М Мчедлов - Религии народов современной России. Словарь

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Религии народов современной России. Словарь"
Описание и краткое содержание "Религии народов современной России. Словарь" читать бесплатно онлайн.
Словарь включает свыше 350 статей религиоведческого, этиологического, социально-психологического, этического, правового и политологического характера, отражающих с разных сторон религиозно-культурную ситуацию в России последнего десятилетия.
Читатель найдет в книге обширную информацию не только о традиционных для России конфессиях (христианстве, исламе, буддизме и др.), но и о различного рода новых религиях и культах (Церковь Объединения, Общество Сознания Кришны, Церковь сайентологии и др.). Большое внимание уделено характеристике особенностей религиозной жизни каждой из наций, народностей и этнических групп, проживающих ныне на территории Российской Федерации.
Издание рассчитано на широкий круг читателей, интересующихся проблемами религии, культуры, этнографии, политики.
Паломничество в Мекку хадж было возобновлено в 1994. С годами международные контакты мусульманских орг-ций страны все более расширялись, к нач. 80-х гг. они поддерживались с соответствующими орг-циями десятков стран мира. Мусульманские религ. деятели Советского Союза стали регулярно участвовать в различных форумах, организуемых Всемирной исламской лигой, Всемирным исламским конгрессом, Академией исламских исследований, в ежегодных семинарах исламской мысли в Алжире и др. В 70-е и 80-е гг. в стране систематически проводились международные исламские конференции с приглашением видных мусульманских религ. деятелей из десятков стран исламского мира. По преимуществу они посвящались проблемам борьбы за мир на Ближнем Востоке и предотвращения ядерной катастрофы. Но даже те конференции, к-рые посвящались богословским проблемам, по содержанию своему имели определенную соц. — политич. направленность. Такой была, напр., проведенная в 1974 международная мусульманская научная конференция «Имам альБухари и современность», в крой участвовали мусульманские религ. деятели из 26 стран, или проведенный в 1979 международный исламский симпозиум «Вклад мусульман Средней Азии, Поволжья и Кавказа в дело развития исламской мысли, в дело мира и социального прогресса». Зарубежные участники таких форумов, как правило, путешествовали по районам традиционного распространения ислама, знакомились с религ. и светской жизнью советских мусульман. Контролировавшие международные связи мусульман государственные структуры стремились извлечь из них максимальный внешнеполитич. пропагандистский эффект и, насколько возможно, сдержать влияние этих контактов на течение религ. жизни в стране, воспрепятствовать ее активизации. Отсюда меры по ограничению круга мусульман, участвовавших в контактах с единоверцами из-за рубежа, строгий отбор объектов для посещения, минимальное информирование населения о подобных встречах и максимальная пропаганда их за рубежом, особенно в странах Азии и Африки.
В период «перестройки» и особенно в постсоветское время международные связи мусульманских религ. орг-ций России существенно расширились, число их участников неизмеримо выросло. Этому способствовала демократизация различных сторон общественной жизни, повлекшая за собой многократное увеличение кол-ва религ. орг-ций в стране, свободный выезд граждан за границу и свободный прием в стране братьев по вере из-за рубежа, тысячекратное увеличение числа российских мусульман, совершающих паломничество в Мекку и общающихся в пути следования и у св. мест с единоверцами из разных концов Земли, разрешение свободной деятельности представителей зарубежных миссионерских и благотворительных орг-ций в России, неограниченный выезд мусульман на учебу в страны исламского мира. В результате в наст. вр. мусульманские религ. орг-ции России поддерживают постоянные контакты с исламскими, христ., буддистскими орг-циями мн. десятков стран мира, обмениваются с ними делегациями, литературой, организуют совместные конференции, симпозиумы, направляют сотни молодых мусульман на учебу в исламские учебные заведения Египта, Саудовской Аравии, Туниса, Сирии, Катара, Иордании, Малайзии и др. стран, приглашают известных богословов и религ. деятелей для чтения курсов лекций в своих духовных учебных заведениях, систематически принимают прославленных чтецов Корана. Поддерживают контакты с известными международными мусульманскими орг-циями, такими, как Организация Исламская конференция, Всемирный исламский конгресс, Всемирная исламская лига, Комитет мусульман Азии и мн. др. При содействии международных исламских орг-ций и ун-тов мусульманских стран в последние годы в России проведены: международный мусульманский форум «Исламское просвещение в странах СНГ и Восточной Европы», международный конгресс «Научные знамения в Коране и Сунне», международные конференции «Мусульманская культура и просвещение в России и странах СНГ», «Единение мусульман и координация исламской просветительской деятельности» и др. Все это, вместе взятое, благоприятствует росту идейного багажа мусульманских религ. орг-ций страны, освоению ими приобретений зарубежной теологической мысли. Однако этим не исчерпываются результаты усиления международных контактов российских мусульман. Исламские орг-ции и состоятельные граждане мусульманских гос-в оказывают содействие в строительстве мечетей и медресе на территории России. С помощью арабских единоверцев десятки мечетей построены в Центрально-Европейском регионе, на Сев. Кавказе и в др. районах страны. В столице Республики Дагестан при финансовой поддержке турецких мусульман построена соборная мечеть, в к-рой одновременно могут молиться 8 тыс. чел. Т. обр. расширяющиеся международные связи мусульман активно способствуют возрождению ислама в России.
