Михаил Салтыков-Щедрин - Господа ташкентцы
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Господа ташкентцы"
Описание и краткое содержание "Господа ташкентцы" читать бесплатно онлайн.
Впервые подстрочное примечание по второй, более поздней, но тоже черновой рукописи очерка "Ташкентцы приготовительного класса (параллель пятая и последняя)" напечатано М. К. Лемке в составе публикации "Неизданные произведения М. Е. Салтыкова" (ВЕ, 1914, Э 5, стр. 18-19). По той же рукописи, но более точно и полно опубликовано в статье Е. И. Покусаева "Господа ташкентцы" Салтыкова-Щедрина" {Русская литература. Труды Отдела новой русской литературы Института русской литературы (Пушкинский дом) АН СССР, т. 1, М. - Л. 1957, стр. 217.}.
ВВЕДЕНИЕ
Впервые - ОЗ, 1870, Э 11, стр. 233-248 (вып. в свет 19 ноября), под заглавием "Митрофаны". Заглавие изменено в изд. 1873.
Очерк "Митрофаны" первоначально не имел отношения к ташкентскому циклу. В бумагах Салтыкова сохранился отрывок с начальными строками очерка "Митрофаны II", который позволяет предполагать, что он намеревался продолжить работу над темой "митрофанства" и создать цикл (или несколько взаимосвязанных произведений) с нумерованными главами, посвященными не только общей характеристике "митрофанства", но и его конкретных представителей. Вот текст этого отрывка: "Митрофаны (см. ОЗ. 1870, Э 11). В полумраке залы помещичьего дома, освещенной одинокою стеариновой свечою, из угла в угол бродит Митрофан Зашибаев-Гвоздило и думает, отчего ему ни в чем удачи нет" {Бюллетени Рукописного отдела Пушкинского дома. Вып. IX. М.-Л. 1961, стр. 34.}.
Место, которое занимали "Митрофаны" в творческих планах Салтыкова 1870 года, и причины, по которым эти планы остались неосуществленными, определить сейчас трудно ввиду отсутствия относящихся к данному вопросу свидетельств.
Очерк "Митрофаны" - одно из выступлений Салтыкова с критикой русского служилого дворянства как общественно-политической силы, долгое время претендовавшей на руководящую роль в исторической жизни страны. Салтыков доказывал, что сила эта исчерпала себя и превратилась в тормоз развития (своего рода комментарием к очерку служит почти одновременно с ним написанная рецензия на книгу А. Романовича-Славатинского "Дворянство в России от начала XVIII века до отмены крепостного права" - см. т. 9). Но в "выморочном пространстве" современной российской действительности Салтыков не видит пока и никаких других сил, способных в данный момент сказать "новое слово".
"Митрофанство" как общественное явление, характеризующее, главным образом, дворянскую бюрократию, по существу своему близко "ташкентству", в связи с чем Салтыков и решился в 1873 году поместить единственный написанный им очерк о Митрофанах в качестве введения к ташкентскому циклу. Таким образом, в "исследовании" о ташкентцах Салтыков, по выражению Е. И. Покусаева, представил "митрофанство" как "идеологическое обоснование ташкентства, как идеологическую его опору" {Е. Покусаев. Революционная сатира Салтыкова-Щедрина, М. 1963, стр. 159.}.
Очерк "Митрофаны" при своем появлении не вызвал сколько-нибудь содержательных отзывов в печати. Одна из причин - цензурная трудность обсуждения затрагиваемых писателем тем в печати.
"Прикажут - завтра же буду акушером". - В подлиннике у М. И. Глинки: "Прикажет государь, завтра буду акушером" ("Записки Михаила Ивановича Глинки. 1804-1854". - PC, 1870, Э 10, стр. 384).
...ждут мания... - знака рукой (от лат. manus - рука).
...умника... - С этим словом в XIX веке нередко ассоциировалось понятие "вольнодумец".
...от нас ожидается какое-то "новое слово"... - Полемический выпад против "почвенников" и близкой к ним националистической "русской партии", выдвигавшей тезис о провиденциальном назначении России - обновить "прогнивший западный мир". Термин "новое слово" был введен в литературный оборот Аполлоном Григорьевым. О многолетней борьбе Салтыкова с идеологами "почвенничества" и "нового слова", важным звеном в которой явилось "Введение" к "Господам ташкентцам", а также главы "Что такое "ташкентцы"?" и "Ташкентцы-цивилизаторы", см. в книге С. Борщевского "Щедрин и Достоевский", М. 1956. См. также стр. 666 и т. 5, стр. 532.
Один знатный иностранец... - Приводимый далее рассказ "знатного путешественника" по своему характеру и сатирической направленности очень близок к "Мнениям знатных иностранцев о помпадурах", приведенным Салтыковым в заключительной части "Помпадуров и помпадурш" - см. т. 8.
...мы только в недавнее время попытались примерить на себя заправское европейское платье... - Намек на реформы 60-х годов.
...погадка... - "отрыжка ловчих птиц, коею они скидывают клуб остатков пищи, кости, перья и пр." ("Толковый словарь живого великорусского языка" Владимира Даля, т. III, СПб. - М. 1882, стр. 152).
