственный перевод. Лишь изредка цитаты и упоминания сопровождаются скупой авторской библиографической ссылкой (эти ссылки мы приводим в виде подстрочных примечаний, которые в дальнейшем не оговариваются). Не имея возможности дополнить все случаи авторского цитирования исчерпывающими библиографическими комментариями, редакция указывает иногда лишь на основные или наиболее доступные издания упоминаемых сочинений. — Ред.
25
О книге Ерма «Пастырь» см. в гл. IV.
26
Симеон Новый Богослов. Слова. Ч. II, с. 560.— Прим, автора. — См.: Слова преподобного Симеона Нового Богослова. Вып. второй. М., 1890 (репринт 1993 г. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра). — Ред.
27
«Против ересей», кн. III, гл. 21, 4.
28
Беседа 2, 5.— Прим, автора. — См.: Преподобного отца нашего Макария Египетского, нареченного Великим, Духовные беседы, послания, слова. Изд. 4-е. Сергиев Посад. 1904.— Ред.
29
О Граде Божием. Кн. XX, гл. 9.— Прим, автора. — См. изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994 (репринтное воспроизведение издания 1906–1910 гг.). — Ред.
30
Творения в русском переводе. Изд. 2. М., 1892. С. 176.— Прим, автора. — Репринт 1993 г. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра. — Ред.
31
Проповеди. Т. V, с. 28.
32
Христианский Катехизис. Ч. II, второе прошение молитвы «Отче наш».
33
Творения. III, 34–35.
34
[Там же,] с. 31–32.
35
Ср. I, 211, по 1 изд.
36
Творения, т. IV, с. 89.
37
[Ср.] Письмо к Диогнету. — Прим, автора. — «Послание к Диогнету», автор которого не установлен, публиковалось в кн.: Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Т. 4. Сочинения древних христианских апологетов. М., 1863. С. 3—26.— Ред.
38
В нижеследующую таблицу по истории Церкви редакцией введены в квадратных скобках лишь небольшие уточнения ликов святости и имен упоминаемых лиц. Круглые авторские скобки и авторская пунктуация при них сохраняются. Вследствие обилия включенных в таблицу имен и произведений комментарии к ней не приводятся.
39
Л. Дюшен. История Церкви. М.,1912. С. 9—10.
40
Терновский [Ф. А. и Терновский С. А.] Три первые века христианства. [Киев, 1878.] С. 56.
41
См.: Вильям Джемс. Многообразие религиозного опыта. М., 1910.
42
Основной источник: Книга Деяний Апостольских. Основные пособия: Новый Завет, Ветхий Завет, служба Пятидесятницы; Толкование Иоанна Златоуста на книгу Деяний и Евангелие от Иоанна, Слово 41-е Григория Богослова на Пятидесятницу и другие его Слова. Проф. Скабалланович. Христианские праздники, кн. 5. Пятидесятница. Киев, 1916.
43
Скабалланович. Указ. соч. — Прим, автора. — Здесь цитируется Беседа 24 свт. Григория Паламы; в другом рус. переводе см.: Святитель Григорий Палама. Беседы. М., 1994. Т. I. С. 242,— Ред.
44
Толкование на Евангелие от Иоанна. Слово 50.
45
Слово 41, на Пятидесятницу. В русском переводе, изд. 3, стр. 12, 14.
46
Источники: Деяния святых апостолов; Послания апостолов Петра и Иакова; Послание апостола Павла к Евреям; Евангелие от Матфея и Марка; Иосиф Флавий, Папин Иерапольский (у Евсевия). Пособия: Остальные книги Нового Завета, История Церкви Евсевия Кесарийского.
47
Синедрион — высший орган церковного и национального управления евреев во времена Римского владычества в Иерусалиме, с судебными функциями, но без права смертной казни. Лишь изредка синедрион узурпировал себе это право (случай с первомучеником Стефаном, апостолом Иаковом и некоторыми другими).
48
«Иудейские древности», XX, 9, 1.
49
Саддукеи — еврейская секта, отрицающая воскресение и мир духовный, и потому особенно далекая и враждебная христианству часть еврейства. Она в это время получила преобладающее значение в синедрионе. Из ее среды выходили первосвященники — высшая еврейская власть.
50
Так, например, по приказанию синедриона их били, «они же пошли радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие» (Деян. 5, 41).
51
Кратко об этом см. у С.Н. Булгакова: Первохристианство [и новейший социализм. (Религиозно-историческая параллель.)] — «Вопросы философии [и психологии]», кн. 98, 1909. [С. 215–269.] — Прим, автора.
См. также: Булгаков С. Н. О первохристианстве (о том, что было в нем и чего не было. Опыт характеристики). — «Русская мысль», 1909, VI–VII. Перепечатка: Вестник ЛДА, 1990, № 1–2,— Ред.
52
«Жизнь с Богом» — излюбленное выражение «Пастыря» Ерма; ему соответствует в книге Деяний — «великая благодать была на всех их» (4, 33) или «муж исполненный Духа…» (6, 5); ср. Иез. 36, 27; Мф. 28, 20.
53
Евсевий, кн. II, гл. 1, со ссылкою на Климента Александрийского, который говорит, что собирал свои сведения у людей старшего поколения, близких к апостолам.
54
Иосиф Флавий. Иудейские древности, XX, 9, 1. Ср. Евсевий, II, 23, 19–23.
55
Евсевий, кн. II, гл. 23.
56
Евсевий, кн. II, гл. 23.
57
Евсевий, 11,1, 3–5.
58
Свт. Климент Римский. Первое послание к Коринфянам (далее — I Кор.), 1–2. В кн.: Писания мужей апостольских. Рига, 1994. С. 111–148. (Репринт с издания 1895 г.) Принадлежность так называемого Второго послания к Коринфянам святителю Клименту Римскому отвергается современными исследователями.
59
2 Тим. 4, 21.
60
Против ересей, III, 3, 3. Издания этого сочинения свт. Иринея Лионского см.: Пять книг против ересей. М., 1868; Пять книг обличения и опровержения лжеименного знания. СПб., 1900.
61
«Учение двенадцати апостолов» — «Διδαχή των δώδεκα αποστόλων.» — памятник древнецерковной литературы ближайшего к апостолам времени, известный многим учителям Церкви и заново открытый в конце XIX в. Русский перевод см. в книге: Писания мужей апостольских. Рига, 1994. С. 11–38.
62
«Пастырь», Видение второе, IV.
63
Там же.
64
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Очерки по истории церкви"
Книги похожие на "Очерки по истории церкви" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Мансуров - Очерки по истории церкви"
Отзывы читателей о книге "Очерки по истории церкви", комментарии и мнения людей о произведении.