» » » М Мчедлов - Религии народов современной России. Словарь


Авторские права

М Мчедлов - Религии народов современной России. Словарь

Здесь можно скачать бесплатно "М Мчедлов - Религии народов современной России. Словарь" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Республика, год 2002. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
М Мчедлов - Религии народов современной России. Словарь
Рейтинг:
Название:
Религии народов современной России. Словарь
Автор:
Издательство:
Республика
Жанр:
Год:
2002
ISBN:
5-250-01818-1
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Религии народов современной России. Словарь"

Описание и краткое содержание "Религии народов современной России. Словарь" читать бесплатно онлайн.



Словарь включает свыше 350 статей религиоведческого, этиологического, социально-психологического, этического, правового и политологического характера, отражающих с разных сторон религиозно-культурную ситуацию в России последнего десятилетия.

Читатель найдет в книге обширную информацию не только о традиционных для России конфессиях (христианстве, исламе, буддизме и др.), но и о различного рода новых религиях и культах (Церковь Объединения, Общество Сознания Кришны, Церковь сайентологии и др.). Большое внимание уделено характеристике особенностей религиозной жизни каждой из наций, народностей и этнических групп, проживающих ныне на территории Российской Федерации.

Издание рассчитано на широкий круг читателей, интересующихся проблемами религии, культуры, этнографии, политики.






А.А. Ярлыкапов


Чувашей верования. Чуваши тюркоязычный народ Поволжья, насчитывающий 1 842 346 чел. Из них в Чувашской Республике проживает более 46 % (906 922 чел.). В населении республики доля чувашского народа составляет 67,8 %, русских 26,7, татар 2,7, мордвы 1,4 %. Большая часть чувашей проживает в Татарстане, Башкортостане, Куйбышевской, Ульяновской, Оренбургской, Свердловской, Пермской обл., а также на Украине и в Казахстане.

В чувашском этносе выделяются три группы: верховые чуваши (вирьялы), низовые (анатри) и средненизовые (анат енечи).

Чуваши, несмотря на наличие в их культуре значительного булгарского компонента, мусульманами не стали. Часть чувашей, обращенная в ислам, отатарилась. Остальные же из ислама восприняли лишь культ почитаемых в Поволжье мусульманских святых и проповедников, пророка Пихампар, бога судьбы Кепе, нек-рые обычаи и религ. изречения.

Массовая христианизация чувашей проводилась в перв. пол. 18 в. Она встречала упорное сопротивление со стороны крестьян. Нек-рая их часть, стремясь избежать насильственного крещения, перешла в мусульманство. Перелом в религ. сознании народа произошел лишь во вт. пол. 19 в.

В религ. — мифологической картине мира чувашей ярко проявились традиции тюркских и местных финно-угорских народов. Чуваши выделяли верхний, средний и нижний миры с их сверхъестественными покровителями. Олицетворялись предметы и явления окружающего мира, небесные светила.

Окружающая человека природа, леса и реки населялись всевозможными духами. Каждая семья поклонялась своему духу-хранителю жилища, ангелу-хранителю дома, подпольному духу, а также покровителям хозяйственных построек: хранителю, сторожу, хозяину и др. Почитались семейно-родовые духи-покровители — Йерех, киреметь. Получил развитие культ предков, в честь к-рых проводились специальные моления.

Чуваши, как и др. народы Поволжья, поклонялись богиням-матерям ама, участвовавшим в сотворении природы и всей вселенной. Кроме того, они выделяли образы «отцов» (дедов) олицетворяемых явлений природы — аса, аслати.

Верховным божеством у чувашей считалось небо Сюлти Тура. Оно имело подчиненных духов, сопровождающих его и предстоящих перед ним, писарей, докладчиков и др. Чуваши поклонялись многочисленным специализированным божествам: создателям душ, производителям хлебов, подателям домашних животных, творцам и хранителям жилищ, производителям богатств, ниспосылателям силы и здоровья людям. Эти божества олицетворения и образы непознанных человеком природных и биологических процессов, воспринимались как посредники и проявления Бога на земле. Представления об иерархической соподчиненности богов и духов и зависимости результатов человеческих усилий от воли высших и низших сил сложились на основе и под воздействием реальных соц. отношений, бытовавших в условиях Поволжских государственных образований.

В культовой практике чувашей большое значение придавалось проведению семейных, родовых, общественных молений, к-рые устраивались в рощах или оврагах возле водоемов, где строились маленькие крытые сооружения келе карти. Общинные (до 10 молений в год) и семейные жертвоприношения сохранялись вплоть до нач. 20 в., крупные же общественные моления, с приглашением жителей нескольких деревень, организовывались гл. обр. только до вт. пол. 19 в.

Религ. жизнь в чувашском об-ве регулировалась руководителями молений, смотрителями могил мусульманских святых, толкователями, ворожеями и др.

В 19 нач. 20 в. чуваши постепенно меняют свое отношение к правосл. религии. В 80-х гг. 19 в. получает развитие движение за распространение христ. идей путем создания национальных женских и мужских монастырей. За короткое время были основаны 5 женских монастырей и общин и один мужской монастырь. Чувашские девушки активно помогали миссионерам, демонстрируя образцы христ. общежития. В монастырях пропагандировалось церк. пение на родном языке, давались практические советы жизнеустройства.

