Иоханн Таулер - Царство Божие внутри нас

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Царство Божие внутри нас"
Описание и краткое содержание "Царство Божие внутри нас" читать бесплатно онлайн.
Йоханн Таулер (ок. 1300—1361) — ученик Мейстера Экхарта и наставник широкого круга немецких мистиков. Проповеди были «практическим путеводителем» к Царству Божьему для многих поколений и оказали большое влияние на развитие богословия и философии, начиная с молодого Лютера и кончая Шопенгауэром. Практические советы Таулера по поискам своего пути к Богу, самоограничению и отказу от себялюбия и эгоизма, имея вневременной характер, кажутся сейчас особенно насущными и своевременными. Перевод на русский язык осуществлен впервые.
То же, что представляет собою глубина души, не имеет ни образа, ни формы, ни места, ни способа: это неисчерпаемая глубина, парящая сама в себе, и в этой глубине — обитель Божия, — более, чем где-либо еще. Кто в нее погружается, обретает там Бога и себя обретает в Боге, становясь единым с Ним. Ибо от этой глубины Бог никогда не отходит. Здесь — исполненный света Дух Божий, и здесь обретается вечность, в которой нет ни «до», ни «после».
Этой глубины не может ни достичь, ни осветить ни один тварный свет: здесь — только Божья обитель и сущность. Ничто тварное не может ни заполнить, ни измерить эту глубину, — один лишь Бог в Его безмерности.
Этой божественной глубины достигает лишь глубина душевная; сюда зовет и здесь поглощает одна бездна другую. Здесь совершенное единение. Здесь теряет смысл все, что думал человек своим разумом о божественной Троице. Ибо здесь больше нет различия, — одно единство.
Кто всецело погрузится в эту глубину, тому покажется, будто он здесь был всегда и будет вечно, что он с ней — одно, и будь это всего мгновенье, оно ему покажется вечностью; и это свидетельство того, что человек в своей нетварности вечно пребывал в Боге. Когда был он в Нем, то был он Богом в Боге.
То, чем человек является сегодня в своей тварности, тем он был вечно в нетварности в Боге, и даже более — в сверхсущем едином с Ним бытии.
Однако пока человек, перешедший из нетварности в тварность, не вернется во внутреннее одиночество и просветленность, он не вернется в Бога. Покуда не будет совершенно удалена оттуда, вытравлена и отвергнута всякая склонность к внешнему, всякая одержимость бренно-преходящим, всякая самость и все, что наполняет душу своей ничтожностью, делая невосприимчивой к Богу, короче, — все, что не есть Бог, не пробиться ему и не вернуться к своему источнику.
Но и этого недостаточно: прежде дух должен исполниться и преобразиться внутренним светом.
Кто достигнет этого просветления, преображения и преобразования и в совершенной преданности Богу сделается всецело погруженным в свою сокровенную глубину, тот сподобится и в этой жизни причаститься мгновения высшего преображения не-тварным Светом Божиим, в котором он узнает Бога: «Господи, во свете Твоем мы видим Свет» (Ср. Ис. 35, 10).
И если человек часто уходит в глубину своей души и становится она ему домом, то в божественной глубине даруются ему многие моменты, в которые ему раз от разу все яснее открывается, что есть Бог.
С этой внутренней глубиной были хорошо знакомы великие учители, такие, как Прокл и Платон, хотя даже многие христиане не смогли познать ни самих себя, ни того, что в них есть: ни душевной глубины, ни глубины божественной, поскольку вместо того, чтобы смотреть внутрь, они смотрели наружу и удовлетворялись внешними истинами религии, которые мешали им преодолеть свою самость и пойти по пути внутрь.
Чтобы стать способными и готовыми заполниться и преобразиться внутренним светом, нужно направить всю силу своей любви не наружу, а вовнутрь, воспламеняясь в ней, дабы сделаться достойным местом для восхождения божественного света. Нужно думать, желать и говорить, как Августин: «Господи, Ты повелеваешь мне любить Тебя; дай же мне то, что Ты повелеваешь! Ты повелеваешь любить Тебя всем сердцем, всей душою, всей крепостью и всем разумением моим; подай же мне, Господи, чтобы я любил Тебя прежде всего и превыше всего».
Тот, кто жаждет этого всеми фибрами своего существа и всей крепостью своей души обращается вовнутрь, в том растет жар любви, покуда не прожжет его огонь до мозга костей и не станет пламя любви столь сильно и лучезарно, что сердце начнет светиться и, наконец, воспылает к Богу и в Боге.
Тогда ответит Бог Своей любовью и скажет Свое Слово, которое выше, светоносней и лучезарней, чем все человеческие слова. Об этом сказал Дионисий: «Когда произнесено в глубине души превечное Слово, и душа так преисполнена радостной преданностью и готовностью слушать, что может творчески и совершенно воспринять это Слово — Иисуса Христа — во всей Его полноте, тогда глубина души становится едина со Словом и становится самим Словом. И хотя, по сути своей, она содержит тварность, однако же по своему происхождению она — само Слово».
