Абубакар Самбиев - Технический анализ Социальных Систем
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Технический анализ Социальных Систем"
Описание и краткое содержание "Технический анализ Социальных Систем" читать бесплатно онлайн.
Ритуал, как, впрочем, и другие ограничители -- это стихийно найденное решение каких-либо проблем. А раз оно стихийное, возникшее под действием случайных причин и их создатели сами не осознавали и не осознают в полной мере ни того, что они делают, ни целей, для которых создаются ритуалы (если бы осознавали, то К. Лоренцу не было бы необходимости заниматься своими исследованиями), то, естественно, что и результаты получились разные у разных народов. Причем эти результаты, то есть ритуалы, зачастую нелогичны, внутренне противоречивы и порой закрепляют поведение, которое общественно полезным никак не назовешь, например, традиции алкоголизма.
Итак, ритуал -- это ограничитель свободы личности. Он запрещает одни действия и поощряет другие. Здесь присутствуют: целевая функция -следование ритуалу; обратная связь -- на этапе, когда ритуальное поведение еще не сформировано это мнение окружающих, на более позднем -- сила привычки, меры воздействия -- общественное мнение.
3.1.2. Государство
На некоторой стадии развития общества оно разрастается до размеров не сравнимых с размерами рода, племени. Возрастает сложность задач управления. Их решение уже не под силу вождям и советам старейшин. Возникает необходимость создания специализированного аппарата управления и контроля за исполнением. Разумеется, есть и другие причины возникновения государственности, но в данном контексте нас интересует именно этот аспект.
Поскольку поля деятельности и государства, и ритуалов во многом совпадают, то между государством и ритуалами возникают конфликты. С одной стороны, при распределении власти родственные отношения продолжают играть большую, зачастую решающую роль, с другой -- на почве того же распределения возникают конфликты между многочисленными претендентами на власть, как между различными племенами, так и внутри племен. Период становления государственности -- всегда период дрязг, раздоров, заговоров, междоусобиц и войн. Возникает разобщение между людьми на почве дележа власти и логичным следствием этого становится постепенное снижение значения и роли родственных отношений в жизни общества.
Более того, раз государство пытается объединить различные племена, то оно кровно заинтересовано в том, чтобы вытеснить из сознания людей деление на роды и племена, так как это приводит к ослаблению государства. Оно пытается нивелировать людей по всем возможным признакам, чтобы люди чувствовали как можно меньше различий между собой и как можно больше общего, объединяющего. Поэтому вводится единый государственный язык, единая религия, единая идеология, единое судопроизводство и законодательство и т. д. В частности, один из прежних обычаев, обычай кровной мести, никак не может устраивать государство, поскольку это лишнее напоминание людям об их различиях, в данном случае по признаку рода. Потому государство последовательно его, а также другие подобные обычаи, изживает и заменяет их судами. Разумеется, родственные отношения и обычаи по-прежнему играют большую роль. Сначала идут попытки следовать ритуальному правосудию, которые пресекаются государством. Тогда того же результата пытаются добиться, играя на родственных чувствах судей. Но процесс уже пошел...
Вначале становления государства мы имеем общество, в котором родственные отношения связывают всех членов общества и являются высшей ценностью, и ритуал полностью регламентирует поведение каждого члена общества. На этапе же, когда развитие государственности достигло своего логического завершения дети вправе подать в суд на своих родителей или сдать их в дом для престарелых, а родители имеют похожие права по отношению к своим детям. То есть родственные отношения, какими бы близкими они не были, уже не играют почти никакой роли.
Было бы несправедливо полностью отделять государственное регулирование от ритуального. Различные ограничители могут не только противоречить друг другу, но и переплетаться. Вместо ритуалов, возникших стихийно, насаждаются ритуалы формальные, создаваемые преднамеренно и планомерно: ритуал правосудия со всей сопутствующей атрибутикой (мантии судей, защита, обвинение, атрибуты власти, "Встать, суд идет!", "Именем закона..."), ритуалы приема и передачи власти, ритуалы официальных приемов, встреч. Создаются одни ритуалы (например, официальные), отменяются другие (обычай кровной мести), подправляются третьи. Ритуал бракосочетания состоит из официальной части и неофициальной. Если вторая развивается стихийно, то первая регулируется нормативными актами.
