» » » » Жан Руссо - О политической экономии


Авторские права

Жан Руссо - О политической экономии

Здесь можно скачать бесплатно "Жан Руссо - О политической экономии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
О политической экономии
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "О политической экономии"

Описание и краткое содержание "О политической экономии" читать бесплатно онлайн.








13. ...власть исполнительная... - В оригинале "executrice", а не "executive", как в первом наброске "Общественного договора" и в его окончательном тексте (кн. III, гл. I).

14. Да будет мне позволено... - В черновой рукописи этой фразе предшествует следующая: "Если бы я намеревался точно определить, в чем состоит политическая экономия, я нашел бы, что ее задачи сводятся к трем главным, руководить осуществлением законов, поддерживать гражданскую свободу и заботиться о нуждах государства. Но чтобы уразуметь связь этих трех целей, необходимо обратиться к принципу, их объединяющему". Таким образом, Руссо еще не различает отчетливо собственно предмета политической экономии, сливающейся у него не только с экономической, но и со всей внутренней политикой данного государства.

15. ...дают этой машине... - Легкость, с которой Руссо переходит от сравнения общества с живым организмом к сравнению его с машиной, во многом объясняется тем, что эти слова во французском языке его времени звучали почти как синонимы, что объясняется их употреблением в латинском языке, где под машиной понималось всякое соединение частей и органов, образующих некое целое, одушевленное или нет. (см. G. Gayrou. Le francais classique. 6 ed. Paris, 1948, р. 530)

16. ...в здоровом состоянии. - Этот абзац весьма близок к "Введению" к "Левиафану" Гоббса, где государство сравнивается с "искусственным человеком".

17. ...чтобы, заслужить свой скудный обед... - Это замечание вызвано словами Гоббса о роли гражданского закона ("О гражданине", гл. VI, 16).

18. ...в статье "Право"... - Речь идет о статье Дидро "Естественное право" ("Droit naturel") в V томе "Энциклопедии". Великий принцип, о котором идет здесь речь, - несомненно идея главенства общей воли, но значение слов Руссо, называющего свою статью лишь развитием принципа, взятого им у Дидро, до сих пор остается неясным.

19. ...мир - как один большой город... - Вероятно, здесь имеется в виду она из концепций философии стоиков, которые, согласно сообщению Цицерона ("De Finibus bonorum et malrum", III, 64), видели в мире, управляемом Провидением, общий "большой" город богов и людей.

20. ...ее изображению в своих пещерах. - См. Д. Дидро. Собр. соч., т. VII, стр. 205.

21. ...и в сатирах Макиавелли. - Вероятно, имеется в виду критика действительности в сочинении Макиавелли "Князь". Отдельных сочинений в жанре сатиры у этого автора нет.

22. ...объединившихся в большое общество... - Значит, здесь Руссо допускает существование такового, что им полностью отрицается в первом наброске "Общественного договора" (кн. I, гл. П).

23. ...общею защитою. - Эта формулировка совпадает с той, что дает Локк ("О гражданском правлении", гл. IX, 123).

24. ...должен соблюдать их он сам... - Таким образом, Руссо решительно отбрасывает принцип права, характерный для абсолютистских режимов, гласивший: "princeps legibus solutus est" (правитель свободен от соблюдения законов).

25. ...Платон и рассматривает... - см. "Законы", кн. IV, с. 719 и до конца книги.

26. ...суровость наказания... - Руссо следует тут мыслям, высказанным Монтескье как в "Персидских письмах" (письмо XXX), так и в "Духе законов" (кн. VI, гл. IX, XII и XIV).

27. См. развитие этих мыслей в "Общественном договоре" (кн. II, гл. XI и кн. III, гл. VIII). Связь эта указывает на значение данной статьи в творческой истории этого трактата.

28. Оснований собирать нацию тем меньше... - Пример изменения точки зрения Руссо, который в "Общественном договоре" высказывается как раз за частый созыв общих собраний данного народа (кн. Ш, гл. XIII) для выявления общей воли.

29. В Китае... - В отличие от "Духа законов" Монтескье и книг других авторов той эпохи Китай занимает в политических сочинениях Руссо сравнительно скромное место. Все же в данной статье он трижды ссылается на пример этого государства (которое слыло в XVIII в. образцовым), не указывая, однако, своих источников. Мы знаем, что по просьбе г-жи Дюпен он читал "Описание Китайской империи" отца Дю Хальда, к которому часто прибегал Монтескье.

30. ...интенданта сажают в тюрьму. - Здесь Руссо применяет термин, бытовавший во Франции, где интендантами именовались наместники, управлявшие отдельными провинциями и областями.

31. ...в центре и на севере Азии... - В оригинале "Tartarie" (Тартария). Во французской системе географических наименований XVIII в. под этим понимались обширные пространства Центральной и Северной Азии за Уралом, в Сибири, в Монголии, заселенные, по мнению авторов, народами преимущественно тюрко-монгольского происхождения. Само слово "Tartarie", возможно, связано со словом "татары".