Именно это свидетельствовал Иисус (См. Ин. 17, 21—22): «Отец, с Которым станете вы едины, как Мы едины», и об этом слово, пришедшее к Августину от Бога: «Преобразись в Меня». Этого достигают на пути возжигания сердца любовью к Богу.
Будь внимательным на этом пути вовнутрь. Это — путь духа к Богу и Бога — к нам. Он узкий и потаенный, и на нем заблудятся те, кто предан внешним упражнениям и делам и думает, что можно приблизиться к Богу, исходя из своего Я.
Нет, если вступает человек на внутренний путь, пусть он оставит свое Я и свои слабости и всякое внешнее несовершенство и всей силой своей любви предаст и препоручит себя Богу, отвергшись себя самого и всецело растворившись в любви. Тогда сподобится он на мгновение еще при жизни испытать, что, достигнув единства, будет вечным.
Помоги, Боже, и нам всем причаститься этого!
Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете. Если Я сказал вам о земном, а вы не верите — как поверите, если буду говорить вам о небесном?
Ср. Ин. 3; 11, 12
В этой главе — свидетельство Иоанна о Боге, Который отдал Сына Своего (Ил. 3, 16), и о любви и свете Духа Святого, Который делает блаженными тех, кто верит в Единородного Сына (Ср. Ил. 3, 36).
Почему едино это божественное триединство, остается столь же недоступным разуму, как истина, что Отец есть то же, что Сын, и что Сын и Дух Святой совершенно едины, и что в то же время существует между Ними различие по проявлению, несмотря на единство природы.
Поэтому не нужно искать разумных объяснений того, что можно испытать и ощутить, лишь оставив себя Богу. Послушаемся Фомы: «Не преступай сказанного теми учителями, которые достигли этого своею жизнью, но следуй за ними, ибо оно в них — от Духа Святого».
Но прежде посмотрим на Троицу в себе самих: ведь внутренне мы созданы по образу божественного триединства; потому-то и находим в глубине душевной чистый и истинный божественный образ. Присмотримся к образу, что находится в нас, ибо Сам Бог — в этом образе, хотя сам образ не имеет облика.
Этот образ лежит в заветнейшей, потаеннейшей и глубочайшей части души — там, где она по сущности, действию и бытию подобна Богу; там обретается и творит Бог, и потому ее столь же трудно отделить от Бога, как от себя самой. Эта душевная глубина имеет по благодати все то, что Бог в Своей глубине по природе. Сколь далеко человек уйдет в глубину души, столь действенным в нем станет присутствие и сила Божья.
Прокл сказал об этом: «Поскольку и пока человек окружен внешними образами и растворен в них, не может он достичь этой глубины, покуда не верит, что она в нем. Тот же, кто хочет достичь ее и в ней оказаться, пусть откажется от многообразия внешних образов, всецело обратившись к внутренним, и, миновав, наконец, созерцание образов, пусть дойдет до отсутствия образов и станет единым с Единым».
Подобное Христос свидетельствовал словом: «Царство Божие — внутри вас» (См. выше). Он о внутри — в глубине души. Именно это подразумевает Евангелие: «Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете» (Ср. Ин. 3, 11). Как же внешнему человеку, связанному чувствами, принять это свидетельство. Ведь покуда весь он направлен на внешние мысли и образы, ему этого не представить, и в это не поверить. Он не поймет и не поверит в это, даже если постараться приблизить к нему небесные вещи с помощью земных образов и притч...
Как же он тогда поверит в то, что не имеет образа, — в то, что Бог вечно рождает Своего Сына в сокровеннейшей глубине его души. Кто захочет это испытать и познать, тот пусть обратится вовнутрь — перешагнет все, привнесенное в него извне, и всецело погрузится в глубину себя.
Тогда придет Отцовская сила Божия и через Своего Сына — Иисуса Христа — позовет в себя внутреннего человека и подобно тому, как Сын рождается от Отца и снова в Отца вливается, так и человек рождается от Отца в Сыне и с Сыном вновь вливается в Отца, становясь единым с Ним и зная, что «Я и Отец едины» (Ср. Ин. 17, 11. 21—22).
Об этом слово Божие: «Зови Меня Отцом и продолжай возвращаться в меня: сегодня Я родил тебя через Сына Моего и в Сыне Моем» (В Св. Писании этих слов нет. —Примеч. перев.).
А затем изольется Дух Святой в невыразимой любви и полноте света и пронижет и озарит в человеке глубину души и наполнит своими силами и дарами.
Из сил этих две — деятельные: доброта и знание. Человек исполняется добра и любви и одновременно способности различения того, что служит или препятствует ему в его продвижении. Две же другие — недеятельные: это совет и сила изнутри. Третья — созерцательная: преданность, которая принимает и укрепляет все, что сотворил Дух Святой. И, наконец, — наивысшие дары: разум и мудрость. Эта божественная мудрость, даже если причастишься ее лишь на мгновенье, выше и совершенней всех внешних знаний и дел.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Царство Божие внутри нас"
Книги похожие на "Царство Божие внутри нас" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Иоханн Таулер - Царство Божие внутри нас"
Отзывы читателей о книге "Царство Божие внутри нас", комментарии и мнения людей о произведении.