Натан Щаранский - Не убоюсь зла
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Не убоюсь зла"
Описание и краткое содержание "Не убоюсь зла" читать бесплатно онлайн.
Последний свидетель, допрашиваемый до перерыва, -- Рябский, крупный, спортивного вида человек лет сорока. Его показания на след-ствии характеризовали всю нашу деятельность как борьбу с существую-щим в СССР строем. Рябский утверждает, что был близко знаком с де-сятками отказников и диссидентов, в том числе и со мной.
У меня смутное ощущение, что я его где-то видел, но где именно -- у синагоги ли, у Рубина -- не помню. Рябский ровным, уверенным голо-сом начинает давать показания, спокойно переводя взгляд с меня на судью, с судьи на прокурора, с прокурора на меня.
-- Я еврей, -- говорит он. -- Мои родители внесли большой вклад в советский спорт. Сам я получил высшее образование и всем доволен. Но вот некоторые из моих друзей стали приглашать меня к Рубину и дру-гим диссидентам и отказникам. Я думал, что там будут говорить о фило-софии, об истории, но оказалось, что тот же Рубин разбирается в китай-ской философии, как я в китайской грамоте, -- и Рябский в этом месте сделал паузу: мол, оцените шутку. -- Зато на этих встречах я услышал грязную клевету на советский строй.
Далее следовал набор фраз, не привязанных ни к каким фактам, -- о связи активистов алии с западными спецслужбами, о нашей борьбе с со-ветской властью... Наконец он переходит к единственному конкретному эпизоду, о котором говорил на следствии: встрече с историком Пайпсом. Она, по его словам, завершилась обращением Пайпса ко мне и Рубину с призывом объединиться с диссидентами для борьбы с правительством СССР, якобы не выполняющим соглашения, подписанные в Хельсинки.
Прежде чем задать свой убийственный для Рябского вопрос, я колеб-люсь: ведь его показания не имеют никакого отношения к обвинению в шпионаже, и он, по идее, должен быть допрошен на открытом заседании суда. Мне очень жаль тратить такую торпеду сейчас, когда не будет сви-детелей ее прямого попадания в цель.
-- Вызывают ли Рябского на открытое заседание? -- спрашиваю я судью. -Его свидетельства касаются открытой части обвинения.
-- Это мы определим позже.
Я все же решаю задать свой вопрос.
-- Вы говорите, что Пайпс призвал нас объединиться с правозащит-никами на основе Заключительного акта, подписанного в Хельсинки. Он что, был знаком с его текстом?
-- Конечно! У Рубина копия акта лежала прямо на столе, -- спокой-но отвечает Рябский, глядя мне прямо в глаза. -- Выполняя указание Пайпса, вы с Рубиным и вступили впоследствии в Хельсинкскую груп-пу.
-- Из ваших показаний следует, что встреча состоялась четвертого июля семьдесят пятого года, верно?
-- Да, я хорошо помню. Это был День независимости США, и об этом шла речь за столом.
-- Правильно, я тоже это помню. Однако заключительное совещание в Хельсинки проходило в августе того же года, и еще за месяц не было ясно, состоится ли оно вообще. Но, по вашим словам, у Рубина уже был текст акта, а Пайпс даже предлагал объединиться на его основе. Как вы это объясните?
Я еще не успеваю закончить, как лицо Рябского утрачивает всю свою самоуверенность. Он хмурит лоб, долго думает, а потом мямлит:
-- Да-а... Я, видимо, просто ошибся. Дело было на год позже, в семь-десят шестом году.
Доказать, что это не так, нетрудно. Ведь в июле семьдесят шестого и Пайпса не было в Москве, и Рубин уже жил в Израиле.
Но я лишь прошу секретаря точно записать слова Рябского: встреча состоялась не в семьдесят пятом, а в семьдесят шестом году.
Закрытые заседания наконец-то закончились. После перерыва я воз-вращаюсь в битком набитый зал. Леня теперь сидит в четвертом ряду, посередине. Рядом с ним -- все тот же страж, да и второй сосед брата не сводит с него глаз. Мы с Леней обмениваемся радостными улыбками.
Он демонстративно держит в руках записную книжку и авторучку. Правильно! Надо все записывать. Даже если потом книжку и отберут, так больше запомнится.
Я сразу же повторяю свое ходатайство о вызове всех свидетелей на открытое заседание суда.
-- Рассмотрим, -- отвечает судья.
Первым вызывается для дачи показаний Абрамов, кавказский еврей из Дербента, Значительную часть жителей этого города составляли ев-реи, по принятой среди историков версии переселившиеся из Персии много веков назад. Большинство этих людей не имели высшего образо-вания, зато их связи с еврейской религией и традицией были гораздо прочнее, чем у европейских евреев. Многие дербентцы активно включи-лись в борьбу за выезд в Израиль. Почти сразу же появились и первые отказники, а со временем таковых в городе оказалось гораздо больше -- пропорционально еврейскому населению, -- чем в любом другом месте СССР. Начались преследования со стороны властей, кое-кто угодил в тюрьму.
