Роберт Шекли - Статус — цивилизация

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Статус — цивилизация"
Описание и краткое содержание "Статус — цивилизация" читать бесплатно онлайн.
Так же, как французы в свое время ссылали своих преступников в Гвиану и Новую Каледонию, а англичане — в Австралию и Северную Америку, Земля стала ссылать заключенных на Омегу. Но поскольку управлять с Земли далекой тюремной планетой было невозможно, то власти и не пытались этого делать. Они только позаботились создать такую систему безопасности, которая гарантировала, что ни один заключенный с Омеги не сбежит.
На этом первый том кончался. В примечании было указано, что второй том будет посвящен современной истории Земли. Он должен был называться «Статус — цивилизация».
— Благодарю вас, сэр. А как вы классифицируете себя по статусу?
— Средний средний класс. В этом нет сомнений.
(Гражданка Мориджейн Морган, возраст — 51 год, занятие — школьная учительница. Высокая костлявая женщина.)
— Да, сэр, я думаю, наш курс обучения в школе «Литл Бен» сводится именно к этому.
— За исключением закрытых классов?
— Прошу прощения, сэр?
— Закрытые классы. Вы не ослышались. Вы не рассказывали про них.
— Боюсь, что мне нечего про них сказать.
— Почему же, гражданка Морган?
— Это вопрос с уловкой? Все знают, что учителя в закрытые классы не допускаются.
— А кто же допускается?
— Дети, конечно.
— Но кто их учит?
— Этим занимается правительство.
— Конечно. Но что конкретно преподают в закрытых классах?
— Не имею представления, сэр. Это не мое дело. Закрытые классы — древний и уважаемый институт. То, что в них происходит, возможно, носит религиозный характер. Но это только догадка. Что бы там ни происходило, это не мое дело. И не ваше, молодой человек, даже если вы Опрашиватель.
— Благодарю вас, гражданка Морган.
(Гражданин Эдгар Ниф, возраст — 107 лет, занятие — офицер. Высокий мужчина с тростью, ледяные голубые глаза не потускнели от возраста.)
— Немного громче, пожалуйста. Так о чем вы спрашивали?
— О вооруженных силах. А конкретно спрашивал…
— Теперь я вспомнил. Да, молодой человек, я был полковником Двадцать Первого Северо-Американского Космического Отряда, являвшегося регулярной частью Оборонного Корпуса Земли.
— И вы оставили службу?
— Нет, служба оставила меня.
— Прошу прощения, сэр?
— Вы правильно меня расслышали, молодой человек. Это случилось ровно шестьдесят три года назад. Вооруженные Силы Земли были демобилизованы. За исключением полиции, которую я не могу считать вооруженными силами. Но все регулярные части демобилизованы.
— Почему это сделали, сэр?
— Не с кем было драться. Не от кого было даже защищать Землю. Так, во всяком случае, мне сообщили. Чертовски глупое дело, я бы сказал.
— Почему, сэр?
— Потому, что старый солдат знает, враг всегда появляется неожиданно. Он может появиться даже сейчас. И что тогда мы будем делать?
— Разве нельзя снова сформировать армии?
— Разумеется, можно. Но нынешнее поколение не имеет никакого представления о военной службе. И никто не умеет командовать, кроме старых военных вроде меня. Потребуются годы для того, чтобы были сформированы эффективные вооруженные силы и появилось толковое руководство.
— А в настоящее время Земля совершенно открыта для вторжения извне?
— Да, если не считать полицейских частей. А я серьезно сомневаюсь в их боевой подготовке.
— Не могли бы вы рассказать мне о полиции?
— Я ничего о ней не знаю. Я никогда не загромождал свою голову невоенными делами.
— Но ведь можно допустить, что теперь полиция взяла на себя функции армии, не так ли? Что полиция образует немалые и дисциплинарные силы?
— Такое возможно, сэр. Все возможно.
(Гражданин Мартин Хоннерс, возраст — 31 год, занятие — вербализатор. Стройный вялый мужчина с серьезным мальчишечьим лицом и прилизанными пшеничными волосами.)
— Вы вербализатор, гражданин Хоннерс?
— Да, сэр. Хотя, наверное, «писатель» было бы лучшим словом, если вы не против.
— Конечно. Гражданин Хоннерс, пишете ли вы в настоящее время статьи для каких-нибудь периодических изданий, которые во множестве лежат в киосках?
— Разумеется, нет! Они пишутся некомпетентными битюгами для сентиментального восхищения низшего среднего класса. Рассказы эти, на случай, если вы не знаете, берутся строка за строкой из работ различных популярных писателей двадцатого и двадцать первого веков. Люди, занимающиеся этой работой, всего лишь заменяют прилагательные и наречия. Иногда, как мне говорили, более смелый битюг заменяет глагол или даже существительное. Но такое случается редко. Редакторы периодических изданий косо смотрят на разухабистое новаторство.
— А вы не занимаетесь такой работой?
— Конечно, нет! Моя работа некоммерческая. Я — творческий специалист по Конраду.
— Вы не будете возражать, если я попрошу вас рассказать, что это значит, гражданин Хоннерс?
— С удовольствием. Я занимаюсь воссозданием работ Джозефа Конрада, писателя, жившего в доатомную эпоху.