Большинство чувашей восприняло православие в модифицированном виде. Почитая святых, посещая церкви и часовни, они видели в христ. святых черты знакомых им чувашских божеств и духов. В дни правосл. праздников совершались моления как в честь христ. святых, так и древних языческих покровителей. Определенное влияние на религ. сознание чувашей в пореформенный период оказали старообрядцы (см. Старообрядчество).

В наст. вр. в религ. жизни населения Чувашской Республики ведущее положение занимает Русская Православная церковь. Чебоксарскому и Чувашскому епархиальному управлению (учреждено в кон. 20-х гг.) удалось возродить и восстановить мн. полуразрушенные церкви и часовни. Регулярная служба проводится в более чем ста церквах и в четырех монастырях. В одном из них открыто духовное училище, где ведется подготовка кадров священнослужителей.

Верующие чуваши стараются исправно выполнять обязанности христианина: крестят детей, венчаются, отпевают умерших, периодически причащаются и исповедуются в своих грехах. Сохраняются традиционные формы поклонения часовням в дни почитаемых святых. Верующие здесь зажигают свечи, молятся, оставляя в дар святыне монеты. Ныне все больше людей стали посещать монастыри, чтобы получить духовные наставления, помолиться почитаемым иконам. Возрождается традиция проведения престольных праздников. В дни семейных торжеств нек-рые верующие приглашают к себе местных священников.

Наряду с христ. обычаями и обрядами соблюдаются и нек-рые дохрист. культы. Существует вера в магию, колдовство, злых духов. Сохраняются верования в водяных, леших, духов болезней, шайтанов и др. В нек-рых случаях чуваши продолжают обращаться за помощью к местным знахарям. В дни почитания христ. святых и во время правосл. праздников все еще проводятся магические обряды, направленные на увеличение поголовья скота, достижение здоровья и благополучия в семье и т. д. Похороннопоминальные обряды сохранили архаические представления о человеческой душе, духе смерти, потустороннем мире, загробной участи умершего. Выполняются традиционные чувашские обычаи, связанные с почитанием предков. Народные традиции и обычаи чаще всего соблюдаются в кругу семьи: после рождения ребенка, во время свадьбы, при болезни или смерти к.-л. из членов семьи. Приверженцы дохрист. культов периодически проводят семейные моления. Предпринимаются практические шаги по возрождению народных праздников. В этом деле активное участие принимают сельчане, национальная интеллигенция. Возрождаются также нек-рые забытые традиционные общедеревенские моления. В отд. р-нах были организованы жертвоприношения.

Участники национального движения, городская и сельская интеллигенция, возглавляемая Чувашским национальным конгрессом, проводят активную работу по пропаганде традиционных верований и культов. При этом большинство из них индифферентно относится к религии. Возрождая народные традиции, национальная интеллигенция стремится приобщить людей к истокам своей культуры, восстановить историческую память народа.

В республике действуют также общины ЕХБ, пятидесятников, адвентистов и др. (см. Протестантизм в России). Сохраняются приверженцы Истинно Православной Церкви. Среди местных татар усилилось влияние мусульманской религии.

Н.С. Попов


Чукчей религиозные представления. Чукчи народ в Российской Федерации, насчитывающий 15,1 тыс. чел. (1989). Живут в Чукотском автономном округе, в Республике Саха (Якутия), Корякском авт. окр. Подразделяются на береговых (оседлых охотников на морского зверя) и оленных (кочевых оленеводов).

В религ. воззрениях чукчей много общего с др. палеазиатскими народами Сибири (см. Народов Сибири верования). В основе религии вера в духов, одухотворение всех явлений и предметов окружающей действительности. Вселенная представлялась состоящей из трех (пяти, семи) миров. Главное божество — Творец, или Верховное Существо, обитающее в Верхнем мире. С Верховным Существом отождествлялись Зенит, Полдень, Рассвет, Полярная звезда и др. У крещеных чукчей с образом Творца связывались также представления о христ. боге. Иногда в роли Творца выступает мифический герой Ворон Куркыль: он создает местность, диких и домашних животных, учит людей жить. Солнце человек в блестящих одеждах, ездящий по небу на оленях или собаках; Луна солнце злых духов; Северное сияние — души умерших предков, играющие на небе в мяч; Млечный путь песчаная река; Полярная звезда небесная привязь, вокруг к-рой ходят все звезды. В Верхний мир можно попасть через отверстие в Полярной звезде, а также по радуге или солнечному лучу.

Бытовали представления о множественности человеческих душ. Душа чаще невидима, иногда связывалась с образом черного жука. Были распространены понятия о парциальных душах, т. е. душах отдельных органов и частей тела. Болезни часто объяснялись кражей души вредоносными духами, к-рые делились на несколько категорий. В злых духов могли превращаться умершие родственники. Оберегами от злых духов служили амулеты, магические заклинания, татуировка и пр.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Религии народов современной России. Словарь"

Книги похожие на "Религии народов современной России. Словарь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора М Мчедлов

М Мчедлов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "М Мчедлов - Религии народов современной России. Словарь"

Отзывы читателей о книге "Религии народов современной России. Словарь", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.