» » » » Джирджи Зейдан - Аль-Амин и аль-Мамун


Авторские права

Джирджи Зейдан - Аль-Амин и аль-Мамун

Здесь можно скачать бесплатно "Джирджи Зейдан - Аль-Амин и аль-Мамун" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Историческая проза, издательство Художественная литература, год 1977. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Джирджи Зейдан - Аль-Амин и аль-Мамун
Рейтинг:
Название:
Аль-Амин и аль-Мамун
Издательство:
Художественная литература
Год:
1977
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Аль-Амин и аль-Мамун"

Описание и краткое содержание "Аль-Амин и аль-Мамун" читать бесплатно онлайн.



В историческом романе «Аль-Амин и аль-Мамун», написанном в 1906 г. известным египетским писателем-просветителем Джирджи Зейданом (1861–1917), изображены события, связанные с борьбой за престол между сыновьями знаменитого халифа Харуна ар-Рашида в IX веке.






— Неужели я, принесшая эти святыни в память о твоем муже, погребенном в Тусе, уйду от тебя, так и не получив ничего, кроме презрения и злорадства? Неужели тебе нечего сказать мне, кроме слов о том, что господь покарал нашу семью? Если так, то я рада, что ты помнишь о божьей каре, ведь наш господь всеведущ и всемогущ, и он вершит свой суд в любое время…

Зубейда не удержалась и взглянула на старуху. Лицо Аббады, выражавшее до сих пор униженную покорность, теперь пылало ненавистью и гневом. Мигом высохли покрасневшие от слез глаза. Губы у старухи дрожали, руки тряслись, она едва держалась на ногах. Притянув к себе посох, она всей тяжестью тела уперлась им в пол. Было видно, что ей стоит больших усилий не упасть. Отыскав свои башмаки, она обулась и, не проронив более ни слова, вышла из залы.

— Аббада! — крикнула Зубейда.

Старуха продолжала идти, не обращая внимания на этот зов.

— Аббада!.. Умм ар-Рашид! — раздался голос Зубейды во второй раз.

Тут Аббада, услышав, что ее окликнули «Умм ар-Рашид», несказанно обрадовалась. Сдержав накипевшую на сердце обиду, она приостановилась, в надежде, что ей удастся вызволить Маймуну, вернулась назад и застыла в ожидании. Одна рука ее лежала на посохе, другой она уперлась в свой бок, стараясь одолеть старческую немощь. Аббада пристально смотрела в глаза Зубейде, надеясь отыскать в их глубине сочувствие или жалость. Может быть, Зубейду тронула участь Маймуны? Но на лице матери аль-Амина ничего не изменилось: она все так же надменно улыбалась, а в глазах ее сверкал гнев. Аббада некоторое время стояла неподвижно, всматриваясь в эти глаза, и обманывала себя надеждой спасти Маймуну.

— Скажи, ты желаешь смерти моему сыну? — хриплым голосом произнесла Зубейда.

— Помилуй бог, госпожа! — голос Аббады дрожал и срывался. — Я неустанно молюсь всевышнему, чтобы тебе не довелось увидеть сына своего в несчастье. Я прошу господа, чтобы он никого не обошел своей милостью. Может, он коснется краем своей благодати и моей несчастной внучки…

— А просила ли ты о божьей милости раньше? — оборвала Аббаду Зубейда.

Аббада поняла, что Зубейда намекает на прежние времена, когда еще был жив Джафар.

— Я молила бога, чтобы он был милостив к моему сыну, но, увы, в молитвах моих, видно, не было такого пыла и страсти, как сейчас. В то время мне были в жизни знакомы одни радости. Я думала, что так будет всегда. Но потом все переменилось, и мне пришлось испытать столько горя, что чужому трудно даже себе это представить. Ох, натерпелась я мук после того, как судьба ожесточилась против меня! С тех пор я не видела от ближних ничего, кроме зла, и не жду ничего, кроме новых бедствий.

