Роман Светлов - Печальные времена. Дамаский Диадох как представитель афинской школы неоплатонизма
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Печальные времена. Дамаский Диадох как представитель афинской школы неоплатонизма"
Описание и краткое содержание "Печальные времена. Дамаский Диадох как представитель афинской школы неоплатонизма" читать бесплатно онлайн.
Для европейского Запада границей между античностью и «темными веками», предшествовавшими новому (средневековому) расцвету культуры, стало свержение последнего западноримского императора Ромула Августула; подобной границей для средиземноморского Востока явилось правление Юстиниана I (527—565 гг.). Грозная фигура неутомимого властителя, попытавшегося сцементировать державу на основе никейского православия и возвратить наследникам римского величия все, утерянное на Западе, вызывала и будет вызывать противоречивые суждения. Происходившая при Юстиниане «византийская реконкиста» — десятилетиями длившаяся борьба с германскими королевствами за Северную Африку, Италию, Испанию — менее чем на сотню лет вернула ромеям положение владык мира, омываемого водами Средиземного моря. Но в конечном итоге усилия Юстиниана подорвали силы государства. Уже при нем Византийская империя не смогла противостоять натиску славян, наводнивших ее территорию от Дуная до Пелопоннеса. А при Ираклии, пятом преемнике Юстиниана, арабы лишили византийцев последних надежд на мировое господство.
Девять гипотез «Парменида» как наглядное представление эманации в ее теологической интерпретации
Для понимания настоящей главы необходимо отчетливейшим образом представить себе, что такое эти восемь гипотез «Парменида». Без такого отчетливого представления предлагаемый нами сейчас анализ этой неоплатонической интерпретации может внести только туман и полную неразбериху в головы читателей.
Л. Ф. Лосев. История античной эстетики. Последние векаПубликуемый трактат Дамаския делится на две примерно равные по объему части. Первая посвящена общим апориям, относящимся к происхождению всего многообразия действительных предметов от сверхсущностного начала всего (единого-неизреченного, или таинственного), к процессу эманации, а также к соотношению традиционных эллинских и восточных теологических воззрений с платоническими построениями. Вторая представляет собой комментарий ко второй части диалога Платона «Парменид», где излагаются знаменитые гипотезы. Комментарий представляет собой своего рода полемические заметки, в которых в апоретической форме излагаются возражения Дамаския Проклу, также комментировавшему этот диалог. К сожалению, большая часть комментария последнего до нас не дошла, в частности, не сохранились те места, в связи с которыми высказывает свои возражения Дамаский. Поэтому реконструкция воззрений Прокла основывается преимущественно на его главном сочинении — «Платоновской теологии».
Вторая часть диалога «Парменид» посвящена разбору гипотез, то есть положений, проистекающих из определенного допущения, относящегося к единому. Всего этих гипотез в афинской школе неоплатонизма, в отличие от современных трактовок, выделялось девять. По мнению Сириана, Прокла, и Дамаския, при их посредстве Платон описывают эманацию действительных предметов — их возникновение от сверхсущностного начала всего и переход от состояния единого сущего к чину никогда и ни в каком отношении не сущего. Гипотезы «Парменида», согласно этой концепции, представляют собой систематическое изложение всего учения Платона и, в частности, его теологии — учения о богах, фрагментарно представленного во многих его диалогах. Это учение представляет собой истину, которая корреспондируется с традиционной эллинской и орфической теологиями, с реалиями, представленными в «Халдейских оракулах» и в египетской религии.
Систематическое описание воззрений представителей афинской школы неоплатонизма на гипотезы Парменида представлено в табл. 2. Напомним, что эти гипотезы посвящены соотнесению единого с другим, под которым Дамаский понимает материю. Первые пять предполагают бытие единого, причем в трех начальных выводы посвящены единому, а в оставшихся двух — другому. Четыре следующие исходят из положения: «Если единого не существует»,— и выводы делаются для самого единого и для другого.
Таблица 2 Девять гипотез «Парменида» в интерпретации неоплатоников
Диалог «Парменид» Действительные Параллели описание предикаты предметы Первая гипотеза Посылка: «Если единое едино» Выводы: для единого 137с4- Не является целым и не имеет частей; не имеет начала, середины и конца; беспредельно; не обладает фигурой; не находится в другом и в самом себе; не покоится и не движется; не тождественно и не инаково другому и самому себе; не подобно и не неподобно; не равно и не неравно; не старше, не моложе и не равно по возрасту самому себе и другому Сверхсущностное начало всего Платон: благо («Государство»); первый царь всего (II письмо) 142а8Таблица 2 (продолжение)
Диалог «Парменид» Действительные Параллели описание предикаты предметы Вторая гипотеза Посылка: «Если единое существует» Выводы: для единого 142Ь5— А. Умопостигаемое устроение и три его чина Единое, обладающее свойствами; божественное ри его чина 155d5 Единое сущее Орфика: эфир—хаос—яйцо 142Ь5—с7 Целостность 1- й чин: предел— беспредельное— смешанное (умопостигаемое сущее) Халдейские оракулы: отец—сила—ум 142c7-d9 Бесконечное 2- й чин: предел— беспредельное— смешанное (умопостигаемая жизнь) Платон: предел—беспредельное— смешанное («Филеб»); единое сущее («Софист») 142d9— множество 3- й чин: предел— беспредельное— смешанное (умопостигаемый ум) Орфика: 143а3 ?—?—яйцо, носимое во чреве, замысленное яйцо, белая туника, облако Халдейские оракулы: отец—сила—ум Платон: целое («Софист») Орфика: Фанет—Эрикипей—Мудрый (Метис)Таблица 2 (продолжение)
Диалог «Парменид» Действительные Параллели описание предикаты предметы Халдейские оракулы: отец—сила—ум 143а4— Б. Умопостигаем Число о-умное устроение i Платон: все («Софист»); умопостигаемое живое существо, парадигма («Тимей») 144е7 Целое и части 1- й чин: сущностная жизнь и три его чина 144е8— Начало, середина, конец; фигура 2- й чин: жизненная жизнь Орфика: три ночи 145а4 3- й чин: умная жизнь Халдейские оракулы: ворожеи (οί ϊυγγες) 145а4—Ь5 Платон: сверхнебесное место («Федр») Орфика: Уран Халдейские оракулы: хранители (οί συνοχεΐς) Платон: небесный круг («Федр»); Уран («Кратил») Орфика: десятирукие (циклопы) Халдейские оракулы: телетархи (οί τελετάρχαι)Таблица 2 (продолжение)
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Печальные времена. Дамаский Диадох как представитель афинской школы неоплатонизма"
Книги похожие на "Печальные времена. Дамаский Диадох как представитель афинской школы неоплатонизма" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Роман Светлов - Печальные времена. Дамаский Диадох как представитель афинской школы неоплатонизма"
Отзывы читателей о книге "Печальные времена. Дамаский Диадох как представитель афинской школы неоплатонизма", комментарии и мнения людей о произведении.