32. ...самого Сократа Катону... - В "Исповеди Савойского викария" Руссо по сходным мотивам противопоставляет Сократа Иисусу.

33. Августин, Аврелий (354-430), епископ Гиппонский (в Северной Африке); крупнейший древнехристианский богослов, философ-мистик.

34. Помпей, Гней (106-48 гг. до н. э.), римский полководец и политический деятель. В 60 г. до н. э. вступил в состав Триумвирата, включавшего Красса и Юлия Цезаря; в борьбе с последним за власть потерпел поражение, бежал в Египет, где был убит.

35. ...воюет с софистами... - Софисты (греч. - мастер, художник) древнегреческие философы, являвшиеся учителями "мудрости" и "красноречия" (V в. до н. э.). "Старшие" софисты в большинстве своем были материалистами в понимании природы (Протагор, Гиппий и др.). Они выражали интересы рабовладельческой демократии. Другая группа тяготела к рабовладельческой аристократии (Критий, Гипподам) и являлась идеалистами. Софисты в спорах нередко использовали всякого рода уловки, неправомерные доводы, отсюда софизм.

36. ...от завоевателей мира... - Имеется в виду главным образом Юлий Цезарь, завоевавший Галлию, Египет, ведший войну в Британии и на Балканах.

37 ...покидает землю... - После поражения своих сторонни ков, республиканцев, Катон Младший в 46 г. до н. э. покончил с собой.

38. ...не может отказать никому? - Руссо связывал весьма тесно и, может быть, даже несколько односторонне понятие о патриотизме с чувством гражданским, политическим. Он писал 1 марта 1764 г., в горькие для него дни изгнания, из Мотье, полковнику Пикте: "Не стены и не люди образуют отечество. Это делают законы, нравы, обычаи. Правительство, конституция, всем этим обусловленный образ жизни. Отечество заключено в отношениях между Государством и его членами. Когда они изменяются или уничтожаются, исчезает и отечество, итак, милостивый государь, оплачем наше: оно погибло, а остающийся ныне призрак способен лишь его позорить" (C. G.,X, p. 337-338)

39. ...или уничтожал другого... - В черновике далее говорится "кроме тех случаев, когда речь идет о самосохранении общественного целого и частного лица" (conservation publique et particulier)

40. ...основные соглашения... - Речь идет о самом общественном договоре, т. е. об акте, оформляющем ассоциацию.

41. ...своим, имуществом... - В черновике добавлено: "и своей свободой".

42. Подразумевается Александр Македонский. Вынести осуждающий приговор в Афинах могло лишь народное собрание голосованием, подвергая обвиненного остракизму - изгнанию.

43. ...среди всего великолепия триумфов... - Триумф - в Древнем Риме торжественный въезд в столицу победоносного полководца по окончании похода.

44. Порций Лека - народный трибун (199 г. до н. э.) - автор "Порцийских законов" (leges Porcianae), запрещавших наказание плетьми и смертную казнь для римских граждан.

45. ...ремесел полезных и трудных... - Мысль эта восходит к Платону ("Государство", кн. II, 13, 372 с. 373 d).

46. ...дурным гражданином... - Идя вслед за Монтескье, для которого каждый вид правления основывался на определенной страсти, Руссо им придает большое значение в системе политической организации. "Все человеческие установления основаны на страстях и поддерживаются ими: все то, что борется против страстей и подавляет их, не способно, следовательно, укреплять эти установления" ("Письма с Горы", письмо первое).

47. Ср. "Общественный договор", кн. II, гл. VII.

48. ...повиноваться другим... - В "Эмиле" (кн. II) Руссо займет противоположную позицию.

49 ...результат воспитания... - В черновике после этого: "ибо они могли бы из них сделать очень хороших сыновей и очень плохих граждан".

50. Общественное воспитание... осуществляемое посредством законов. - В черновике мысль об общественном воспитании развита следующим образом "Оно является одним из основных принципов правления народного и основанного на законах (populaire et legitime), и при его помощи станут удачно наставлять молодых граждан в том, как надо соединять все свои страсти в любви к отечеству, все свои желания в общей воле, и как, следовательно, возвысить свои добродетели до такой высоты, куда их может вознести человеческая душа, воспитанная для столь великих целей".

51 ...и вершиною... - В дальнейшем Руссо изменил свой взгляд на последовательность получения роли воспитателя. Сначала Руссо считал, что она самая почетная и тем самым достойна увенчать деятельность гражданина, позже эта должность становится в его глазах лишь первым шагом на пути служения обществу.

52. ...критяне, лакедемоняне и древние персы... - Действительно, древние греки и персы уделяли большое значение общественному воспитанию детей.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "О политической экономии"

Книги похожие на "О политической экономии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Жан Руссо

Жан Руссо - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Жан Руссо - О политической экономии"

Отзывы читателей о книге "О политической экономии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.