Георгий Багатурия - Контуры грядущего. Энгельс о коммунистическом обществе

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Контуры грядущего. Энгельс о коммунистическом обществе"
Описание и краткое содержание "Контуры грядущего. Энгельс о коммунистическом обществе" читать бесплатно онлайн.
В книге рассматривается вклад Ф. Энгельса в разработку теории коммунистического общества. Анализируя свыше ста произведений и писем Энгельса и многие работы Маркса, автор показывает, как в соответствии с развитием общества, рабочего движения, марксизма изменялись, развивались взгляды Энгельса, как формировалась и совершенствовалась марксистская методология научного предвидения будущего.
Книга рассчитана на широкие круги читателей, на всех, кто интересуется проблемами научного коммунизма, историей становления и развития марксизма.
Электронное издание книги подготовлено к 85-летию со дня рождения ее автора, Георгия Александровича Багатурия (род. 22 марта 1929 г.).
5
Сен-Симон: «Мы вступаем в революцию, общую всему человеческому роду… Произойдет всеобщая революция, революция, охватывающая все цивилизованные народы…» (59, I, 312 – 316, II, 74, 115, 161, 202 – 203, 230 – 231; ср. 22, 92). Оуэн: «Эта перемена начнется почти одновременно среди всех культурных народов… Она должна быть произведена путем одновременного изменения принципа, на котором было основано до сих пор общество, сразу – всеми объединившимися властями цивилизованного мира» (62, I, 227, II, 180).
6
Впоследствии некоторые наивные элементы, содержавшиеся в представлениях Фурье о свободном труде, Маркс подверг критике в своей рукописи 1857 – 1858 гг. «Критика политической экономии». Труд станет свободным трудом. Но это, подчеркивает Маркс, «ни в коем случае не означает, что этот труд будет всего лишь забавой, всего лишь развлечением, как это весьма наивно, совсем в духе гризеток, понимает Фурье. Действительно свободный труд, например труд композитора, вместе с тем представляет собой дьявольски серьезное дело, интенсивнейшее напряжение» (41, II, 110).
7
Работа Энгельса оказала значительное влияние на Маркса. Она стимулировала его переход к занятиям политической экономией. В «Экономическо-философских рукописях» Маркс развивает аналогичный тезис о частной собственности как предпосылке буржуазной политической экономии (45, 520, 559, 615).
8
Аналогичное положение мы находим у Оуэна (62, II, 89).
9
Mop: 6 часов (54, 113, 115, 120). Кампанелла: не более 4 часов (55, 61). Буонарроти: 3 – 4 часа (58, I, 399). Оуэн: менее 4 часов (62, II, 21). Кабе: 6 – 7 часов (63, I, 266 – 267). Дезами: не более 5 – 6 часов (65, 156). Вейтлинг: менее 6 часов и даже 3 часа (66, 351, 355, 398, 475). Как видим, фантазия утопистов колебалась в диапазоне от 7 до 3 часов.
10
В «Набросках» Энгельс определял стоимость как «отношение издержек производства к полезности» (1, 552).
11
Вот некоторые типичные примеры из описания достижений коммунистического города у Кабе:
«Мы… удивлялись также устройству каминов и системе отопления, распространяющей всюду, с соблюдением величайшей экономии, одинаковую и мягкую теплоту с полной гарантией от дыма и пожаров» (центральное отопление).
«Питьевая и непитьевая вода, получаемая из высоких резервуаров и поднимающаяся до верхней террасы при помощи труб и кранов, распределяется по всем этажам и даже по всем комнатам или спускается машинами для мытья, тогда как грязная вода и нечистоты, нигде не застаиваясь и не распространяя никакого дурного запаха, уносятся широкими подземными трубами, которые проведены под улицами» (водопровод и канализация).
«Найдено было средство разрешить все трудности, и вот уже два года, как воздушное путешествие является не только самым скорым и самым приятным, но и таким, которое представляет менее всего риска и опасности» (самолет).
«Я назову вам только… наши астрономические музеи, в одном из которых чудеснейшая машина представляет вселенную в движении и делает совершенно осязательными и наглядными все астрономические явления, которые иначе было бы весьма трудно понять» (планетарий).
«Вместо того, чтобы быть предоставленными гниению и червям, останки людей посылаются в небо, превращенные в пламя» (крематорий).
«А вот и другое нововведение. Почти все женщины рожают в больнице, куда они переходят за несколько дней до родов и остаются в течение необходимого времени. Из опасения, что это нововведение отпугнет многих женщин, республика долго откладывала его применение» и т.д. (роддом).
«Роды… умеют обставлять и облегчать почти до полного устранения всякой боли» (обезболивание) (63, I, 201, 202, 213, 236 – 237, 291, 296; ср. 54, 109; 65, 327 – 328).