Первым из московских активистов алии с ними установил связь Са-ша Лунц, который побывал в Дербенте осенью семьдесят четвертого го-да. Затем тамошние евреи стали приезжать к нам. Люди буквально на-брасывались на книги об Израиле, учебники иврита, но они нуждались в учителях. И вот летом семьдесят шестого года наш лучший преподава-тель иврита Владимир Шахновский, взяв отпуск, поехал на Кавказ. Каждый день его водили из дома в дом, где собирались евреи, которым он давал уроки. Гостеприимные хозяева были счастливы, но КГБ их ра-дости не разделял и быстро выслал Шахновского из города под тем пред-логом, что он живет в нем без прописки.
В наших документах о положении советских евреев мы не раз писали о дербентской общине, называли фамилии преследуемых. Абрамова среди них не было, однако сейчас именно он выступает в качестве сви-детеля обвинения.
-- Ваша должность? -- спрашивает судья.
-- Директор школы.
-- Партийность?
-- Коммунист.
-- Что вы можете сказать о положении татов в Дагестане?
Тут надо отметить, что власти не признавали кавказских евреев ев-реями и в паспортах записывали их как татов -- есть такая маленькая мусульманская народность на Северном Кавказе, языком которой евреи пользовались в обиходе.
Абрамов говорит о том, как хорошо им там живется: нет никакой ди-скриминации, все осуждают сионистскую пропаганду...
-- Известно ли вам, что в Дербенте есть евреи, которым не разреша-ют уехать в Израиль?
-- Для меня они изменники Родины, я и знать о них ничего не хочу.
-- В курсе ли вы того, что в Дербенте людям запрещают изучать ив-рит?
-- Нам этот язык не нужен.
-- Ходите ли вы в синагогу?
-- Религия -- пережиток капитализма... -- начинает отвечать Абра-мов, но судья перебивает его:
-- Я снимаю этот вопрос. В СССР свобода совести, и на суде спраши-вать человека об этом нельзя.
Свидетель уходит, а в приговоре моем будет сказано следующее: "Показания Абрамова опровергают клеветнические измышления о со-ветской действительности, содержащиеся в документах, изготовленных и переправленных на Запад Щаранским и его сообщниками".
За Абрамовым следуют две свидетельницы: врачи Емельянова и Сухачева. Одна работает в политическом лагере в Мордовии, другая -- во
Владимирской тюрьме. Они рассказывают о том, какие отличные сани-тарные условия в местах заключения, какая высококалорийная пища, как тепло в карцерах...
-- Медицинское обслуживание у нас лучше, чем во многих местах на воле!заявляет одна.
-- Родственники всегда могут получить полную информацию о со-стоянии здоровья заключенного, -- говорит другая.
С общими утверждениями спорить трудно, хотя даже мой небольшой опыт пребывания в карцере существенно противоречит показаниям сви-детельниц. Я задаю конкретные вопросы -- например, о Якове Сусленском, который однажды потерял сознание в карцере Владимирской тюрьмы и после этого несколько месяцев пролежал в больнице. Я ведь сам, выдавая себя за двоюродного брата Якова, ходил по просьбе Иды Нудель по всем высоким инстанциям, безуспешно пытаясь узнать под-робности о его здоровье.
Сухачева спокойно отвечает мне:
-- Это все ложь, в карцере никто потерять сознание и даже просто заболеть не может. Поместить туда имеют право только с разрешения врача, и каждый день мы контролируем состояние заключенного. Сусленский никогда не терял сознание в карцере.
Ни она, ни я еще не знаем, что уже через неделю я буду во Влади-мирской тюрьме, что стану искать встречи с ней -- хотя бы для того только, чтобы посмотреть ей в глаза: ведь уже с первых дней -- да что там, часов! -- я мог убедиться в том, как нагло врала она на суде. Я еще не знаю, что мне предстоят около четырехсот карцерных дней и ночей, что я буду терять там сознание, тяжело болеть и почти в каждом заяв-лении прокурору об условиях содержания в карцере стану цитировать врача Сухачеву... Немало гнусностей открылось мне в ГУЛАГе в после-дующие годы, но институт карательной медицины оказался явлением самым омерзительным, лицемерным и подлым в системе этой рабовла-дельческой империи.
После перерыва судья объявляет о частичном удовлетворении моего ходатайства: Липавский, Цыпин и Рябский будут вызваны на открытое заседание суда, а вот Адамского, Раслина и Игольникова раздобыть не удалось: они уже покинули Москву.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Не убоюсь зла"
Книги похожие на "Не убоюсь зла" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Натан Щаранский - Не убоюсь зла"
Отзывы читателей о книге "Не убоюсь зла", комментарии и мнения людей о произведении.