...вавилонскую башню проектировать... - замышлять нечто невыполнимое (выражение заимствовано из библейского мифа о неудачной попытке построить в Вавилоне башню "высотою до неба" - Бытие, 11, 1-9).
Любезный друг! я желал бы, чтоб вы открыли Америку. - Иронические выражения об "открытии" и "закрытии" Америки по указанию вышестоящего начальства встречаются (в разных вариантах) в нескольких произведениях Салтыкова. См., например, т. 7, стр. 403.
Митрофаны не изменились. - Митрофан Простаков - персонаж "Недоросля" Д. И. Фонвизина (1781) - фигурирует в ряде произведений Салтыкова: "Глуповское распутство" (1862), "Помпадуры и помпадурши" (1873), "Круглый год" (1880), "Пошехонские рассказы" (1883-1884). Об отношении Салтыкова к "митрофанству" см. стр. 675.
...презирают географию... - кучер довезет их куда будет приказано... Намек на реплику г-жи Простаковой: "Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, - свезут, куда изволишь" (д. IV, явл. 8). Реплику Простаковой об арифметике - см. в д. III, явл. 7.
...из козней, крамол и измены. - Терминология, употреблявшаяся M. H. Катковым и реакционной печатью по отношению к польским повстанцам и к передовым силам русского общества.
Налетел, нагрянул, ушиб... - Ироническое переосмысление знаменитого изречения Юлия Цезаря: "Veni, vidi, vici" ("Пришел, увидел, победил").
...табель о рангах... - О введенной Петром I иерархии военных, гражданских и придворных чинов см. т. 8, стр. 574.
...Запад разлагается... - Отклик на высказывания идеологов позднего славянофильства, в частности Н. Я. Данилевского, с работой которого "Россия и Европа", опубликованной в "Заре" 1868 года, Салтыков, без сомнения, был знаком. Данилевский заявлял в ней, что "народу одряхлевшему, отжившему, свое дело сделавшему и которому пришла пора со сцены долой, ничто не поможет...". "Сама мысль, высказанная славянофилами о гниении Запада, кажется мне совершенно верною, - добавлял он, - только выразилась она в жару борьбы и спора слишком резко и потому с некоторым преувеличением" ("Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому" Н. Я. Данилевского, СПб. 1871, стр. 75 и 172).
Благодаря гг. Бартеневу и Семевскому, он знает немало анекдотов из истории просветительной деятельности XVIII века... - В ежемесячных журналах "Русский архив" и "Русская старина", редакторами которых были П. И. Бартенев и М. И. Семевский, публиковались исторические документы, письма и мемуары, относящиеся преимущественно к XVIII - первой половине XIX века. С этими изданиями Салтыков особенно внимательно знакомился во время работы над "Историей одного города" (см. т. 8, стр. 553). Оба редактора питали особое пристрастие ко всякого рода историческим курьезам и анекдотам. Характерным образцом подобных анекдотов о "просветительной деятельности" царизма в XVIII веке, которые Салтыков в данном случае имел в виду, является заметка "Исполнение указа Петра Великого о бритии бород в Соликамске 1705 г."; в ней описывалось, как после оглашения указа царя солдаты, специально поставленные у церкви, "схватывают каждого взрослого мужчину: один из стражей держит бедняка за руки, другой остригает ему усы и бороду; третий, припавши вниз, обрезывает полы кафтана выше колен При виде окорнанных отцов и мужей, дети и жены подняли страшный вой, словно над покойниками: оттого возврат семейств в домы уподобился похоронному, шествию" и т. п. (PC, 1870, Э 6, стр. 594-595).
В "Русской старине" (1870, Э 11) был напечатан именной указ Павла I генерал-прокурору кн. Куракину от 28 июля 1798 года - о строгом наказании бржетского городничего Пирха, который "противу узаконениев наших публично ходил в круглой шляпе, во фраке и сею неблагопристойною одеждою ясно изображал развратное свое поведение" (стр. 521-522)у
В журнальной редакции "Введения" ("Митрофаны") высказывание о Бартеневе и Семевском было напечатано в следующем виде:
"Благодаря гг. Бартеневу и Семевскому, он знает немало анекдотов из истории просветительной деятельности XVIII века и пересказывает некоторые из них не без юмору. Он знает, например, что не за горами то время, когда, во имя цивилизации, вменялось в обязанность "носить немецкое платье с одинаким стоячим воротником, шириною не более, как в три четверти вершка" и "не увертывать шею безмерно платками, галстухами или косынками, а повязывать оные приличным образом без излишней толстоты", и, заручившись этим фактом (одним этим фактом!), считает себя уже совершенно свободным от всяких церемонных отношений к цивилизации вообще". Цитируемые Салтыковым строки заимствованы из предписания санкт-петербургского военного губернатора Буксгевдена Управе благочиния от 20 января 1798 года (PC, 1870, Э 11, стр. 517).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Господа ташкентцы"
Книги похожие на "Господа ташкентцы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Михаил Салтыков-Щедрин - Господа ташкентцы"
Отзывы читателей о книге "Господа ташкентцы", комментарии и мнения людей о произведении.