Евгений Чириков - Зверь из бездны

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Зверь из бездны"
Описание и краткое содержание "Зверь из бездны" читать бесплатно онлайн.
Первое научно подготовленное издание одного из замечательных писателей русского Серебряного века. Почти все произведения, включенные в сборник, с момента их первоначальной прижизненной публикации никогда более не воспроизводились.
Роман «Зверь из бездны» печатается в России впервые.
— Так что, виноват, заспался!..
Подошла поближе, присела на корточках: точно притворился спящим, а сам тайно подглядывает в приоткрытые слегка щелки глаз. Страшно стало.
Вероника встала и вдруг увидала на пояснице Ермишки знакомый кавказский пояс с чернеными пряжечками… Почему она испугалась, и почему сердце ее заколотилось в груди? Этот пояс так напомнил Бориса. Почему?.. Мучительно вспоминала и вдруг вспомнила: она видела такой пояс на столе у Бориса. Но мало ли таких поясов на свете? Опять присела на корточки и стала присматриваться к поясу. Страшная мысль толкнулась в душу: а что если этот пояс с Бориса? Не может быть… нет, нет! Господи, зачем лезут в голову такие мысли! Обвела труп Ермишки взглядом с головы до пят и увидала на безымянном пальце, обросшем рыжими волосками, кольцо, от которого еще сильнее застучало в груди сердце… Кольцо, обручальное золотое кольцо, точь-в-точь, как то, которое она послала Борису с братом… Нет, нет, то массивнее, и потом… Мало ли таких колец? Не может быть… Вот если бы… На ее кольце была вырезана дата… Вот если бы снять кольцо с ермишкиного пальца и посмотреть внутрь кольца, тогда… Бог с ним! Лучше ничего не знать.
— Тетя! Мы поедем к маме?
— Да, да… к маме.
Стала собираться. Надо все бросить, взять только девочку и провизию. Надо скорее-скорее уйти от этого страшного места. Бог поможет: как-нибудь набредут на дорогу или на человека и доберутся до Севастополя. Посмотрела на часики: уже семь утра. День солнечный, над лесом далекая голубень небес, поют птицы. Тихо-тихо. Слышно, как падает дождевая капель с деревьев на прошлогоднюю листву. Вылезла, волоча Евочку за ручку, из пещеры и вздохнула полной грудью. Стало вдруг так легко и свободно, точно целый год просидела в темном подвале и вдруг вырвалась на волю… Крепко поцеловала Евочку, подхватила ее на руки, перекрестилась и пошла, посматривая тропинки. Отошла несколько шагов и остановилась. Точно кто-то напомнил про кольцо на волосатом пальце Ермишки, сказал: «Вернись — посмотри!»
Постояла несколько мгновений в раздумье, потом посадила Евочку под дерево:
— Посиди! Я сейчас приду…
Решительно пошла обратно и с трепетом снова пролезла в пещеру…
Все по-прежнему плыл Ермишка, разбросав руки и ноги в кованых башмаках, а показалось, что лежит по-другому. Присмотрелась и убедилась, что лежит по-старому. Подошла, присела на корточки и потянула руку с кольцом за рукав рубахи. Застыла рука, не дается. Точно Ермишка не желает показать кольцо.
— Только посмотреть… — прошептала Вероника, точно заговорила с Ермишкой.
Страха нет. Только брезгливость. Долго вертела кольцо на волосатом пальце — не снималось. Это лишь утверждало желание снять кольцо. На пальце красные крупинки высохшей крови, противный грязный обгрызанный зубами звериный ноготь. Вертела кольцо, закрывши глаза, и наконец оно сползло прямо в ладонь Вероники. Крепко зажала кольцо в руке, но посмотреть не решалась. Точно украла у спящего Ермишки кольцо и выбежала из пещеры.
— Брошу назад, если… — шептала, торопливо шагая от пещеры.
Совсем закружилась. Где же она посадила Евочку? Озиралась и не могла разобраться в тропинках.
— Евочка! — крикнула громко.
«Господи! Да вон же она, под деревом!..»
Подошла к Евочке, села рядом, кольцо в руке.
Надо же посмотреть. Перекрестилась и разжала ладонь руки. Сперва рассмотрела снаружи. Рыжий Ермишкин волосок пристал к кольцу, — вздрогнула от брезгливости и стала сдувать волосок. Прилип и не слетает. Взяла мокрый листок и долго возилась с волоском. Бросила кольцо в траву и прутиком катала его, пока не вымыла. Взяла в руки, накрыв бумагой, и вытерла досуха. Все оттягивала время, не решаясь заглянуть. Опять началось сердцебиение, и в висках запищал жалобный однотипный звук, похожий на поющего комара. Решилась. Одно мгновение, и рука, сжав кольцо, упала на колени, а голова откинулась назад, губы побелели, глаза закрылись…
— Тетечка, пойдем к маме!
— К маме? К Боре?
— К маме!
— Мама спит… крепко, — шептала бледными губами, не раскрывая глаз, а Евочка звонко и весело рассказывала про маму и папу…
— Как зовут твоего папу?
— Одного зовут Володя, а того, который… знаешь? Куколку подарил…
— Ну!
— Дядя Борис!