А.А. Нуруллаев
Межконфессиональные отношения в современной России. Для российского общества издавна характерна поликонфессиональность. В связи с развитием демократии и существенным расширением в последние годы свободы религии и вероисповеданий она еще более возросла. В наст, вр. в стране функционируют свыше 70 религий, религ. направлений и течений. Религиозность населения заметно усилилась, влияние религии на различные сферы жизни об-ва возрастает, что актуализирует проблему межконфес. отношений. Между тем эти отношения развиваются довольно противоречиво. Религ. орг-ции различных конфессий России эпизодически сотрудничают в сфере милосердно-благотворительной деятельности, в миротворчестве, принимают совместное участие в подготовке законопроектов в рабочих группах Государственной Думы, а также в законодательных органах субъектов Федерации. По общему признанию политиков и ученых, мусульманские и правосл. религ. орг-ции внесли немалый вклад в дело формирования благоприятного общественного климата, способствовавшего урегулированию острых этнополитич. противоречий, возникших в связи с суверенизацией Татарстана. Совместные усилия правосл., мусульманских и др. ре лиг. орг-ций страны способствовали тому, что бесславная чеченская война не приобрела ре лиг. характера и в конечном итоге была прекращена. Есть примеры межконфес. взаимодействия и при проведении воспитательной работы в исправительно-трудовых учреждениях, при оказании разносторонней помощи беженцам.
Социологические опросы, проводимые Российским независимым институтом социальных и национальных проблем (РНИСиНП) и др. научными учреждениями, свидетельствуют о том, что уровень конфес. толерантности населения остается в целом довольно высоким. Так, опрос, проведенный РНИСиНП в 1995 по всероссийской выборке, показал, что доля респондентов, отрицательно относящихся к различным конфессиям, не превышает 10 %. Наиболее толерантно население относится к православию (положительно 75,9 %, отрицательно 1,4 %), наименее толерантно к исламу (положительно 39,2 %, отрицательно 12,0 %) и к иудаизму (положительно 24,8 %, отрицательно 13,0 %). Однако наметившаяся тенденция настораживает. Сравнение данных социологических опросов, проведенных РНИСиНП в 1993 и 1995, свидетельствует о заметном снижении толерантности населения прежде всего к нехрист. конфессиям. (К исламу в 1993 отрицательно относилось 9 % опрошенных, в 1995 — 12 % соответственно к буддизму 3 и 9 %, к иудаизму 7 и 13 %.) За это же время существенно снизилась доля респондентов, положительно относящихся к вступлению в брак с лицом др. вероисповедания (с 49 до 39 %), уменьшилась и доля респондентов отрицательно относящихся к тем, кто, считая свою религию единственно верной, выступает против др. религий (с 86 до 75 %). В этом же ключе приходится рассматривать и устойчивый рост конфес. нетерпимости среди подрастающего поколения (16-20-летних). Можно к этому добавить, что межвероисповедные противоречия обострились не только на личностном, но и на институциональном уровне. Подавляющее большинство экспертов полагает, что в последующие 10 лет нет надежды на ослабление противоречий между мусульманами и христианами (70 %), а также между православными и католиками (73 %).
Почему именно в посткоммунистическое время ухудшились межрелиг. (межконфес.) отношения? В годы советской власти ряд факторов способствовал сглаживанию противоречий между конфес. общностями. Во-первых, в условиях тотального давления воинствующего атеизма на последователей всех вероисповеданий различные конфессии в борьбе за выживание стремились к солидарности. Вовторых, законом категорически была запрещена миссионерская деятельность, и т. обр. одна из основных сфер, где сталкиваются интересы различных деноминаций, была практически «выведена из игры». В-третьих, серьезным стимулом к взаимодействию вероисповедных сообществ было стремление внести посильный вклад в дело предотвращения ядерной войны, реальная угроза к-рой нависала над человечеством в результате противостояния двух военных блоков. Теперь эти факторы не действуют.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Религии народов современной России. Словарь"
Книги похожие на "Религии народов современной России. Словарь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "М Мчедлов - Религии народов современной России. Словарь"
Отзывы читателей о книге "Религии народов современной России. Словарь", комментарии и мнения людей о произведении.