Ограничения, налагаемые государством, формулируются в виде разного рода нормативных актов -- законов, указов, постановлений и пр. Они определяют желательное поведение граждан и возможное поощрение за такое поведение, и нежелательное, с соответствующими мерами наказания. Для наблюдения за соблюдением норм поведения и оперативного пресечения возможных нарушений создаются соответствующие механизмы контроля: ми- (по-)лиция, фискальные службы, контрольные комиссии, ревизионные службы. Чтобы гражданам было интересно вести себя удобным государству образом, предусматриваются меры поощрения особо отличившимся (медали, должности, деньги) и наказания особо провинившимся (розги, тюрьмы, каторжные работы).
Таким образом, государство есть СС со своими ограничителями (нормативные акты), органами управления, ОС, целевой функцией.
3.1.3. Религия
Составной частью любой религии, и частью весьма важной, являются ограничители. "Святилище Аллаха -- это Его запреты" ("40 хадисов", Ан-навави, хадис 6). В любой из них мы найдем пункты: "каждый человек должен делать то-то и не должен то-то". В христианстве это десять заповедей Христа, у мусульман -- пять столпов ислама, в коммунизме -- моральный кодекс строителя коммунизма. Представители других религиозных конфессий могут продолжить этот список. Кроме того, основные догматы религии включают в себя далеко не полный перечень того, что человек должен делать и чего он делать не должен.
Предусмотрены меры воздействия для отступников и неверных (ад) и поощрения для истинных последователей данного учения (рай). У большевиков, ввиду отсутствия и того, и другого, поощрение и наказание осуществлялось специальными органами.
Есть и контролирующий орган -- Бог. А для большей надежности контроля в идеологизированных обществах существовали и существуют специальные организации вроде священной инквизиции (на Бога надейся...). Управление от имени Бога осуществляют его представители -- церковь, пророки, духовные наставники. В этой системе высшая цель бытия -- праведная, богоугодная жизнь, за которую воздастся после смерти. То есть, мы имеем еще одну систему, в которой есть целевая функция, органы управления, обратная связь, меры воздействия.
3.1.4. Культура и искусство
В каждом человеке в той или иной форме проявляется тяга к прекрасному, причем ее проявления могут принимать формы весьма специфические. Искусство не существует само по себе. С одной стороны, оно является отражением вкусов и нравов определенной части общества, с другой -- оно формирует их. Во-первых, оно неоднородно. Есть искусство официальное и неофициальное, для детей и взрослых, для богатых и бедных, для законопослушных и наоборот. Во-вторых, оно не только удовлетворяет вкусы определенной части общества, но и формирует их. В-третьих, оно в той или иной мере определяет поведение людей через эстетизацию одних форм поведения и дискредитацию других.
В данном случае представляется наиболее интересным последний аспект проблемы. То, что называют соцреализмом, является одним из проявлений этого явления. Четко просматривается цель этого течения -- эстетизация социалистического строительства, дискредитация всего, что этому мешает. Но соцреализм не являлся и не является чем-то исключительным. Во все времена существуют деятели культуры и искусства, воспевающие существующую власть и форму общественного устройства, независимо от того, какая это власть и каково это общество.
Соцреализм упомянут не из особой неприязни к нему, а лишь как наиболее памятный пример. Формальная принадлежность к тому или иному течению в искусстве ничего не говорит о художественных достоинствах и недостатках конкретного произведения. В рамках того же соцреализма создавались и произведения, о которых забывали на следующий день, и произведения, вошедшие в сокровищницу мирового искусства. От того, что власть поощряет одни течения и преследует другие, или безучастна к творчеству деятелей искусства, в принципе ничего не меняется. Всегда есть довольные властью -- они будут ее восхвалять. Всегда есть недовольные -- они будут ее поносить. Просто желающих получить конфетку всегда больше, чем тех, кто хочет пинка.
Итак, есть искусство и культура, формирующие у человека представления о прекрасном и уродливом. Естественно, человек старается совершать прекрасные поступки и избегать менее прекрасных.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Технический анализ Социальных Систем"
Книги похожие на "Технический анализ Социальных Систем" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Абубакар Самбиев - Технический анализ Социальных Систем"
Отзывы читателей о книге "Технический анализ Социальных Систем", комментарии и мнения людей о произведении.