Зубейда стала опасаться, что если их разговор затянется, то ей придется выслушать всю историю злоключений Аббады, а она терпеть не могла, когда перед ней изливали душу. Зубейда встала и принялась приводить в порядок свои украшения. Она поправила ожерелье, спускавшееся на грудь, и повязку, окаймлявшую ее голову, словно собиралась уйти. Но Аббада, ограничившись сказанным, направилась к дверям и вышла, не обращая внимания на то, что только что потерпела неудачу.

Неприятности и огорчения, которые принесла Аббаде встреча с Зубейдой, заставили ее забыть о всякой усталости. Во дворце аль-Мамуна старуху уже поджидала Дананир. Когда Аббада рассказала обо всем, что с ней приключилось в Обители Покоя, воспитательница Зейнаб погоревала вместе со старухой и постаралась, как могла, утешить ее.

Глава 53. В Мерве

Бехзад, известив Маймуну о своей поездке в Хорасан и дав наставления Сельману, выехал за ворота Багдада верхом на коне с привязанным к седлу ларцом и направился к Мерву кратчайшей дорогой. Когда Бехзаду случалось проводить ночь на постоялом дворе или останавливаться где-либо в пути, он называл себя лекарем и говорил, что в его ларце находятся снадобья. За время долгого пути ему пришлось пересечь горы и равнины, долины и реки, пока он не приблизился к Мерву Шахиджанскому, который являлся в те времена столицей Хорасана. Этот город, обнесенный с четырех сторон крепостной стеной, лежал на равнине. Путешественнику еще издалека бросалась в глаза возвышавшаяся над Мервом огромная цитадель. Местные жители ее так и называли — «Кухендиз». На ее террасах были разбиты огороды и сады, поэтому смотрящему издали казалось, что это селение, которое, точно цветущий ковер, венчает вершину горы. Но этот необычный вид не мог поразить Бехзада: ведь он родился и вырос на этой земле. Въехав в городские ворота, он тотчас направился к дому аль-Фадля Ибн Сахля.

Аль-Фадль Ибн Сахль родился в Сархасе и в юности был огнепоклонником. Он превосходно знал астрологию и при содействии Яхьи Бармекида вступил на государственную службу еще во время правления Харуна ар-Рашида. Только в 190 году хиджры он принял ислам и придерживался шиитского толка. Аль-Фадль Ибн Сахль стал исповедовать новую религию, чтобы помочь персам добиться независимости в Хорасане. Это был старательный и энергичный человек, и Яхья способствовал его быстрому продвижению, так что тот стал вскоре его доверенным лицом, а затем и первым помощником. Аль-Фадль Ибн Сахль сразу подметил у аль-Мамуна недюжинный ум и задатки правителя и потому надеялся, что халифат со временем перейдет в его руки. Он не расставался с наследником престола и всячески старался ему услужить, чтобы стать для него незаменимым. Аль-Мамун тоже отличал его, оказывал знаки уважения, и аль-Фадль Ибн Сахль метил не куда-нибудь, а в визири к будущему эмиру верующих. Рассказывали, что наставник аль-Мамуна, когда тот был еще совсем юным, заметив его расположение к аль-Фадлю Ибн Сахлю и оказываемый тому почет, передал последнему: «Я полагаю, что недалек час, когда ты сможешь получить от наследника миллион дирхемов». На что аль-Фадль Ибн Сахль с гневом возразил: «Я нахожусь у него в услужении не для того, чтобы получать деньги, а для того, чтобы моя печать властвовала над востоком и западом!»