Вероника упала лицом в траву и рыдала, а Евочка тянула ее за платье, за волосы и весело, как птичка, звенела своим голоском. Она думала, что тетя шалит… и смеялась.
— Ну, вот… и все! — сказала Вероника, поднимаясь на ноги и отирая мокрым платком слезы. — Теперь пойдем…
— Куда?
— Не знаю… Куда глаза глядят…
Перекрестилась, поцеловала кольцо, спрятала его за корсаж и, взяв на руки Евочку, пошла по тропинке. Вся в черном, с лицом, прекрасным и скорбным, с ребенком на руках, она, одиноко бредущая в лесу, напоминала образ Скорбящей Богоматери…
Примечания
Настоящий сборник прозы Е. Н. Чирикова — первое научно подготовленное издание произведений одного из замечательных русских писателей, принадлежащих к реалистическому крылу литературы, чей творческий путь продолжался почти полвека. Вошедшее в книгу — лишь немногое из обширного творческого наследия писателя. Почти все публикуемые в настоящем издании произведения печатаются впервые — с момента их первоначального появления в прижизненных сборниках писателя. Исключения составляют лишь повесть «Моя жизнь» и сказка «Белая роза», опубликованные нами в журнале «Лепта» (1994. № 23. С. 207–234; 1995. № 24. С. 231–237), а также рассказ «Лесачиха», напечатанный в журнале «Простор» (1990. № 5. С. 109–122) с предисл. Н. Гринкевича.
До революции в России были выпущены два собрания сочинений Чирикова (в издательстве «Знание» — в 8-ми томах; в «Московском книгоиздательстве» — в 17-ти, но без т. 7), а также многочисленные сборники его произведений, объединенные чаще всего какой-нибудь одной темой, например, повести и рассказы для детей — «В царстве сказок» и «Моя книга».[471] В эмиграции произведения Чирикова выпускались издательствами Софии, Белграда, Риги и т. д. Наиболее заметными среди них стали сборники «Красный паяц» (Берлин, 1928) и «Вечерний звон» (Белград, 1932). Из отдельных крупных произведений были изданы последняя часть тетралогии «Жизнь Тарханова» — «Семья» (Берлин, 1924), русская сказка-мистерия «Красота ненаглядная» (Берлин, 1924), «Мой роман» (Париж, 1926), эпопея «Отчий дом» в 5-ти т. (Белград, 1929–1931), «Любовь товарища Муравьева» (Рига, 1933). Сборники, рассказы из которых вошли в настоящую книгу — «Девичьи слезы» и «Между небом и землей», — изданы в Париже в 1927 г.
В 1927–1928 гг. в СССР отдельными брошюрами были переизданы рассказы «Бродячий мальчик» и «Дуняшка». В 1961 г. литературоведом Е. М. Сахаровой был подготовлен и выпущен издательством «Художественная литература» сборник Чирикова «Повести и рассказы», в состав которого вошли главным образом произведения революционно-демократической направленности. Других отдельных изданий Чирикова в Советском Союзе не было, но в последнее десятилетие в журналах происходила републикация некоторых произведений писателя: «Судьба» (Аврора, 1987. № 4. С. 65–94) с послесл. Э. Шевелева; «Колдунья» (Простор, 1990. № 5. С. 122–132); «Евреи» (Совр. драматургия, 1991. № 5. С. 163–191); «Народ и революция» (Аврора, 1992. № 1. С. 10–35) с послесл. Э. Шевелева; «Королевна» (Аврора, 1993. № 1. С. 4–25) с предисл. Э. Шевелева; «Коля и Колька» (Аврора, 1995. № 12. С. 82–92) с перепиской Э. Шевелева с читателями журнала; «Угомонились» (отрывок из повести), «Маленький фельетон», «Старые знакомые» (Казань, 1995. № 9/10. С. 54–68) с предисл. и примеч. И. Карпова; «Голова, сердце и желудок» (сказка), «Безумный поэт» (ст-ние в прозе), «Без желудка», 2 письма и несколько ст-ний (Казань, 1997. № 1/2. С. 50–68) с предисл. и примеч. И. Карпова. Ценные сведения о прижизненных газетных публикациях писателя содержатся в библиогр. указ. «М. Горький в нижегородской-горьковской печати (1893–1958)», сост. С. А. Хаевым, А. Д. Зайдман и В. Е. Успенской (Горький, 1960) и кн: Е. Чириков и «Волжский вестник» / Сост. И. Карпов. Казань, 1997.
В основу настоящего сборника положен идейно-тематический принцип (с относительным соблюдением хронологии: произведения, созданные в эмиграции, отнесены в конец книги) — от сказок и романтически-сентиментальных рассказов к произведениям «хроникально-документальным», написанным в духе «жестокого реализма». Кроме того, составителем преследовалась цель представить жанровое разнообразие творческого наследия писателя — сказки, рассказы, легенды, повести, роман.
Произведения Чирикова печатаются по указанным изданиям. В тех случаях, когда это удалось установить, названы первые публикации в периодике. Орфография и пунктуация, за исключением необходимых случаев, приближены к современным нормам русского литературного языка.
Примечания и комментарии
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Зверь из бездны"
Книги похожие на "Зверь из бездны" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евгений Чириков - Зверь из бездны"
Отзывы читателей о книге "Зверь из бездны", комментарии и мнения людей о произведении.