Роман Светлов - Печальные времена. Дамаский Диадох как представитель афинской школы неоплатонизма
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Печальные времена. Дамаский Диадох как представитель афинской школы неоплатонизма"
Описание и краткое содержание "Печальные времена. Дамаский Диадох как представитель афинской школы неоплатонизма" читать бесплатно онлайн.
Для европейского Запада границей между античностью и «темными веками», предшествовавшими новому (средневековому) расцвету культуры, стало свержение последнего западноримского императора Ромула Августула; подобной границей для средиземноморского Востока явилось правление Юстиниана I (527—565 гг.). Грозная фигура неутомимого властителя, попытавшегося сцементировать державу на основе никейского православия и возвратить наследникам римского величия все, утерянное на Западе, вызывала и будет вызывать противоречивые суждения. Происходившая при Юстиниане «византийская реконкиста» — десятилетиями длившаяся борьба с германскими королевствами за Северную Африку, Италию, Испанию — менее чем на сотню лет вернула ромеям положение владык мира, омываемого водами Средиземного моря. Но в конечном итоге усилия Юстиниана подорвали силы государства. Уже при нем Византийская империя не смогла противостоять натиску славян, наводнивших ее территорию от Дуная до Пелопоннеса. А при Ираклии, пятом преемнике Юстиниана, арабы лишили византийцев последних надежд на мировое господство.
Таблица 2 (продолжение)
Диалог «Парменид» Действительные Параллели описание предикаты предметы гь [тая гипотеза а: «Если единое ед шоды: для другого ино» Посылк Вь 159Ь2— См. предикаты 1-й гипотезы Материя 160Ь4 Шестая гипотеза Посылка: «Если единое не существует» Выводы: для единого 160Ь5— Познаваемость; отличие от другого; «то», «это» и «нечто», неподобие другому и подобие самому себе; неравенство другому и равенство самому себе; бытие и небытие; движение и покой; изменчивость и неизменность; возникновение и гибель и невозник- новение и неги- бель Феноменальное единое (единое, не существующее в некотором отношении) Прокл: выводы о невозможном 163Ь6 Седьмая гипотеза Посылка: «Если единое не едино» Выводы: для единого 163Ь7— 164Ь4 Неучастие в бытии, недвижность, неизменность И т. д. Никоим образом не сущее единоеТаблица 2 (продолжение)
Диалог «Парменид» Дей ствительные Параллели описание предикаты предметы Восьмая гипотеза Посылка: «Если единое не существует» Выводы: для другого 164Ь5— Инаковость по Феноменальное Прокл: 165е1 отношению друг к другу внутри «скоплений»; единое и многое; число; равенство и неравенство; ограниченность пределом и беспредельность; подобие и неподобие; тождественность и инаковость; движение и покой; возникновение и гибель и невозникновений и негибель (чувственно воспринимаемое) другое- сущее-многое, образующее «скопления» выводы о невозможном Девятая гипотеза Посылка : «Если единое не е 1воды: для другого о Вь X S < 165е2- Не-сущее и не Никоим образом 166с5 возникающее; не- единое и не-мно- гое; не-подобие и не-неподобие; не- тождественность и не-инаковость; не- соприкосновеннеи не-обособленность и т. д. Запрет любого предицирова- ния не сущее другоеОтметим, что, согласно современной исследовательской традиции, в рамках второй части диалога «Парменид» выделяется не девять, а восемь гипотез. При этом третья (по неоплатоническому счету) гипотеза включается в состав второй. Основания для такого подхода имеются — действительно, в этом случае логическая структура выводов оказывается симметричной: единое существует — выводы для единого, выводы для другого: единое не существует — выводы для единого, выводы для другого. Третья неоплатоническая гипотеза несколько нарушает стройность этого порядка, поскольку речь в ней идет о существующем и не существующем едином, причем выводов для другого в этом случае не делается. Тем не менее ее выделение, вероятно, необходимо. В самом деле, Платон уже завершил вторую гипотезу, сделав окончательный вывод, и его дальнейшее рассуждение резко отличается от предшествующего.
И самый главный вывод, который можно сделать в данной связи,— тот, что воззрения неоплатоников на диалог «Парменид», как и на другие произведения Платона, с нашей точки зрения, оказываются априорно более истинными, нежели современные. Неоплатоники жили и творили практически в тех же условиях, что и сам Платон; обязательное академическое образование и превращение философствования в стиль жизни обусловливали высочайший уровень понимания того, о чем говорили древние, о котором в ситуации современности приходится лишь мечтать
Примечания
1
Есть странное созвучие в истории античной философии. Как сообщает Диоген Лаэртский, Фалес первым был назван мудрецом во время архонтства в Афинах Дамасия. Закончилась же античная философия, когда во главе афинских платоников находился Дамаский. Сколь бы различна ни была этимология их имен, в обрамлении ими многовековой истории греческой мысли слышится некое эхо, быть может подчеркивающее «завершенность стиля» самого античного философствования.
2
Такого рода суждения неудивительны для авторов, работавших во времена «исторического материализма». Но более чем странными онн выглядят у таких образованных людей, как Ф. А. Курганов, написавший в прошлом столетии объемистое исследование: «Отношения между церковной и гражданской властью в Византийской империи» (Казань, 1880), в котором он безапелляционно утверждал: «Вообще же, о закрытой Юстинианом философской школе в Афинах нужно заметить, что она в сущности была не философской школой, а питомником языческого суеверия и магии» (С. 497).
3
Особое религиозное направление, где соединились иудейские и, вероятно, раннегностические идеи. Возникло после возвращения иудеев из Вавилонского пленения как результат оппозиции жителей Самарии (по большей части избежавших пленения) вновь складывающейся иерусалимской теократии. В I—II веках имело тенденции к сближению с христианством; испытало влияние проповеди гностиков Симона Мага и Менандра. Практически было уничтожено Юстинианом.
4
Дети становились наследниками лишь в случае приятия ими православия
5
Отметим, что один из последних схолархов Академии, Марин из Неаполя Палестинского, на самом деле был «эллннствующим» — иудеем, оставившим веру отцов ради язычества. Имеются также свидетельства об иудейском происхождении Домиина из Лаодикеи, предшественника Прокла на посту главы Академии.
6
Например, во время восстания «Ника» (532 г.) Юстиниан обвинил партию прасинов («зеленых», зачинщиков волнений), вожди которой были приверженцами монофнзитства, в том, что они — «иудеи, манихеи и самаритяне». В ответ прасины выдвинули против венетов («синих», поначалу державшихся лояльно по отношению к императору) обвинение в том, что те — «эллины». Поскольку в массе своей члены обеих партий были вполне православными жителями Константинополя, обвинения эти, очевидно, распространялись на партийное руководство, включавшее в себя и языческую аристократию.
7
Прокопий Кесарийский. Тайная история, ΧΙ.31—32.
8
См. в «Тайной истории» сообщение Прокопия о переходе в «многобожие» жителей Палестины, недовольных запретами Юстиниана.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Печальные времена. Дамаский Диадох как представитель афинской школы неоплатонизма"
Книги похожие на "Печальные времена. Дамаский Диадох как представитель афинской школы неоплатонизма" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Роман Светлов - Печальные времена. Дамаский Диадох как представитель афинской школы неоплатонизма"
Отзывы читателей о книге "Печальные времена. Дамаский Диадох как представитель афинской школы неоплатонизма", комментарии и мнения людей о произведении.