Как читателю уже известно, назначая престолонаследников, халиф Харун ар-Рашид распорядился следующим образом: после его смерти аль-Амину отойдут области Ирака и Сирии до крайнего запада и права первого престолонаследника, а за аль-Мамуном останется Хорасан и весь восток халифата, а также право наследовать престол после смерти брата своего аль-Амина. Такое решение было принято не без участия прежнего визиря ар-Рашида, Джафара Бармекида и других сторонников шиизма, а среди них и аль-Фадля Ибн Сахля. Когда в 192 году хиджры Харун ар-Рашид намеревался отправиться в Хорасан, то приказал аль-Мамуну остаться в Багдаде до своего возвращения. Халиф был тогда тяжело болен и аль-Фадль опасался, что если в дороге он умрет, то его личные планы расстроятся, пойдут прахом. «Трудно предугадать, что может случиться с твоим отцом, — поучал он аль-Мамуна. — Хорасан — твое наследственное владение, а аль-Амин настроен против тебя враждебно, и самое малое, что он может сделать, придя к власти, — это лишить тебя прав наследия. Не забывай, что он сын Зубейды, Хашимид не только по отцу, но и по матери, а она обладает большим влиянием и деньгами. Проси у эмира верующих дозволения сопутствовать ему в хорасанском походе». Сначала халиф отказал в этой просьбе аль-Мамуну, но затем, все как следует обдумав, согласился: предчувствуя близкую кончину, он знал, с каким нетерпением сыновья ждут ее, считая, что отец их слишком долго сидит на халифском престоле. И вот Харун ар-Рашид выступил в поход, сопровождаемый аль-Мамуном. Вместе с ними отправился и аль-Фадль Ибн Сахль, намереваясь по дороге устроить дела аль-Мамуна. И ему удалось привести под присягу халифские войска, принимавшие участие в походе. Все — и военачальники и простые воины — присягнули на верность аль-Мамуну, а Харун ар-Рашид вверил заботам сына походное имущество и казну. Затем аль-Мамун обосновался в Мерве, столице Хорасана, а халиф в это время находился в Тусе, и здоровье его с каждым днем ухудшалось. Аль-Амин, пребывавший в Багдаде, был хорошо осведомлен обо всем, что происходило с его отцом. Он имел множество шпионов в халифской свите, а самым ревностным среди них был аль-Фадль Ибн ар-Рабиа, визирь Харуна ар-Рашида, занявший место убитого Джафара.

Как только ушей аль-Амина достигло известие о том, что отец находится при смерти, он тотчас начал склонять аль-Фадля Ибн ар-Рабиа и других сановников присягнуть ему. Харун ар-Рашид скончался в Тусе в 193 году хиджры, и аль-Фадль Ибн ар-Рабиа, воспользовавшись отсутствием аль-Мамуна, который находился к тому времени в Мерве, хитростью переманил халифское войско на сторону аль-Амина. Воины, желавшие поскорее вернуться к своим семьям в Багдад, поддались уговорам аль-Фадля Ибн ар-Рабиа и нарушили клятву, данную ими аль-Мамуну. Они захватили с собой походную казну и встали под знамена аль-Амина.

Аль-Мамун же, узнав о смерти отца и о том, что его войска, забыв о данной присяге, перекинулись на сторону брата вместо с походным имуществом и халифской казной, испугался за свою жизнь и поспешил собрать в Мерве своих приближенных, чтобы держать совет, что делать дальше. Приближенные ободрили своего господина и дали слово не оставлять его в беде. Аль-Фадль Ибн Сахль медлил с решительными действиями, выжидая благоприятный момент для достижения заветной цели, ради которой ему пришлось переменить веру отцов. Посылка Бехзада во дворец аль-Мамуна под видом лекаря, задолго до смерти Харуна ар-Рашида, была одним из пунктов хорошо продуманного общего плана. Аль-Фадль Ибн Сахль познакомился с молодым человеком через предводителей хуррамиов. Он увидел, что тот отважен, привержен к шиизму и готов оказать помощь персам в их борьбе за независимость. Вместе с Бехзадом отправился в Багдад его слуга Сельман, также принадлежащий к общине хуррамитов. Между Бехзадом и аль-Фадлем Ибн Сахлем не прерывалась тайная переписка. Когда скончался Харун ар-Рашид и халифская власть перешла к аль-Амину, настало время действовать в Хорасане, и Бехзад немедленно прискакал в Мерв.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Аль-Амин и аль-Мамун"

Книги похожие на "Аль-Амин и аль-Мамун" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Джирджи Зейдан

Джирджи Зейдан - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Джирджи Зейдан - Аль-Амин и аль-Мамун"

Отзывы читателей о книге "Аль-Амин и аль-Мамун", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.