— Каким образом вы воссоздаете эти работы, сэр?
— Ну, в настоящее время я занимаюсь своим пятым воссозданием «Лорда Джима». Для этого я как можно основательнее погружаюсь в оригинальное произведение. Затем я настраиваюсь соответственным образом и стараюсь переписывать его так, как написал бы его сам Конрад, живи он сегодня. Как вы понимаете, для этого требуется предварительно овладеть словарем, темами, сюжетами, характерами, настроением, манерой письма Конрада и так далее. Все это остается неизменным, и все же книга не может быть рабским повторением. Она должна сказать что-то новое, точь-в-точь как сказал бы это Конрад.
— И вы добились успеха?
— Критики не скупились на похвалы, а мой издатель всячески поощрял меня.
— Когда вы закончите пятое воссоздание «Лорда Джима», каковы будут ваши дальнейшие планы?
— Сначала я устрою себе долгий отдых. Потом я буду воссоздавать одно из малых произведений Конрада. Наверное, «Плантатора из Малаты».
— Понятно. Являетесь ли вы создателем искусства? То есть, я хотел спросить: то, что вы создаете, — это искусство?
— Это цель всякого истинного художника, независимо от того, в каких жанрах он работает. Искусство, боюсь, жестокий судья.
(Гражданин Уиллс Уэрка, возраст — 8 лет, занятие — учащийся. Веселый черноволосый загорелый мальчик.)
— Извините, господин Опрашиватель, моих родителей сейчас дома нет.
— Это совершенно неважно, Уиллс. Ты не против, если я задам тебе пару вопросов?
— Не против. А что это у вас под пиджаком, мистер? Оно выступает.
— Вопросы, Уиллс, буду задавать я, если ты не возражаешь… Итак, тебе нравится школа?
— С ней полный порядок.
— Какие курсы ты там проходишь?
— Ну, там есть чтение, письмо и оценка статуса, и курс по искусству, музыке, архитектуре, литературе, балету и театру. Обычные предметы.
— Понятно. Это — в открытых классах.
— Разумеется.
— Ты также посещаешь и закрытые классы?
— Разумеется, каждый день.
— Ты не расскажешь мне об этом?
— Расскажу. Это пистолет выпирает? Я знаю, что такое пистолет. Некоторые из ребят постарше во время обеда передавали друг другу одно фото, а я подсмотрел. Это пистолет?
— Нет. Мой костюм подогнан не очень хорошо, вот и все. Итак, ты не расскажешь мне, что ты делаешь в закрытых классах?
— Расскажу.
— И что же там происходит?
— Я не знаю. Я не помню.
— Брось, Уиллс.
— Правда, мистер Опрашиватель. Мы все заходим в класс и выходим спустя два часа на перемену. Но это и все. Ничего другого я не могу вспомнить. Я говорил с другими ребятами. Они тоже ничего не могут вспомнить.
— Странно…
— Нет, сэр. Если бы нам полагалось помнить, он не был бы закрытым.
— Возможно, и так. Ты помнишь, как выглядит помещение и кто твой учитель в закрытом классе?
— Нет, сэр. Я действительно ничего об этом не помню.
— Спасибо, Уиллс.
(Гражданин Кущулэн Дент, возраст — 35 лет, занятие — изобретатель. Преждевременно облысевший человек с ироничными, прикрытыми тяжелыми веками глазами.)
— Да, это верно. Я изобретатель, специализирующийся на играх. В прошлом году я выдал «Быстро считаешь — живым будешь». Она была весьма популярна. Вы видели ее, а?
— Боюсь, что нет.
— Довольно милая игра. Я стилизовал ее под «затеряны-в-пространстве». Вначале игрокам для их миниатюрных компьютеров даются неполные данные. За удачную игру полагается приз — дополнительные данные. А в качестве штрафных очков — космическая опасность. Масса вспыхивающих лампочек и тому подобной мишуры. Очень ходкий товар.
— Вы изобретаете еще что-нибудь, гражданин Дент?
— Когда я был мальчиком, то разработал улучшенную модель комбайна. Я спроектировал его так, что он был примерно в три раза эффективнее наших нынешних образцов. И, хотите — верьте, хотите — нет, я действительно думал, что у меня есть шанс продать его.
— Вы его продали?
— Конечно, нет. В то время я понятия не имел, что бюро патентов закрыто навсегда. Остался только отдел игр.
— Вы были рассержены этим?
— В то время немножко был. Но скоро я понял, что имеющиеся у нас модели достаточно хороши. Мы не нуждаемся в более эффективных или более оригинальных моделях. Народ нынче удовлетворен тем, что у него есть. Кроме того, новые изобретения не принесли бы человечеству никакой пользы. Уровень рождаемости и смертности на Земле стабильный и всем всего хватает. А для изготовления технических новинок пришлось бы переоборудовать целую фабрику. Это было бы почти невозможно, поскольку нынче все фабрики автоматизированы и ремонтируют сами себя. Вот почему существует мораторий на изобретения. Он не касается только новинок в области игр.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Статус — цивилизация"
Книги похожие на "Статус — цивилизация" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Роберт Шекли - Статус — цивилизация"
Отзывы читателей о книге "Статус — цивилизация", комментарии и мнения людей о произведении.