12
Учет – одно из важнейших средств сознательной организации общества. Вот почему Маркс в «Капитале» уделил такое внимание роли бухгалтерского учета в коммунистическом обществе. Вот почему такое значение учету и контролю уже в переходный период от капитализма к коммунизму придавал Ленин.
13
Ср. Мабли (57, 106 – 110), Дезами (65, 82, 475), Вейтлинг (66, 489, 355 – 356).
14
Более того, Мор, Кампанелла, Кабе (Утопия, Город Солнца, Икария) и другие утописты описывали коммунистическое общество как существующее в одной обособленной стране.
15
У Мора и Кампанеллы сосуществование самоочевидно, возможность войны допускается (55, 80). Ср. также: Буонарроти (58, I, 357), Кабе (63, II, 429), Сен-Симон (59, I, 316, II, 74, 115), Базар (60, 144, 188 – 189, 223 – 225), Фурье (61, I, 116 – 117, 403, II, 134 – 135, III, 573 – 574, IV, 289), Оуэн (62, I, 227, 371, II, 39 – 40, 86, 120 – 121, 124 – 125, 180, 182, 248), а также указанные выше места у Мабли, Дезами и Вейтлинга. Особенно важны воззрения Сен-Симона и Оуэна.
16
Промышленная революция, резюмирует Энгельс во Введении сущность своей концепции, «произвела полный переворот в гражданском обществе…» (2, 243).
17
Подходы к этому открытию можно обнаружить у сен-симониста Базара – в 1828 – 1829 гг. (60, 104, 126, 128, 142 – 143, 179 – 181, 185 – 187, 241 – 242), у Фурье – в 1808 и особенно в 1829 г. (61, I, 143, 168 – 170, III, 15, IV, 188, 193, 195 – 196, 201 – 202), у Оуэна – особенно в 1844 г. (62, II, 88 – 92), у Кабе – в 1840 – 1842 гг. (63, I, 8, 70, II, 287 – 296).
18
«Это требование изменить сознание сводится к требованию иначе истолковать существующее, чтó значит признать его, дав ему иное истолкование» (46, 21 – 22).
19
Отметим, что этот вывод является безусловно новым моментом в процессе становления марксистской теории коммунистического общества.
20
Приводимое далее рассуждение Маркса может показаться чрезмерно сложным. Нет ничего удивительного: ведь мы присутствуем при рождении новой мысли. А как говорил Маркс: «Научные попытки революционизирования науки никогда не могут быть действительно общедоступными. Но коль скоро научное основание заложено, популяризировать легко» (30, 528).
21
В ходе дальнейшего развития марксизма, особенно в работах В.И. Ленина, было доказано, что успешное осуществление социалистической революции возможно и в том случае, когда пролетариат еще не составляет абсолютного большинства населения.
22
«Машина – характерное средство производства крупной промышленности», – говорит Маркс в «Капитале» (23, 394). Крупная промышленность – это крупное машинное производство. Ср. письмо Маркса Энгельсу от 28 января 1863 г. и «Капитал», т. I, гл. XIII, в особенности § 1 (30, 261 – 264; 23, 382 – 397).
23
В приводимом далее фрагменте авторы «Немецкой идеологии» говорят об «организации общего домашнего хозяйства». Однако в отличие от большинства утопистов, представлявших себе такое общее хозяйство в виде своеобразных домашних коммун (вплоть до совместных трапез и т.п.), основоположники научного коммунизма ограничиваются в «Немецкой идеологии» лишь общим выводом, строго вытекавшим из наличных исторических и теоретических предпосылок. Они утверждают только, что одним из следствий уничтожения частной собственности будет и исчезновение обособленного домашнего хозяйства, т.е. его обобществление в той или иной форме, и избегают всякой дальнейшей, необоснованной детализации. Впоследствии, в «Принципах коммунизма» и особенно в «Происхождении семьи, частной собственности и государства», Энгельс научно конкретизировал этот первоначальный общий вывод. Исходя из таких основных задач коммунистического преобразования общества, как экономия труда и действительное освобождение женщины, он указал на необходимость превращения домашнего хозяйства в отрасль общественного производства.
24
Это важнейшее положение марксистской теории коммунистического преобразования общества в высшей степени актуально в наше время. «Великое дело – строительство коммунизма невозможно двигать вперед без всестороннего развития самого человека, – говорил Л.И. Брежнев в Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду партии. – Без высокого уровня культуры, образования, общественной сознательности, внутренней зрелости людей коммунизм невозможен, как невозможен он и без соответствующей материально-технической базы» (53, I, 108).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Контуры грядущего. Энгельс о коммунистическом обществе"
Книги похожие на "Контуры грядущего. Энгельс о коммунистическом обществе" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Георгий Багатурия - Контуры грядущего. Энгельс о коммунистическом обществе"
Отзывы читателей о книге "Контуры грядущего. Энгельс о коммунистическом обществе", комментарии и мнения людей о произведении.